Цели и задачи, оборудование и материалы к уроку см. в приложении №1
Ход урока
I. Учитель.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы проводим урок – окружающий мир и изобразительное искусство.
2. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение.
- Начнём урок с загадок:
- Какой месяц год кончает, зиму начинает? (Декабрь).
- Этот месяц – году начало, зиме середина! (Январь).
- А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга – метель да вьюга. (Февраль).
Карточки со словами вывешиваются на доску.
-К какому времени года относят названия этих месяцев? (Зима).
- Это и будет темой нашего урока.
Принято считать, что зима – это покой природы.
- Как вы понимаете слово покой? (…)
- Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, так ли это?
На прошлом уроке мы с вами были на экскурсии в природу.
Вспомните, какие изменения в природе вы отметили? (Холодно, часто идёт снег, везде снежный покров, короткий день и длинная ночь, тишина и покой кругом, деревья и кусты стоят голые, люди тепло одеваются). .
Учитель вывешивает на доску условные знаки. (Приложение №2)
- Все ли деревья стоят голые? Какие деревья зимой и летом стоят зелёные? (Ели,…, -хвойные деревья)
- Почему хвойные деревья так назвали? (листочки – хвоинки)
- Какие хвойные деревья вы ещё знаете? (Кедр, сосна, пихта, лиственница)
- Перед вами две фотографии зимней природы, определите по внешнему виду какой лес на снимках? (хвойный, лиственный)
- Почему так решили? (описывают деревья – тонкие ветви берёз покрыты инеем, пушистые лапы елей)
II. Учитель ИЗО.
- Ребята, на этих фотографиях мы видим зимний лес таким, каким его увидел и запечатлел художник-фотограф. А есть художники-живописцы, они изображают природу при помощи красок, цвета. Как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж)
Перед вами репродукции картин художника И. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж».
- Что изображено на первом плане? (деревья)
- Какие деревья? (ёлочки, берёзки)
- Какие цвета использовал художник для изображения ёлочек? (яркие, насыщенные, зелёные…)
- Обратите внимание на ветви берёз. Какого они цвета? (розового, сиреневого,…)
- Почему живописец использовал эти краски? (показал закат солнца на ветвях покрытых инеем…)
Свою любимую картину И. Грабарь назвал «Февральская лазурь». Лазурь – это цвет неба – голубой оттенок. Но на репродукции мы видим небо сквозь кружево тонких берёзовых веточек. Опираясь на ваши наблюдения, мы продолжим работу в парах над пейзажами. У вас на листах уже нарисованы стволы деревьев.
- Какой цвет нужно выбрать для наших елей?
- На экскурсии вы обратили внимание на другие деревья. Как они выглядят?
Лиственное дерево или кустарник учащиеся дорисовывают по собственному выбору (березу, тополь, рябину).
Учитель ИЗО показывает, как работать над рисунком ели, др. деревьев, а учащиеся каждый со своей стороны листа выполняют рисунок цветными карандашами.
III. Учитель.
- На экскурсии мы с вами обратили внимание на тишину зимней природы. И в зимнем лесу тишина и покой. Кажется, что все спит непробудным сном.
-Вы получили домашнее задание – узнать, как зимуют некоторые животные.
Учитель в определенном порядке показывает картинки животных, а дети коротко сообщают, что им о них известно.
Медведь, волк, белка, лось, птицы, насекомые, рыбы.
- Какие животные бодрствуют зимой, т. е. не ложатся в спячку?
Вывод: те звери и птицы, которые находят корм зимой и приспособились к холоду – бодрствуют…
Физминутка:
- Сейчас я предлагаю отдохнуть. Представьте, что мы оказались на лесной полянке, на которой резвятся зайцы. 4 зайца-помощника помогут организовать отдых под музыку.
- На фотографиях и репродукциях мы не видим лесных обитателей. Даже те, кто не засыпает на зиму, очень хорошо прячутся. Сейчас мы проверим ваше внимание и вашу наблюдательность. Каждый ряд получает по листу с рисунком. После того, как я прочитаю загадку, вам нужно найти и быстро обвести цветным карандашом отгадку-животного, которое спряталось в рисунке, затем передать лист по ряду дальше (Эстафета). (Приложение №3)
Заяц - Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык!
Белка - В дупле на дереве живет, да орешки все грызет.
Лиса - Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее…
Сова - Всю ночь летает – мышей и зайцев добывает. А станет светло – спать летит в дупло.
Лось - Снегов копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко.
Последняя пара каждого ряда приносит листы на проверку.
Подведение итогов: кто нашёл и успел обвести всех животных – молодцы!
- Звери, о которых мы говорили, сами находят корм зимой. Но заботливый человек помогает им в снежные морозные зимы. Чем и как? (подкармливают в заповедниках, заказниках…)
- А вот птицы сами тянутся в морозы к жилью человека.
- Какую помощь от человека они ждут?
IV. Учитель ИЗО.
- Давайте продолжим нашу работу – нарисуем птиц, которых можно встретить в нашем лесу и в городе. Возьмите шаблоны, приложите в центре листа, каждый со своей стороны обведите. Определитесь, какую птицу вы нарисуете – снегиря или синицу (образцы рисунков птиц на доске), возьмите в руку необходимые карандаши, раскрасьте птиц.
Учитель на доске показывает порядок работы.
- А теперь покормим их. Прямыми линиями коричневым карандашом дорисуем кормушку с крышей.
- Ребята, кто из вас уже развешивал кормушки и подкармливал птиц?
- Что ещё мы должны дорисовать? (снег)
- Каким вы увидели снег на экскурсии? (белый, серый, заледенелый, рыхлый,…)
- От чего это зависит? (от погоды)
-Обратите внимание на фотографии и репродукции. Каким цветом изображен снег? (голубой, синий, розовый, в зависимости от цвета неба)
Учащиеся под руководством учителя ИЗО заканчивают свои рисунки.
V.Учитель
- Какие красивые пейзажи у вас получились! Молодцы!
Итог урока:
- Какое время года вы изобразили? (зиму)
- Давайте ещё раз назовём признаки зимы (по схемам)
(холодно, снег, изменения в жизни растений и животных, короткий день и длинная ночь, люди тепло одеваются)
- Что же получается, зима – это покой, но не сон природы и мы с вами это сегодня выяснили.
Выставка детских работ.
Рисунки детей в приложении №4.