Модель организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе — детском саду компенсирующего вида

Разделы: Работа с дошкольниками


Основными направлениями работы учреждения являются:

1. Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей:

  • формирование сознательного отношения к укреплению здоровья.

2. Коррекционно-педагогическая и психологическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, направленная на:

  • преодоление речевого недоразвития и формирование правильной речи;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие всех форм познавательной деятельности;
  • формирование коммуникативных навыков и привитие социальных форм поведения.

3. Художественно-эстетическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка ориентировано на:

  • формирование у детей эстетического отношения к миру, освоению и активному преобразованию окружающего культурного пространства;
  • формирование основ нравственности, патриотизма и интернационализма.

4. Консультативно-диагностическое:

  • установление и уточнение диагноза ребенка на основе комплексного психолого-медико-педагогического обследования.

Принципами организации образовательного процесса учреждения являются:

  1. Основа образовательного процесса-содержательная деятельность детей;
  2. Блоки образовательного процесса сбалансированы по времени в режиме дня, так как каждый обладает своей ценностью в развитии ребенка;
  3. Дети являются активными составителями плана своей жизнедеятельности в учреждении;
  4. Специально организованные занятия и уроки построены с учетом опыта, возможностей темпа, личных трудностей и интересов детей;
  5. Инициатором совместной деятельности является педагог, который при взаимоотношениях с детьми занимает позицию заинтересованного партнера;
  6. Содержание самостоятельной деятельности детей определяется их потребностями и возможностями и не предполагает ограничений со стороны воспитывающих взрослых;
  7. Воспитательная ценность самостоятельной деятельности детей обеспечивается педагогически обоснованной организацией развивающей предметной среды.

Модель организации учебно-воспитательного процесса на день в МОУ “Начальная школа-детский сад компенсирующего вида” предполагает следующие направления:

1. Коррекционная помощь осуществляется через:

  • занятия с логопедом;
  • занятия с дефектологом;
  • занятия с психологом (в первой половине дня).
  • индивидуальную работу по заданию логопеда и дефектолога;
  • индивидуальную работу с логопедом и дефектологом;
  • индивидуальную работу с психологом;
  • групповые игровые тренинги (во второй половине дня).

2. Познавательное развитие предполагает:

  • занятия познавательного цикла;
  • наблюдения;
  • целевые пргулки;
  • экскурсии;
  • опыты, эксперименты (в первой половине дня).
  • индивидуальную работу с детьми;
  • развивающие игры;
  • интеллектуальные досуги(викторины, КВН);
  • занятия по интересам (во второй половине дня).

3. Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • занятия познавательного цикла;
  • эстетика быта;
  • экскурсии в природу, в экологическую комнату;
  • посещение музеев, выставок (в первой половине дня).
  • самостоятельная творческая деятельность детей:
  • творческие мастерские в группах;
  • работа в “Клубе по интересам”;
  • организация досугов(музыкальных,изобразительных);
  • художественная речевая деятельность(игры-драматизации,концерты,кукольные и настольные театры);
  • музыкально-театральные абонементы (во второй половине дня).

4. Личностное развитие предполагает:

  • утренний прием детей и оценку эмоционального настроения детей группы с последующей коррекцией плана ;
  • формирование навыков культуры еды;
  • эстетику быта (в первой половине дня).
  • воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе;
  • тематические досуги в игровой форме;
  • общение младших и старших детей(совместные игры,спектакли,дни рождения);
  • индивидуальную работу с психологом, групповые игровые тренинги;
  • занятия в книжном уголке;
  • игры-занятия цикла по охране безопасности жизни (во второй половине дня).

5. Физическое развитие и оздоровление осуществляется через:

  • прием детей на воздухе в теплое время года:
  • утреннюю гимнастику;
  • гигиенические процедуры;
  • занятия физической культурой;
  • закаливание (облегченная форма одежды,контрастный душ, обширное умывание, полоскание рта настоями трав);
  • физкультминутки на занятиях;
  • витаминизация;
  • двигательная активность на прогулке (в первой половине дня).
  • гимнастика после дневного сна;
  • закаливание (ходьба босиком в спальне, контрастные воздушные ванны);
  • физкультурные досуги, игры, забавы;
  • занятия лечебной физкультурой;
  • самостоятельную двигательную активность;
  • сон с доступом воздуха(в режиме индивидуального пробуждения);
  • прогулку (во второй половине дня).

 Воспитательно-образовательная работа традиционно проводится как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и индивидуально. Основная цель в работе – дать детям необходимые знания и умения по всем видам деятельности, а, затем, накопив определенные умения у детей в разных видах деятельности, знакомим их с творческими работами детей студий и кружков нашего учреждения. Цель этого – заинтересовать ребенка, показать, чему он может научиться, развить интерес к той или иной деятельности.

В процессе занятий в кружках МОУ воспитываем у детей усидчивость, стремление завершить начатую работу,не бояться трудностей, быть уверенным, что всему можно научиться и его обязательно научат. А в дальнейшем передать свою уверенность новичку, утверждая: “Если я умею, я и тебя научу!”. Но при этом воспитываем и критичность: “Я могу научиться этому, но для этого надо трудиться, и у другого может быть лучше. ”

В каждом ребенке есть задатки способностей, найти их и развить – наша задача. Этому способствует содержание работы кружков и студий.

Разновозрастные группы, не являются новшеством в системе дошкольного воспитания, хотя в последние 20 лет отдается предпочтение возрастным группам. Но мы пришли к выводу, что дети разных возрастов положительно влияют друг на друга:одни – учатся быть заботливыми по отношению к сверстникам и малышам, другие – усваивают навыки самообслуживания, культуру поведения,знания об окружающем мире быстрее, чем их сверстники, которые не общаются со старшими детьми. И речевая активность удетей в подобных группах намного выше, и адаптационный период привыкания ребенка в такой группе короче, чем в одновозрастной группе, да и родители могут находиться с ребенком в группе, пока он не привыкнет.

И не случайно девиз нашего учреждения в течение ряда лет остается неизменным и звучит таким образом: “Поможем ребенку обрести свое Я!”.