Цели:
- Познакомить учащихся со способом проверки безударных личных окончаний глаголов по неопределенной форме.
- Совершенствовать навыки правописания личных окончаний глаголов.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать аккуратность, культуру речи.
Оборудование: учебник А. В. Поляковой, экран, мультимедийная установка, слайды.
1. Мобилизующий этап
Я - в озерах и реках, а в воде меня нет,
Я - в арбузах и огурцах, а в дыне меня нет.
Д. Это звук Р.
У. Какой это звук?
Д. Согласный, звонкий, непарный.
Минута чистописания : письмо буквы Р.
2. Повторение
Работа с фразеологизмами:
У. Как заменить одним словом:
- Водить за нос? (Обманывать)
- Рукой подать? (Близко)
3. Словарно-орфографическая работа:
1) Игра " Добавить гласные": -с-к-л-т-р, -
л-ктр-ч -ств-
(эскалатор, электричество)
2) Составьте с ними предложения.
4. Работа по теме урока:
На доске слова: кормит, рубит, едет, моет, лечит, думает.
У. Что это за слова?
Д. Глаголы настоящего времени.
У. Запишите их в 2 столбика, найдя различие.
Д. Записывают :
кормит | моет |
лечит | едет |
рубит | думает |
Рисунок 1
У. Почему так распределили?
Д. В одних словах окончания -ит, в других - ет.
У. От чего зависит окончание в глаголах?
Д. Оно зависит от спряжения. В глаголах 1 спряжения -ет, а в глаголах 2 спряжения - ит.
У. А мы умеем определять спряжение?
Д. Да. Если в 3 лице множественного числа окончания -ут -ют, то это 1 спряжение и пишем Е , а если окончания -ат -ят, то это 2 спряжение и пишем И.
У. Всегда ли так? А в слове: строят или строют?(
Противоречие!)
(Встает проблема)
У. Значит, 3 лицо множественного числа помогает не всегда. Что же делать?
Д.(Предлагают свои версии)
Все версии проверяются. Если дети не выдвигают верную версию, учитель дает задание:
У. Поставьте эти глаголы в неопределенную форму.
Понаблюдайте за ними и окончаниями в 3лице единственного лица.
У. Что заметили?
Д. Во 2 спряжении на конце везде -ить, а в1 спряжении -разные гласные перед -ть .
У.Какой же вывод?
ВЫВОД:
Если в неопределенной форме - ить, это 2спряжение, пишем гласную в окончаниях -И, а если -ить нет, то это 1 спряжение, пишем гласную -Е.
У. Давайте посмотрим в учебнике на странице 99 памятку.
Рисунок 2
(Читаем памятку, запоминаем.)
ФИЗМИНУТКА.
У. Составьте схему по данному правилу.( 2
спряжение- неопред. форма -ить - И)
(1 спряжение - неопределенная форма- ----ать ,ять,
уть, еть, ыть---Е)
Рисунок 3
5. Закрепление
а) На экране пословицы:
- Хорошим худо не быва...т.
- Бедность уч..т, а богатство порт..т.
- Дождь полож..т траву, а солнышко подним..т.
- Месяц свет..т, но не гре..т
Рисунок 4
У. почему так говорят?
Дети объясняют смысл пословиц.
У. Пользуясь памяткой, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.
б. Письмо под диктовку
Вот уж снег последний в поле тает
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик белый расцветает,
И зовут друг друга журавли.
У.Найти в тексте глаголы, определить у них
спряжение, выделить окончание.
(Взаимопроверка)
7. Рефлексия
Тест "Да или нет" (Дети выполняют на листочках)
1) У глагола- два спряжения? (Да)
2) В 1 спряжении у глагола- ить? (нет)
3) Во 2 спряжении в окончании пишется И? (Да)
4)Спряжение можно определять по неопределенной
форме?( Да)
5)У глагола прошедшего времени определяется
спряжение? (Нет.)
Проверка:
Рисунок 5
8. Итог урока
Что нового узнали о глаголах? Какой способ проверки безударных окончаний вы открыли сегодня для себя?
Использованная литература
1. Журнал "Педсовет" № 4, 1996.
2. Г. А. Бакулина. "Интеллектуальное развитие
младших школьников на уроках русского языка". 3
класс. М. 2001.
3. Учебник русского языка. А. В. Поляковой, 2004.