Урок физики в 7-м классе по теме "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда"

Разделы: Физика


Цель: получить выражение для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. Уметь применять его при решения задач.

Оборудование:

  • пластмассовая бутылка с тремя от Верётиями;
  • стакан с водой на каждой парте;
  • карточки с буквами, обозначающие следующие величины: масса, плотность, объем, площадь, высота, вес, давление;
  • магнитная доска.

Ход урока

В начале урока провожу эксперимент: в пластмассовую бутылку с тремя Отверстиями на разных уровнях по высоте наливаем подкрашенную воду.

Беседа с классом:

  • почему вода вытекает из сосуда?
  • сравните струи воды?
  • объясните почему они разные?

Когда учащиеся объяснят, что столбы жидкости разные и давление на разной глубине разное, ставлю проблему: а нужно ли знать людям, чему равно давление жидкости на разных глубинах, на дно, на стенки сосуда?

Открываем тетради, записываем тему урока.

Ставим цель: вывести формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.

На доске нарисован параллелепипед высотой h и площадью основания S. Предлагаю ребятам представить, что это аквариум, в котором налита вода. Попытаемся определять давление воды Р на дно аквариума. Работаем на магнитной доске с карточками, выкладывая поочередно формулы, получая цепочку: m=pV, V= Sh, m=pSh, P= gm, P= gpSh, p= P/S, p=pgh.

Анализируем окончательную формулу: что же нужно знать, чтобы рассчитать давление жидкости.

Зависит ли давление от площади или формы сосуда?

Вьполняем фронтальный эксперимент: на каждой парте стоит стакан с водой. Высота налитой воды одинаковая.

Цель: определить давление воды на дно стакана.

Один ученик выполняет у доски. Остальные за партой. Сверяем ответ. Анализируем его: какую физическую величину мы измеряли? какую физическую величину брали в таблице? какое численное значение давления получили учащиеся, работающие за партой и у доски? большое это или маленькое давление?

Переходим к самостоятельной работе по решению задач разного уровня сложности.

Карточка на каждую парту.(см. приложение 1).

Карточки с дифференцируемыми заданиями раздаются на каждую парту.

Первая задача, первого уровня сложности решается без вариантов. Учащиеся помогают друг другу в случае необходимости используя метод взаимопроверки.

Задачи второго уровня сложности (их две) решаются по вариантам и проверяются с помощью специального ключа расположенного на этой же карточке. Что позволяет вовремя обнаружить неправильный ответ, проанализировать решение и исправить ошибку. Задачи третьего уровня сложности решаются индивидуально и проверяются учителем.

За пять минут до звонка ученики сдают карточки.

Проводим маленькую рефлексию:

  • кто справился с задачами первого уровня сложности?
  • кто справился с задачами второго уровня сложности? кто справился с задачами третьего уровня?

Задаю домашнее задание: параграф из учебника, упражнение на решение задач и сообщения:

  1. «Человек изучает подводный мир».
  2. «Подводные лодки, батисферы и батискафы».
  3. «Животный мир океанских и морских глубин».
  4. «Ныряльщики за жемчугом».