Цель: получить выражение для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. Уметь применять его при решения задач.
Оборудование:
- пластмассовая бутылка с тремя от Верётиями;
- стакан с водой на каждой парте;
- карточки с буквами, обозначающие следующие величины: масса, плотность, объем, площадь, высота, вес, давление;
- магнитная доска.
Ход урока
В начале урока провожу эксперимент: в пластмассовую бутылку с тремя Отверстиями на разных уровнях по высоте наливаем подкрашенную воду.
Беседа с классом:
- почему вода вытекает из сосуда?
- сравните струи воды?
- объясните почему они разные?
Когда учащиеся объяснят, что столбы жидкости разные и давление на разной глубине разное, ставлю проблему: а нужно ли знать людям, чему равно давление жидкости на разных глубинах, на дно, на стенки сосуда?
Открываем тетради, записываем тему урока.
Ставим цель: вывести формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.
На доске нарисован параллелепипед высотой h и площадью основания S. Предлагаю ребятам представить, что это аквариум, в котором налита вода. Попытаемся определять давление воды Р на дно аквариума. Работаем на магнитной доске с карточками, выкладывая поочередно формулы, получая цепочку: m=pV, V= Sh, m=pSh, P= gm, P= gpSh, p= P/S, p=pgh.
Анализируем окончательную формулу: что же нужно знать, чтобы рассчитать давление жидкости.
Зависит ли давление от площади или формы сосуда?
Вьполняем фронтальный эксперимент: на каждой парте стоит стакан с водой. Высота налитой воды одинаковая.
Цель: определить давление воды на дно стакана.
Один ученик выполняет у доски. Остальные за партой. Сверяем ответ. Анализируем его: какую физическую величину мы измеряли? какую физическую величину брали в таблице? какое численное значение давления получили учащиеся, работающие за партой и у доски? большое это или маленькое давление?
Переходим к самостоятельной работе по решению задач разного уровня сложности.
Карточка на каждую парту.(см. приложение 1).
Карточки с дифференцируемыми заданиями раздаются на каждую парту.
Первая задача, первого уровня сложности решается без вариантов. Учащиеся помогают друг другу в случае необходимости используя метод взаимопроверки.
Задачи второго уровня сложности (их две) решаются по вариантам и проверяются с помощью специального ключа расположенного на этой же карточке. Что позволяет вовремя обнаружить неправильный ответ, проанализировать решение и исправить ошибку. Задачи третьего уровня сложности решаются индивидуально и проверяются учителем.
За пять минут до звонка ученики сдают карточки.
Проводим маленькую рефлексию:
- кто справился с задачами первого уровня сложности?
- кто справился с задачами второго уровня сложности? кто справился с задачами третьего уровня?
Задаю домашнее задание: параграф из учебника, упражнение на решение задач и сообщения:
- «Человек изучает подводный мир».
- «Подводные лодки, батисферы и батискафы».
- «Животный мир океанских и морских глубин».
- «Ныряльщики за жемчугом».