Цели:
- продолжить работу над изучением буквы Шш и звука [ш],
- работа над развитием коммуникативной речи.
- воспитывать интерес к предмет и православной культуре.
Оборудование:
- проектор,
- экран,
- компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и не слышно
И скорей начнем урок
Будем мы читать трудиться
Ведь задания не легки
Нам, друзья, нельзя лениться
Так как мы ученики
II. Сообщение темы и цели урока.
Начинаем наш урок обучения грамоте. У нас сегодня снова не обычный урок, урок – сюрприз. Мы будем читать, играть, отгадывать и более подробно будем работать над буквами Шш и звуком [ш].
У меня сегодня прекрасное настроение. Я хочу поделиться им с вами.
III. Работа над темой урока.
- Ребята, а какое сейчас время года (Слайд 1. “Зима”, звучит музыка Вивальди – “Зима”).
- Закройте глазки. Скажите про себя слово “Зима” и постарайтесь увидеть картины зимы. (На фоне музыки учитель читает стихотворение).
Чудная картина
Как ты мне родна
Белая равнина
Полная луна
Свет небес высоких
И блестящий снег
И саней далеких одинокий бег
- Ребята, какие картины зимы вы увидели? (Устное рисование).
(Обращение к выставке рисунков).
- А вот такую зиму вы нарисовали вчера на уроке рисования.
- Возьмите свои “чудо досточки” и напишите слово зима.
IV. Психогимнастика.
- Ребята, а в какие игры играют дети зимой? (Ответ детей).
(Слайд 2. “Зимние забавы”)
- Мы, к сожалению, находимся в классе и не можем поиграть на улице, но мы можем съимитировать движения. Встаньте тихонько из-за парт. И покажите мимикой то, о чем я буду говорить.
- Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
- Вы боитесь съезжать с горки, покажите как вам страшно.
- Скатились с горы, не упали, вам весело и радостно. (Дети улыбаются).
Вот с таким настроением мы и продолжаем наш урок.
V. Продолжение темы урока.
1. Какой сейчас месяц? (Декабрь).
А какой праздник приближается? (Новый год).
А кто главный персонаж Нового года? (Дед Мороз).
2. Беседа учителя
Образ Деда Мороза складывался столетиями, и каждый народ наделял его своими чертами. Есть среди вымышленных и сказочных предков Деда Мороза и реальный человек, кторый жил давным-давно в трехсотом году нашей эры в городе Мира (настоящая территрия Турции) и был священником – звали его Николай. Это был очень добрый человек, причисленный после смерти к лику святых. Даже останки святого представляли предмет поклонения, а потому и были похищены итальянскими пиратами. Прихожане церкви святого Николая были страшно возмущены, а сама история похищения наделала много шума, благодаря которому о Николае узнали крестьяне всего мира. С тех пор было принято в день памяти святого Николая 19 декабря (т.е. сегодня) дарить детям подарки. Как это делал Николай-Чудотворец – покровитель потерянных и похищенных детей.
(Слайд 3 “Николай Чудотворец”).
- А все Николаи сегодня празднуют свои именины. У нас в классе нет Николаев, но есть папы, дедушки – Николаи.
А мы будем ждать, может и нам достанется какой – нибудь подарок от Николая. Ведь сегодня удивительный день 19 декабря .
3. – А к нам на урок пришел наш привычный Дед Мороз.
(Слайд 4 “Дед Мороз”)
(Говорящий слайд)
Дед Мороз я настоящий
Из лесной дремучей чащи
Где стоят в сугробах ели
Где морозы и метели.
- Пришел к вам на урок посмотреть, как вы научились читать. Кто будет читать лучше всех, получит приз.
- Ребята, у Деда Мороза к вам есть просьба. Он готовит подарки детям на Новый год, но у него есть одна кукла, которая не выговаривает свое имя и Дед Мороз ее никому не может подарить. Он мне сказал, если мы научим ее выговаривать звук [ш], нас ждет сюрприз от него и Николая Чудотворца. Тем более, что сегодня у куклы день рождения.
- Ребята, поможем Деду Морозу в его беде? (Ответ детей).
- А где же это кукла?
(Слайд 5 “Маша”)
(Говорящий слайд)
- Здравствуйте, ребята, я кукла Маса. Приходите ко мне на день рождения.
- Ребята, а какой звук не выговаривает Маша? (Ответ детей).
- Пойдем на День рождения к Маше?
- А в гости принято ходить с подарками. Пойдем в магазин. Только покупать можно те подарки, в названии которых есть звук [ш].
(Слайд 6 с изображением игрушек)
- Назовите все предметы. (Дети называют игрушек и указывают в каком месте мы слышим звук [ш])
- А теперь проверим (на слайде исчезают те игрушки где нет звука [ш])
- Молодцы! Вот мы и справились с первым заданием. А теперь, давайте приступим к заданию, какое мы получили от Деда Мороза. Покажем Маше, как должны находится органы речи, когда мы произносим звук [ш].
(Слайд 7 “Маши”).
Сделайте широкую улыбку, широкий язык поднимите к верхним зубам, язык чашечкой, края прижаты к коренным зубам и зашипим, как змейки (обращать внимание на тех детей кто не выговаривает звук[ш].)
- Как мы произносим звук [ш] голосом или без голоса? (Без голоса).
- Он звучит твердо или мягко? (Твердо).
- Гласный или согласный? (Согласный).
(Слайд 8. Шорох, появляются мыми).
- Ребята, а что это за шорох?
- Мыши просят нас прочитать слоги.
Ша-шо-ши, шу-шо-шу, шва-швы-шво.
- Давайте прочитаем их.
(Слайд 9 “Мыши”).
(Говорящий слайд).
- Ребята, можно мы тоже к Маше в гости придем. Мы умеем шуметь, шуршать, шалить.
- Давайте прочитаем эти слова еще раз.
- Во всех ли словах есть буква ш?
- Хорошо возьмем, только скажите, пожалуйста, с какой буквой не дружит буква ш.
(Слайд 10 “Запомни ши”).
- Откройте азбуку на стр. 143.
- Найдите это правило.
- Давайте прочитаем слова.
Звуковой анализ шина
(Слайд 11).
- Мыши, приходите к Маше на день рождения.
Мыши предлагают игру “Буква потерялась”.
(Слайд 12).
Мы_ка, ко_ка, лягу_ка, мо_ка.
- Ребята, посмотрите, и скажите, какая буква потерялась?
(Дети называют слова, буква появляется на экране).
- Молодцы! А еще на дне рождение принято песни петь и танцевать.
VI. Физкультминутка.
“Кот и мыши”
- В каких словах услышали звук [ш].
VII. Продолжение темы урока.
1. Работа над предложением.
- Из чего состоит наша речь?
- Что такое предложение?
- Какие знаки могут стоять в конце предложения?
- А сколько слов может быть в предложении?
(Слайд 13.)
Маша _______кашу. (любит, ест, варит.)
Маша _______шишку. (нашла, бросила)
- Мышки утащили слова в норки. Посмотрите и скажите, а какие слова здесь могли быть? (Ответ детей)
- Прочитаем предложения.
- Почему слово Маша написано с большой буквы?
- А в каких словах встречается буква ш?
2. Давайте в Азбуке прочитаем веселое стихотворение “Петушки”. ( Дети читают подсчитывая сколько раз встречается звук [ш].)
- Ребята, не только петушки не должны драться, но и вы тоже, если петушки лишаться перышек, то у вас могут быть синяки и царапины, а это очень больно. Не хочешь чтоб тебя не трогали, сам не трогай никого.
(Слайд 14 “Маши”).
(Говорящий слайд).
- Спасибо ребята, я Маша, вы научили меня выговаривать свае имя.
VIII. Итог урока.
Вот подходит к концу наш урок.
- Понравился ли он вам?
- А что понравилось больше всего?
- А какой звук повторяли?
Мы выполнили просьбу Деда Мороза.
(Слайд 15 “Дед Мороза”)
(Говорящий слайд).
- Молодцы! А вот вам и приз за работу. Вы научили куклу говорить. Теперь я могу подарить вам ее на Новый год.
(Всем детям раздается кукла Маша).
- А вот и сюрприз от меня и Николая-Чудотворца.
(Учитель снимает мешок и достает приглашение на спектакль “Сон в новогоднюю ночь”. Раздает каждому пригласительные).
(Слайд “Зима” под музыку “Такого снегопада…”)
- Спасибо вам, за урок. Настроение у меня стало еше лучше. А у вас?