Цели:
- Обобщить и систематизировать знания о лесной зоне;
- Развивать речь, память, внимание, интеллектуальную, эмоциональную сферы;
- Воспитывать сознательное отношение к окружающему миру, нормы поведения в природе, умение работать в коллективе.
Тип урока: Обобщающий.
Оборудование:
- гербарии,
- карточки с заданиями,
- иллюстративный материал,
- контурные карты,
- видеофильм о природе.
Содержание урока.
Вступительное слово.
Ученик:
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес,
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое,
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.
Учитель: Многолик и красив русский лес. Почти 300 видов деревьев, кустарников и трав можно в нем встретить. Лес – место обитания многих животных. Лес радует нас своей красотой. Прогулки в лесу не только улучшают настроение человека, но и укрепляют здоровье. Знать и беречь лесное богатство – наша обязанность.
Сегодня у нас урок необычный. Урок-конкурс знатоков леса. Вы должны показать свои знания о лесе и его обитателях. Класс разделен на три команды. Задания будете получать по командам. За правильно выполненное задание получаете фишку (гриб, лист, шишку). Побеждает та команда, у которой больше всех фишек.
Представляю жюри – Ученый совет (самые эрудированные учащиеся по предмету, знатоки природы).
Конкурсы.
1. Конкурс “Географический”.
Вспомним, что география – наука о Земле. Она изучает различные вопросы о нашей планете, в том числе природные зоны.
Задание: У каждой команды контурная карта. Подписать природные зоны России. В лесной зоне указать типы лесов. Указать свой край. (Побеждает та команда, которая выполняет задание первая и без ошибок).
2. Конкурс “Ботанический”.
Вы знаете, что ботаника – наука о растениях. Сейчас проверим, как вы знаете растения леса.
Задание 1. Узнать растения по их листьям (гербарии). Каждая команда получает несколько листьев.
Задание 2. Викторина о растениях:
- У каких растений листья осенью красные? (рябина, осина, клен)
- Какие дрова самые жаркие? (березовые, дубовые)
- Какое растение носит имя людей? (иван-чай, роза)
- Из какого дерева делают лыжи? (береза, ель)
- Из какого дерева делают спички? (осина)
- Из какого дерева делают пианино? (ель)
- Какое хвойное дерево сбрасывает хвою осенью? (лиственница)
- Что за трава, которую сразу могут узнать даже на ощупь? (крапива)
(Пока жюри подводит итоги, выступают ученики).
Ученик: Рубрика “Любопытные факты из жизни растений”.
- Небольшой хвойный лес за год отфильтровывает 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес – 70 тонн.
- Хвоинка ели живет на дереве 7-9 лет. После чего падает, и на ее месте вырастает новое дерево.
- Хвойные деревья выделяют вещества – фитонциды круглый год. Фитонциды убивают разные микробы. Поэтому воздух в хвойном лесу самый чистый и здоровый.
Реклама:
Он у дороги к дому весь в пыли торчит,
И путнику больному ранки заживит.
Что это за трава? (подорожник)
Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям.
Задание 3. Упражнение “Спринт”.
Записать на листке лекарственные растения за 1 минуту. Побеждает та команда, у которой будет записано больше всех названий лекарственных растений.
3. Конкурс “Зоологический”.
Зоология – наука о животных. Сейчас вам будут предложены задания о братьях наших меньших.
Задание 1. Викторина о животных:
- Это самый крупный представитель оленьих. Имеет вес до 500 кг. Может легко преодолевать сугробы, болота. Хорошо плавает. (лось)
- Это животное полуводное. Прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки. Питается корой деревьев, в основном осиной. (бобры)
- Это крупный хищник. Форма следа этого животного весьма характерна. Передвигаясь шагом, этот зверь идет след в след. Если идет целая стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего, поэтому нельзя определить число прошедших животных. (волк)
- Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (дятел) - Бела как снег,
Черна как жук,
Вертится как бес. (сорока) - Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут. (снегирь)
Задание 2. (на карточках, каждой команде)
Узнать животных по следу (рисунки)
Задание 3. (на карточках)
Поступили жалобы от разных животных на людей. Вам предстоит узнать. Кто жалуется, сказать, обоснованы ли жалобы.
№1. “Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба. (сова)
№2. Сама не знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. (лягушка)
№3. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесе я немалую пользу приношу. (волк)
(Жюри подводит итоги, в это время выступают ученики).
Ученик: Рубрика “Любопытные факты из жизни животных”.
Журавлиха откладывает два яйца. Птенцы высиживаются отдельно. Один отцом, другой – матерью в двух гнездах. Позже семья собирается вместе.
Гнездо белки – надежное убежище от холода. На улице температура -10, -15, в гнезде – +10, +15.
Разные животные спят по-разному: мышь – 13 часов, белка, хомяк – 14 часов, крот, еж – 8-19 часов, лось – 6 часов.
4. Конкурс “Лукошко”.
Есть в лесу особая группа живых существ – грибы. Этот конкурс выявит знатоков-грибников.
Задание 1. Набрать грибы в лукошко. (от команды выходят по1 человеку, выбирают съедобные грибы)
Ученик: Рубрика “Любопытные факты о грибах”.
- Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов.
- Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик.
- Во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях использовали гриб-трутовик вместо ваты.
5. Конкурс “Экологический”.
Экология – наука об охране природы. Этот конкурс поможет выявить знатоков правильного поведения в природе.
Задание №1. В лесу могут встретиться экологические знаки. Вам предстоит их объяснить.
(Предлагаются заранее приготовленные знаки).
Задание № 2. Составить и нарисовать свой экологический знак, сказать, что он обозначает и где его следует поместить.
Заключение. Подведение итогов. Награждения победителей грамотами.
Ученик:
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
Все, что нужно, год от года
Нам дает сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш родной природный дом.
Просмотр видеофильма о природе. (Можно получить у автора).