Урок обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить работу над изучением буквы Шш и звука [ш],
  • работа над развитием коммуникативной речи.
  • воспитывать интерес к предмет и православной культуре.

Оборудование:

  • проектор,
  • экран,
  • компьютер.

Ход урока

Презентация (архив.zip)

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и не слышно
И скорей начнем урок
Будем мы читать трудиться
Ведь задания не легки
Нам, друзья, нельзя лениться
Так как мы ученики

II. Сообщение темы и цели урока.

Начинаем наш урок обучения грамоте. У нас сегодня снова не обычный урок, урок – сюрприз. Мы будем читать, играть, отгадывать и более подробно будем работать над буквами Шш и звуком [ш].

У меня сегодня прекрасное настроение. Я хочу поделиться им с вами.

III. Работа над темой урока.

- Ребята, а какое сейчас время года (Слайд 1. “Зима”, звучит музыка Вивальди – “Зима”).

- Закройте глазки. Скажите про себя слово “Зима” и постарайтесь увидеть картины зимы. (На фоне музыки учитель читает стихотворение).

Чудная картина
Как ты мне родна
Белая равнина
Полная луна
Свет небес высоких
И блестящий снег
И саней далеких одинокий бег

- Ребята, какие картины зимы вы увидели? (Устное рисование).

(Обращение к выставке рисунков).

- А вот такую зиму вы нарисовали вчера на уроке рисования.

- Возьмите свои “чудо досточки” и напишите слово зима.

IV. Психогимнастика.

- Ребята, а в какие игры играют дети зимой? (Ответ детей).

(Слайд 2. “Зимние забавы”)

- Мы, к сожалению, находимся в классе и не можем поиграть на улице, но мы можем съимитировать движения. Встаньте тихонько из-за парт. И покажите мимикой то, о чем я буду говорить.

- Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

- Вы боитесь съезжать с горки, покажите как вам страшно.

- Скатились с горы, не упали, вам весело и радостно. (Дети улыбаются).

Вот с таким настроением мы и продолжаем наш урок.

V. Продолжение темы урока.

1. Какой сейчас месяц? (Декабрь).

А какой праздник приближается? (Новый год).

А кто главный персонаж Нового года? (Дед Мороз).

2. Беседа учителя

Образ Деда Мороза складывался столетиями, и каждый народ наделял его своими чертами. Есть среди вымышленных и сказочных предков Деда Мороза и реальный человек, кторый жил давным-давно в трехсотом году нашей эры в городе Мира (настоящая территрия Турции) и был священником – звали его Николай. Это был очень добрый человек, причисленный после смерти к лику святых. Даже останки святого представляли предмет поклонения, а потому и были похищены итальянскими пиратами. Прихожане церкви святого Николая были страшно возмущены, а сама история похищения наделала много шума, благодаря которому о Николае узнали крестьяне всего мира. С тех пор было принято в день памяти святого Николая 19 декабря (т.е. сегодня) дарить детям подарки. Как это делал Николай-Чудотворец – покровитель потерянных и похищенных детей.

(Слайд 3 “Николай Чудотворец”).

- А все Николаи сегодня празднуют свои именины. У нас в классе нет Николаев, но есть папы, дедушки – Николаи.

А мы будем ждать, может и нам достанется какой – нибудь подарок от Николая. Ведь сегодня удивительный день 19 декабря .

3. – А к нам на урок пришел наш привычный Дед Мороз.

(Слайд 4 “Дед Мороз”)

(Говорящий слайд)

Дед Мороз я настоящий
Из лесной дремучей чащи
Где стоят в сугробах ели
Где морозы и метели.

- Пришел к вам на урок посмотреть, как вы научились читать. Кто будет читать лучше всех, получит приз.

- Ребята, у Деда Мороза к вам есть просьба. Он готовит подарки детям на Новый год, но у него есть одна кукла, которая не выговаривает свое имя и Дед Мороз ее никому не может подарить. Он мне сказал, если мы научим ее выговаривать звук [ш], нас ждет сюрприз от него и Николая Чудотворца. Тем более, что сегодня у куклы день рождения.

- Ребята, поможем Деду Морозу в его беде? (Ответ детей).

- А где же это кукла?

(Слайд 5 “Маша”)

(Говорящий слайд)

- Здравствуйте, ребята, я кукла Маса. Приходите ко мне на день рождения.

- Ребята, а какой звук не выговаривает Маша? (Ответ детей).

- Пойдем на День рождения к Маше?

- А в гости принято ходить с подарками. Пойдем в магазин. Только покупать можно те подарки, в названии которых есть звук [ш].

(Слайд 6 с изображением игрушек)

- Назовите все предметы. (Дети называют игрушек и указывают в каком месте мы слышим звук [ш])

- А теперь проверим (на слайде исчезают те игрушки где нет звука [ш])

- Молодцы! Вот мы и справились с первым заданием. А теперь, давайте приступим к заданию, какое мы получили от Деда Мороза. Покажем Маше, как должны находится органы речи, когда мы произносим звук [ш].

(Слайд 7 “Маши”).

Сделайте широкую улыбку, широкий язык поднимите к верхним зубам, язык чашечкой, края прижаты к коренным зубам и зашипим, как змейки (обращать внимание на тех детей кто не выговаривает звук[ш].)

- Как мы произносим звук [ш] голосом или без голоса? (Без голоса).

- Он звучит твердо или мягко? (Твердо).

- Гласный или согласный? (Согласный).

(Слайд 8. Шорох, появляются мыми).

- Ребята, а что это за шорох?

- Мыши просят нас прочитать слоги.

Ша-шо-ши, шу-шо-шу, шва-швы-шво.

- Давайте прочитаем их.

(Слайд 9 “Мыши”).

(Говорящий слайд).

- Ребята, можно мы тоже к Маше в гости придем. Мы умеем шуметь, шуршать, шалить.

- Давайте прочитаем эти слова еще раз.

- Во всех ли словах есть буква ш?

- Хорошо возьмем, только скажите, пожалуйста, с какой буквой не дружит буква ш.

(Слайд 10 “Запомни ши”).

- Откройте азбуку на стр. 143.

- Найдите это правило.

- Давайте прочитаем слова.

Звуковой анализ шина

(Слайд 11).

- Мыши, приходите к Маше на день рождения.

Мыши предлагают игру “Буква потерялась”.

(Слайд 12).

Мы_ка, ко_ка, лягу_ка, мо_ка.

- Ребята, посмотрите, и скажите, какая буква потерялась?

(Дети называют слова, буква появляется на экране).

- Молодцы! А еще на дне рождение принято песни петь и танцевать.

VI. Физкультминутка.

“Кот и мыши”

- В каких словах услышали звук [ш].

VII. Продолжение темы урока.

1. Работа над предложением.

- Из чего состоит наша речь?

- Что такое предложение?

- Какие знаки могут стоять в конце предложения?

- А сколько слов может быть в предложении?

(Слайд 13.)

Маша _______кашу. (любит, ест, варит.)

Маша _______шишку. (нашла, бросила)

- Мышки утащили слова в норки. Посмотрите и скажите, а какие слова здесь могли быть? (Ответ детей)

- Прочитаем предложения.

- Почему слово Маша написано с большой буквы?

- А в каких словах встречается буква ш?

2. Давайте в Азбуке прочитаем веселое стихотворение “Петушки”. ( Дети читают подсчитывая сколько раз встречается звук [ш].)

- Ребята, не только петушки не должны драться, но и вы тоже, если петушки лишаться перышек, то у вас могут быть синяки и царапины, а это очень больно. Не хочешь чтоб тебя не трогали, сам не трогай никого.

(Слайд 14 “Маши”).

(Говорящий слайд).

- Спасибо ребята, я Маша, вы научили меня выговаривать свае имя.

VIII. Итог урока.

Вот подходит к концу наш урок.

- Понравился ли он вам?

- А что понравилось больше всего?

- А какой звук повторяли?

Мы выполнили просьбу Деда Мороза.

(Слайд 15 “Дед Мороза”)

(Говорящий слайд).

- Молодцы! А вот вам и приз за работу. Вы научили куклу говорить. Теперь я могу подарить вам ее на Новый год.

(Всем детям раздается кукла Маша).

- А вот и сюрприз от меня и Николая-Чудотворца.

(Учитель снимает мешок и достает приглашение на спектакль “Сон в новогоднюю ночь”. Раздает каждому пригласительные).

(Слайд “Зима” под музыку “Такого снегопада…”)

- Спасибо вам, за урок. Настроение у меня стало еше лучше. А у вас?