Использование проектных форм работы на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Изменения, происходящие в современном обществе, существенно влияют на ситуацию в сфере образования: на смену формально-знаниевой пришла личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. Данный подход требует пересмотра целей и содержания обучения иностранным языкам и применения новых методов и технологий обучения. Метод проектов приобретает все больше сторонников главным образом потому, что он позволяет развивать активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Цель проекта заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами; обеспечить творческое применение языкового материала для решения практически значимых и доступных для учащихся проблем. Кроме того, проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации, он становится консультантом, помощником. Да и свою работу ученики предъявляют скорее не учителю, а своим одноклассникам.

Конечно, все вышеизложенное не означает, что организация учебной деятельности должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Этот метод наиболее эффективен при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в ходе работы над темой.

В данной статье я хочу показать, как использовалась мною проектная методика при изучении темы „Familie" по УМК Г.И.Ворониной и И.В.Карелиной „Deutsch, Kontakte. 10-11", раздел I - „Jugendliche, wie geht's?".

„Meine ideale Familie in der Zukunft"

Работа над проектом занимает 4 урока; при этом на защиту проектов отводится сдвоенный урок. В ходе индивидуальной деятельности в рамках данного проекта учащиеся должны найти решение поставленных перед ними проблем; сформулировать и аргументировать принципы построения идеальной семьи, которые могли бы стать нравственными ориентирами в будущих семьях самих учащихся.

В итоге учащиеся должны представить творчески оформленные рефераты по вопросам проекта: подобрать картинки по теме „Karriere oder Familie" и составить коллаж; написать сочинение на тему „Meine ideale Familie in der Zukunft".

Данный проект носит личностный, индивидуальный характер, каждый ученик самостоятельно решает поставленные проблемы; руководитель проекта ненавязчиво направляет работу участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность его участников.

Задачи проекта:

  1. Развитие интеллектуальных умений: умение работать с информацией, анализировать её, делать обобщения, выводы, умение работать со справочной литературой,
  2. Развитие творческих умений: умение генерировать идеи, умение находить варианты решения проблемы;
  3. Развитие коммуникативных умений: умение аргументировать свою точку зрения, умение лаконично излагать свои мысли.

Вопросы проекта:

  1. Was bedeutet fuer Sie die Familie?
  2. Was ist fuer Sie wichtiger - Ihre Karriere oder Ihre Familie?
  3. Wie stellen Sie sich das Idealbild einer Familie vor?

Необходимое оборудование: учебник немецкого языка для общеобразовательных школ „Deutsch, Kontakte. 10-11", (авторы - Г.И.Воронина, И.В.Карелина); немецко-русский и русско-немецкий словари; журнал ,Juma" №3 - 2001 г.; сюжетные картинки - ссора отца с сыном-подростком, ссора мужа с женой из-за какой-то мелочи, вечер в кругу семьи, дети помогают матери и т.п.

Этапы работы над проектом:

I этап. ( 1-ый урок) - представление ситуаций, позволяющих выявить проблемы по обсуждаемой теме:

  1. Учащимся предлагаются сюжетные картинки по теме, учащиеся инсценируют каждую, придумав диалоги; далее они должны развить ситуацию в форме рассказа (работа в паре);
  2. Работа с текстом учебника: стр. 59 упр. 15 - выделение главной мысли, поиск необходимой информации по 1 и 2 вопросам проекта (индивидуальная работа).

II этап. (2-ой урок) - выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой гипотезы:

  1. Работа с текстом „Brauchst du Familie?" из журнала "Juma" стр. 24, структурирование информации в виде таблицы „positiv/negativ" (работа в паре);
  2. составление ассоциограммы „Mein Idealbild von einer Familie" (групповая работа). Совместно обговариваются составляющие модели идеальной семьи. Все предложения учащихся записываются на доске или листе бумаги и оформляются в виде ассоциограммы. Каждое, предложение становится затем объектом исследования и обсуждения.

III этап. (Индивидуальная домашняя работа) - поиск фактов, аргументов, подтверждающих гипотезу:

  1. Оформление рефератов.

Модель идеальной семьи может иметь следующий вид:

IV этап. (3, 4-й уроки) - защита проекта, презентация результатов работы.

Презентация рефератов сопровождается его устным комментарием на немецком языке и включает в себя изложение наработанных учащимися объяснений и ответов на вопросы, возражения, комментарии со стороны одноклассников. На презентацию можно пригласить учащихся параллельных классов, родителей, педагогов. Несколько дней рефераты учащихся находятся на “выставке” в классе, они привлекают внимание других детей, изучающих немецкий язык. Они с удовольствием рассматривают их, читают, замечают недостатки. В итоге возрастает интерес учащихся к немецкому языку, повышается их учебная активность.