Основными направлениями работы учреждения являются:
1. Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей:
- формирование сознательного отношения к укреплению здоровья.
2. Коррекционно-педагогическая и психологическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, направленная на:
- преодоление речевого недоразвития и формирование правильной речи;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие всех форм познавательной деятельности;
- формирование коммуникативных навыков и привитие социальных форм поведения.
3. Художественно-эстетическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка ориентировано на:
- формирование у детей эстетического отношения к миру, освоению и активному преобразованию окружающего культурного пространства;
- формирование основ нравственности, патриотизма и интернационализма.
4. Консультативно-диагностическое:
- установление и уточнение диагноза ребенка на основе комплексного психолого-медико-педагогического обследования.
Принципами организации образовательного процесса учреждения являются:
- Основа образовательного процесса-содержательная деятельность детей;
- Блоки образовательного процесса сбалансированы по времени в режиме дня, так как каждый обладает своей ценностью в развитии ребенка;
- Дети являются активными составителями плана своей жизнедеятельности в учреждении;
- Специально организованные занятия и уроки построены с учетом опыта, возможностей темпа, личных трудностей и интересов детей;
- Инициатором совместной деятельности является педагог, который при взаимоотношениях с детьми занимает позицию заинтересованного партнера;
- Содержание самостоятельной деятельности детей определяется их потребностями и возможностями и не предполагает ограничений со стороны воспитывающих взрослых;
- Воспитательная ценность самостоятельной деятельности детей обеспечивается педагогически обоснованной организацией развивающей предметной среды.
Модель организации учебно-воспитательного процесса на день в МОУ “Начальная школа-детский сад компенсирующего вида” предполагает следующие направления:
1. Коррекционная помощь осуществляется через:
- занятия с логопедом;
- занятия с дефектологом;
- занятия с психологом (в первой половине дня).
- индивидуальную работу по заданию логопеда и дефектолога;
- индивидуальную работу с логопедом и дефектологом;
- индивидуальную работу с психологом;
- групповые игровые тренинги (во второй половине дня).
2. Познавательное развитие предполагает:
- занятия познавательного цикла;
- наблюдения;
- целевые пргулки;
- экскурсии;
- опыты, эксперименты (в первой половине дня).
- индивидуальную работу с детьми;
- развивающие игры;
- интеллектуальные досуги(викторины, КВН);
- занятия по интересам (во второй половине дня).
3. Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- занятия познавательного цикла;
- эстетика быта;
- экскурсии в природу, в экологическую комнату;
- посещение музеев, выставок (в первой половине дня).
- самостоятельная творческая деятельность детей:
- творческие мастерские в группах;
- работа в “Клубе по интересам”;
- организация досугов(музыкальных,изобразительных);
- художественная речевая деятельность(игры-драматизации,концерты,кукольные и настольные театры);
- музыкально-театральные абонементы (во второй половине дня).
4. Личностное развитие предполагает:
- утренний прием детей и оценку эмоционального настроения детей группы с последующей коррекцией плана ;
- формирование навыков культуры еды;
- эстетику быта (в первой половине дня).
- воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе;
- тематические досуги в игровой форме;
- общение младших и старших детей(совместные игры,спектакли,дни рождения);
- индивидуальную работу с психологом, групповые игровые тренинги;
- занятия в книжном уголке;
- игры-занятия цикла по охране безопасности жизни (во второй половине дня).
5. Физическое развитие и оздоровление осуществляется через:
- прием детей на воздухе в теплое время года:
- утреннюю гимнастику;
- гигиенические процедуры;
- занятия физической культурой;
- закаливание (облегченная форма одежды,контрастный душ, обширное умывание, полоскание рта настоями трав);
- физкультминутки на занятиях;
- витаминизация;
- двигательная активность на прогулке (в первой половине дня).
- гимнастика после дневного сна;
- закаливание (ходьба босиком в спальне, контрастные воздушные ванны);
- физкультурные досуги, игры, забавы;
- занятия лечебной физкультурой;
- самостоятельную двигательную активность;
- сон с доступом воздуха(в режиме индивидуального пробуждения);
- прогулку (во второй половине дня).
Воспитательно-образовательная работа традиционно проводится как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и индивидуально. Основная цель в работе – дать детям необходимые знания и умения по всем видам деятельности, а, затем, накопив определенные умения у детей в разных видах деятельности, знакомим их с творческими работами детей студий и кружков нашего учреждения. Цель этого – заинтересовать ребенка, показать, чему он может научиться, развить интерес к той или иной деятельности.
В процессе занятий в кружках МОУ воспитываем у детей усидчивость, стремление завершить начатую работу,не бояться трудностей, быть уверенным, что всему можно научиться и его обязательно научат. А в дальнейшем передать свою уверенность новичку, утверждая: “Если я умею, я и тебя научу!”. Но при этом воспитываем и критичность: “Я могу научиться этому, но для этого надо трудиться, и у другого может быть лучше. ”
В каждом ребенке есть задатки способностей, найти их и развить – наша задача. Этому способствует содержание работы кружков и студий.
Разновозрастные группы, не являются новшеством в системе дошкольного воспитания, хотя в последние 20 лет отдается предпочтение возрастным группам. Но мы пришли к выводу, что дети разных возрастов положительно влияют друг на друга:одни – учатся быть заботливыми по отношению к сверстникам и малышам, другие – усваивают навыки самообслуживания, культуру поведения,знания об окружающем мире быстрее, чем их сверстники, которые не общаются со старшими детьми. И речевая активность удетей в подобных группах намного выше, и адаптационный период привыкания ребенка в такой группе короче, чем в одновозрастной группе, да и родители могут находиться с ребенком в группе, пока он не привыкнет.
И не случайно девиз нашего учреждения в течение ряда лет остается неизменным и звучит таким образом: “Поможем ребенку обрести свое Я!”.