Урок русского языка в 6-м классе на тему "Чудодейственная сила глагола" (Лингвистическое путешествие)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • закрепить имеющиеся у детей знания о глаголе;
  • показать роль глагола в построении связных высказываний;
  • обогатить речь школьников глаголами различных лексико-семантических групп, в частности глаголами движения, речи, чувства, звучания, которые являются наиболее употребительными;
  • воспитать у школьников интерес к изучению русского языка.

Эпиграф к уроку:

Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе.

А.Н.Толстой

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

- Мы подошли к концу изучения темы «Глагол», и сегодня отправимся в лингвистическое путешествие – путешествие в мир языка и поговорим о «чудодейственной силе глагола». Этот урок особенный: вы сегодня не просто ученики – вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в глаголы, понаблюдать за их «жизнью» в тексте. Эпиграфом к уроку я взяла слова А.Н.Толстого (читаю), которые и дают направление нашего исследования.

  1. Русский язык чрезвычайно богат глаголами.

Глаголы по частоте употребления занимают второе место после существительных. Среди 9000 слов, являющимися наиболее употребительными, глаголов около 2500. Материалом для исследования роли глаголов в речи нам будут служить фрагменты произведений русских писателей и поэтов, а также произведение фольклора. А путеводителем нам будут карты, на которых указаны маршруты нашего путешествия. (Просматривание карты маршрута)

  1. Итак, наш первый маршрут по отрывку из поэмы Степана Щипачева «У книжных полок».

Листать словари и глазами
Вливаться в них – радость моя.
Страницы подняв парусами,
Порой дохожу и до Я…
К томам этим чаще и чащеСпешу, как в надежности вех,
Чтоб не заплутаться мне в чаще
Вопросов, что ставит наш век.

Задания.

1. Прочитайте текст.

2. Какова тема стихотворения?

(Строки о словарях, о том, что в них можно найти ответы на возникающие у вас вопросы) Какое слово нашел автор для выражения этой мысли? (Чаща вопросов)

3. Что значит слово чаща? (Густой, темный лес) Почему автор именно такое слово употребляет автор? (слово употреблено в переносном значении: как в лесу много деревьев, так и у нас часто возникает много вопросов)

4. Какие слова употреблены в переносном значении? (Словосочетание глазами вливаться – т.е. очень внимательно вчитываться в строки словарей, как бы раствориться в них, узнать все, что там написано).

- А как Щипачев сумел передать, что мы можем узнать из словарей?

(Порой дохожу и до Я» - значит, до конца словаря, ведь я – последняя буква алфавита, а в словарях сведения расположены в алфавитном порядке).

5. Вспомним, какие словари вы знаете?

6. Найдите в тексте ответ на вопрос: Интересно ли поэту читать словари? (Сравнивает работу со словарями, с плаванием на корабле с огромными парусами. Это словосочетание тоже употреблено в переносном значении.)

- Ребята, есть в тексте непонятное для вас слово? (Веха – шест в поле, а в переносном значении – момент, этап в развитии чего-нибудь.)

7. Давайте, определим основную мысль текста. (Автор призывает нас чаще обращаться к словарям – это очень увлекательно и интересно).

8. Найдите орфограммы в тексте.

( Листать – лист, словари – слово, вливаться – лить, порой – до сих пор, спешу – спешка, дохожу – ходит, парусами – парус, томам – том – безударные гласные, проверяемые ударением; страница, надежность, вопрос – словарные слова; вливаться (что делать?), не заплутаться ( что сделать), не с глаголом напишем раздельно.

9. Найдите глаголы листать, вливаться, в какой форме они стоят. Вспомните, что вы знаете о ней. (Неопределенная форма глагола обозначает действие, не указывая лицо, число и время.) Почему автор использует эту форму глагола? (Наверно, автору неважно, кто листает словари: мальчик, девочка, юноша или девушка, а может быть седой дедушка или сам автор, - важно, что каждый найдет в словарях что-то интересное для себя.)

10. Обратим внимание на второе предложение. Как вы думаете, почему здесь нет подлежащего? (Оно подсказано формой глагола – это 1-е лицо, т.е. говорящий. Кроме того, было бы неблагозвучно: я дохожу до Я)

-Как называются предложения с одним главным словом? (односоставными

11.Обратимся к третьему предложению. Сколько сказуемых вы выделите здесь? (Три, у первого и второго нет подлежащего)

12. Почему нет подлежащего у первого сказуемого ( как и во втором предложении). А у второго сказуемого? ( Здесь нельзя подобрать подлежащее, такие предложения называются безличными).

13. Определите вид глаголов. Давайте подумаем : случайно ли из всех глаголов в тексте только один совершенного вида? Для этого вспомните, что вы знаете о глаголах совершенного и несовершенного вида.

14. Сделаем вывод: используя в основном глаголы несовершенного вида, автор как бы подчеркивает, что работа со словарями должна происходить постоянно, а несовершенный вид глагола ставит заставляет нас лучше ощутить, что вопросы возникали и будут возникать.

15. Давайте посмотрим, в каком времени употреблены глаголы в тексте.

(Глаголы дохожу, спешу, ставит употреблены в настоящем времени). Таким образом, автор заставляет нас задуматься о важности работы со словарями, о том, что не надо откладывать работу на завтра то, что можно сделать сегодня.

  1. Второй маршрут - глаголы, описывающие движение человека и природные явления.

Прочитайте текст, найдите глаголы движения и выпишите их.

Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго.

Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы думаете, почему автору удалось в одном предложении рассказать о многом? Какую роль играют в этом глаголы? ( Глаголы передают последовательность, темп происходящего, движение)

Задание по карточкам:

Вставьте пропущенные глаголы движения, запишите их в текст.

Из-под камня _________родник. Он превращается в ручеек, который весело _________ на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом __________________ вниз. По склону горы он _____________ дальше. Несколько таких ручейков ______________ в один большой ручей, и он спокойно ______________ по равнине.

Слова для справок: бежит, течет, скатывается, сливаются, льется.

  • Какова роль глаголов в этом тексте? (Не только последовательность событий, но передает характер движения ручейка).
  1. Третий маршрут - глаголы речи. Они играют большую роль в текстах с прямой речью и диалогом.
  • Прочитайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба- Яга. Василиса встретила её.

- Все ли сделано? – спрашивает Яга.

- Изволь посмотреть сама, бабушка, - молвила Василиса. Баба- Яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:

- Ну хорошо!

Потом крикнула:

- Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

- Выпишите глаголы речи, какие глаголы подчеркивают характер героев сказки? (Молвила – потому что ласковая, добрая, почтительная; крикнула – скорее всего злая, сварливая)

Я предлагаю вам подобрать синонимы к глаголам речи: например, сказать, говорить. Проверьте, какие еще слова вы не подобрали. (Вспомнить, спрашивать, объясниться, подсказать, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, посоветоваться, буркнуть, крикнуть, молвить.)

Работа в группах:

Распределите данные глаголы :

  • 1 группа - со значением речи;
  • 2 группа - со значением чувств, ощущением говорящего;
  • 3 группа - обозначающие мимику, жесты и движения говорящего.

Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.

Придумайте словосочетание с глаголами.

  1. Четвёртый маршрут - глаголы звучания.

Теперь прослушайте текст Лесной разговор. Какие глаголы, по–вашему, точнее и выразительнее передают звуки леса?

Лесной разговор.

- Люблю, когда, лес шумит, особенно летом. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит – погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются – ну, жди ненастья, грозы. Им – то сверху видней, что на небе делается, еще издали точку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, не выдержат, сломает их ветер. Зато, как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу такой радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься…

От чего зависит выразительность этого текста? Как шумят деревья?

Умеете ли вы слушать природу? А как рассказать о том, что вы слышите? (с помощью глаголов).

  1. Домашнее задание.

Теперь давайте представим, что каждый из вас редактор какой-либо газеты. И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов – синонимов. Ваша задача – выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции.

  1. Итог урока.

Наш урок хочется закончить словами К.Г.Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Таким словом можно назвать глагол, о котором мы сегодня узнали много интересного.

Приложение (Маршрутная карта лингвистического путешествия в мир глагола.)