Целью элективного курса по экологии является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта, взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному, вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Учебно-тематический.
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе: | Форма контроля | ||
лекции | практические работы |
семинары | ||||
Организм и среда (17 часов) |
||||||
1 | Возможности размножения организмов и их ограничения средой | 1 | 1 | |||
2 | Общие законы зависимости организмов от факторов среды | 1 | 1 | |||
3 | Основные пути приспособления организмов к среде | 1 | 1 | |||
4 | Пути воздействия организмов на среду обитания | 2 | 1 | 1 | ||
5 | Приспособительные формы организмов | 1 | 1 | |||
6 | Приспособительные ритмы жизни | 2 | 1 | 1 | ||
7 | Типы воздействия организмов | 1 | 1 | |||
8 | Законы и следствия пищевых отношений | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Законы конкурентных отношений в природе | 2 | 1 | 1 | ||
10 | Демографическая структура популяций | 2 | 1 | 1 | ||
11 | Динамика численности популяций и ее регуляция в природе | 2 | 1 | Тестирование (1 час) | ||
Экосистемы (5 часов) |
||||||
12 | Законы организации экосистем | 2 | 2 | |||
13 | Биоценоз и его устойчивость | 1 | 1 | |||
14 | Биосфера как глобальная экосистема | 2 | 1 | Тестирование (1 час) | ||
Социальная экология (2 часа) | ||||||
15 | Современные отношения человечества и природы | 1 | 1 | |||
16 | Противоречивость системы «природа-общество» | 1 | 1 | |||
Экологические основы охраны природы (10 часов) |
||||||
17 | Современное состояние и охрана атмосферы | 2 | 1 | 1 | ||
Продолжение таблицы |
||||||
18 | Рациональное использование и охрана вод | 2 | 2 | |||
19 | Использование и охрана недр | 2 | 1 | 1 | ||
20 | Почвенные ресурсы, их использование и охрана | 1 | 1 | |||
21 | Современное состояние и охрана растительности и животных | 3 | 1 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 34 | 21 | 5 | 6 | 2 |
Содержание.
Организм и среда (17 часов).
Тема1: Возможности размножения организмов и их ограничения средой (1 час)
Лекция: Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Практическое значение потенциального размножения организмов.
Тема 2: Общие законы зависимости организмов от факторов среды (1 час)
Лекция: Законы экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Закон ограничивающего фактора (1 час).
Тема 3: Основные пути приспособления организмов к среде (1 час)
Лекция: Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Создание внутренней среды. Использование явлений анабиоза на практике (1 час).
Тема 4: Пути воздействия организмов на среду обитания (2 часа)
Лекция: Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Роющая деятельность. Другие формы активности (1 час).
Семинар: Практическое значение средообразующей деятельности организмов (1час)
Тема 5: Приспособительные формы организмов (1час)
Лабораторная работа: Жизненные формы животных (на примере насекомых) (1 час).
Тема 6: Приспособительные ритмы жизни (2 часа)
Лекция: Ритмика внешней среды. Фотопериодизм. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика (1 час)
Проверочная работа (1 час)
Тема 7: Типы воздействия организмов (1 час)
Лекция: Классификация биотических связей. Экологические цепные реакции в природе. Воздействие человека на живую природу через применение биотических связей (1 час)
Тема 8: Законы и следствия пищевых отношений (2 часа)
Лекция: Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Зависимость численности хищника от численности жертв (1 час).
Семинар: Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе (1 час)
Тема 9: Законы конкурентных отношений в природе (2 часа)
Лекция: Правила конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества (1 час)
Лекция: Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Экологическая инженерия (1 час).
Тема 10: Демографическая структура популяции (2 часа)
Лекция: Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с возрастом и полом (1 час)
Семинар: Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле (1 час)
Тема 11: Динамика численности популяций и ее регуляция в природе (2 часа)
Лекция: Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяции (1 час).
Проверочная работа: тестирование (1 час)
Экосистемы (5 часов).
Тема 12: Закон организации экосистем (2 часа)
Лекция: Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах (1 час).
Лекция: Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии. Искусственные экосистемы (1 час).
Тема 13: Биоценоз и его устойчивость (1 час)
Практическая работа: Смены простейших в сенном настое (саморазвитие сообщества) (1 час).
Тема 14: Биосфера как глобальная экосистема (2 часа)
Лекция: Учение о биосфере. Состав атмосферы, воды, почвы. Глобальные круговороты веществ (1 час).
Проверочная работа: тестирование (1 час)
Социальная экология (2 часа).
Тема 15: Современные отношения человечества и природы (1 час)
Лекция: Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнения среды, антропогенные влияния на глобальные процессы (1 час).
Тема 16: Противоречивость системы «природа - общество» (1 час)
Практическая работа: творческая работа учащихся (1 час).
Экологические основы охраны природы (10 часов).
Тема 17: Современное состояние и охрана атмосферы (2 часа)
Лекция: Природа Земли – источник материальных ресурсов (1 час).
Семинар: Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, сцально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный (1 час).
Тема 18: Рациональное использование и охрана вод (2 часа)
Лекция: Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины (1 час).
Лекция: Основные меры по рациональному использованию и охране вод (1 час).
Тема 19: Использование и охрана недр (2 часа)
Лекция: Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком (1 час).
Практическая работа: защита рефератов (1 час).
Тема 20: Почвенные ресурсы. Их использование и охрана (1 час).
Лекция: Значение почвы и ее плодородия для человека. Причины истощения и разрушения почв. Рациональное использование и охрана земель (1 час).
Тема 21: Современное состояние и охрана растительности и животных (3 часа).
Лекция: Рациональное использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений и животных (1 час).
Семинар: Редкие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России. Их современное состояние и охрана (1 час).
Практическая работа: тестирование (1 час).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме Земли (общие экологические и социальные особенности популяций человека, современные взаимоотношения человечества и природы).
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- применять знания экологических правил при анализе различных видоа хозяйственной деятельности;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- охранять пресноводных рыб в период нереста;
- охранять полезных насекомых;
- подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;
- охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных;
- бороться с ускоренной эрозией почв.
Литература для учащихся:
- Практикум по экологии / Под ред. С. В. Алексеева. М.: МДС «Юнисам», 1996.
- Экология. Популярный словарик / Сост. В.С. Рохлов, В.Н. Беляев. М.: ИЦ «Академия», 1997.
- Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологию. М.: Просвещение, 1995.
- Жигарев И. А. Рабочая тетрадь по экологии. 10-11 кл.: Открытый мир, 1995.
- Экология России: Хрестоматия / Сост. В. Н. Кузнецов. М.: МДС «Юнисам», 1995.
Литература для учителя:
- Камерилова Г. С. Экология города. 10-11 кл. М.: Просвещение, 1997.
- Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1995.
- Козлова Т. А., Сухова Т. С., Сивоглазов В. И. Экология. Книга для учителя. М.: Школа-Пресс, 1996.
- Сивоглазов В. И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. Экология России: Пособие для учителя. М.: МДС «Юнисам», 1995.
- Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994.