Развитие личности ребенка в процессе выполнения домашнего задания

Разделы: Русский язык


Развитие личности ребёнка в процессе выполнения домашнего задания

Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса зависит от того, как решаются конкретные вопросы, связанные с организацией и содержанием урока, и в немалой степени с организацией домашних заданий школьников и контролем за их исполнением.

Домашнее задание по русскому языку – традиционный компонент обучения, позволяющий соединить образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой. Решению образовательных задач способствует реализуемая с помощью домашнего задания по учебному предмету возможность закрепить изучаемый материал как теоретический, так и практический. Школьники учатся применять изучаемые по русскому языку правила к конкретным случаям в условиях самостоятельной работы, а это требует от детей усидчивости, старательности, внимания и других личностных качеств, суммируемых как прилежание. Прилежный ученик приобретает необходимые умения в процессе добросовестной учебной деятельности как в классе, так и дома. В то же время выполнение требований учителя относительно домашнего задания может способствовать воспитанию необходимых качеств у учащихся.

Необходимость выполнить упражнение строго по образцу потребует от учеников внимания, сосредоточенности, аккуратности.

Домашнее задание такого содержания подтверждает принцип обучения от теории к практике, является точным по характеру заданий и достаточным по объему, соответствует воспитательным установкам преподавателя на аккуратность, внимание, сосредоточенность школьников при выполнении домашнего задания.

В этом случае самостоятельная домашняя работа ученика по русскому языку является частью образовательно-воспитательного цикла, который может быть обозначен как “урок – домашнее задание – урок”.

Следует заметить, что и в рамках традиции домашнее задание по русскому языку могут варьироваться в зависимости от следующих условий:

  • от характера основного задания (полное списывание, постановка пропущенных букв, выписывание, конструирование, переконструирование, разборы и т. д.);
  • от наличия и характера дополнительных заданий (подчеркнуть, выделить и др.);
  • от установки на творческое задание;
  • от объема упражнений;
  • от содержания дидактического материала;
  • от доли самостоятельности, вносимой учеником в выполнение работы (работа по образцу, по алгоритму, со справочным материалом к упражнению, по рисункам, по вопросам, со словарем и т.д.).

В любом случае для выполнения домашнего задания по русскому языку необходимы умения как общеучебные, так и специфические.

Например, общеучебное умение работать с учебником подкрепляется другими формирующимися при работе по русскому языку умениями:

  1. осознанно воспринимать предельно сжатую теоретическую информацию в учебнике, различать основную и дополнительную информацию, читать графические пояснения в правилах и др.;
  2. разбираться в комплексном характере заданий, различать основные и дополнительные задания, понимать условные знаки, используемые для обозначения различных видов разбора, и др.

Учитывая две стороны в содержании домашнего задания: познавательную (знания) и практическую (умения), следует так же сказать о третьем важнейшем компоненте любого домашнего задания – воспитательном. Продумывая содержание домашнего задания школьников, необходимо учесть, будет ли оно посильным, интересным, в то же время потребует ли от ученика проявления определенных свойств личности, которые нужно сформировать у школьника: трудолюбия, настойчивости, добросовестности и др.

Следовательно, содержание домашнего задания должно отвечать трем условиям, составляющим образовательно-воспитательный процесс:

  1. приобретение знаний;
  2. формирование умений;
  3. воспитание личностных качеств.

Большинство заданий, данных в учебнике, даны без учета особенностей отдельных групп учащихся, без стремления дифференцировать домашнюю работу школьников по русскому языку.

В упражнениях нет заданий поискового характера, они выполняются как очередное тренировочное действие, элементы новизны в них незначительны. Характер задание предполагает стереотипную деятельность, а формы работы не развивают интереса к изучаемому предмету. Воспитательное воздействие дидактического материала лишь предполагается, но не организуется.

Данный анализ позволяет утверждать, что не все резервы повышения эффективности домашней учебной работы школьников, используется на практике, хотя требования, предъявляемые к современному уроку: повышение интереса школьников к русскому языку, мотивированности учебной работы, дифференцированного подхода к школьникам с учетом индивидуальности обучаемых, оптимизации учебной деятельности, – распространяются и на организация домашней работы по учебному предмету.

На чем основывается интерес ученика к домашнему заданию? Было бы несправедливо по отношению к детям утверждать, что их всегда удовлетворяет формула: чем меньше, тем лучше. На вопрос анкеты: “Какое задание вы выполняете с интересом?” – школьники отвечают по-разному. Одних пугает необходимости выполнения слишком большое упражнение или упражнение с большим числом заданий, записывать свои примеры или делать многочисленные вставки, писать творческую работу или систематизировать изученное посредством таблиц; другие, наоборот, охотно выполняют именно упражнения большого объема, особенно творческого характера, или составляют таблицу, чтобы обобщить учебный материал.

Количество упражнений и их характер, соответствующие требование того или иного ученика и в тоже время требованиям учебного процесса, во многом зависят от сформированности интереса школьника к учебным занятиям, общего уровня развития и воспитания. Учитывая, что интерес – важнейший фактор успешности обучения, учитель сможет удовлетворить запросы детей в отношении домашнего задания, если:

  1. продумает систему индивидуальных заданий с учетом особенностей учащихся данного класса;
  2. будет использовать в учебной работе те задания, которые рассчитаны на развитие у школьников навыков глубокого осмысления учебного материала;
  3. применит разнообразные формы заданий.

Можно предложить учащимся следующие индивидуальные задания:

  1. составить словарик, например, из слов, характеризующих положительное отношение к труду;
  2. выполнить рисунки (например, создать рисунки, раскрывающие значение многозначного слова;
  3. собрать наглядный материал к сочинению (например, к сочинениям-описаниям животного, помещения, памятника и др.);
  4. подготовить макет для анализа словарной статьи, с помощью которого содержательные элементы будут выступать более зримо (например, представить словарную статью, раскрывающую лексическое значение слова с переносным значением, в виде отдельных составных частей на планшетах).

Выполнение подобных заданий также способствует осознанию изучаемого материала, но основывается на ребячьем “хочу”. Удачно выполненная работа – вклад ученика в общий процесс обучения, так как подготовленные им материалы используются учителем в дельнейшем на уроках.

Дифференцировать задания можно и для различных групп учащихся, используя:

  1. межпредметный материал (например, ученики при повторении изучаемого о глаголе могут получить групповые задания: выписать из указанных (каждой группе учащихся) литературных произведений предложения о стилистически выразительных глаголах и обосновать свой выбор. Основанием для такой работы являются литературоведческие знания школьников. Задания могут отличаться: школьники в разных группах должны найти глаголы-метафоры, глаголы-олицетворения, эмоционально окрашенные глаголы);
  2. дикторские тексты в передачах Центрального телевидения (например, одной группе учеников предлагается обратить внимание на дикторскую речь в программе “Время”, а другой – в передаче “Спокойной ночи, малыши”. Белее конкретные задания могут касаться лексики, построения предложений, интонационной выразительности речи. Цель таких заданий – развить фонетический слух, внимание к значениям известных и новых слов, к стилистической выразительности речи. Эти задания могут быть долговременными).

Интерес к домашнему заданию можно повысить за счет предоставляемого выбора: посмотреть оба задания, сопоставить их и отобрать в большей степени приемлемое. Это – положительный факт обучения, усиливающий осознанность при выполнении работы.

Воспитанию интереса к учебному предмету служат упражнения, содержащие в себе элементы новизны, требующие творческого подхода. Так, например, эмоциональным толчком к выполнению упражнения орфографического характера может послужить замечание учителя: “Решите орфографическую задачу: е или и в окончании? Чтобы решить ее правильно, нужно помнить о ряде условий. Постарайтесь не ошибиться”.

Домашнее задание следует рассматривать как средство подготовки к самообразованию. Поэтому полезно ориентировать школьников на наблюдение, анализ, сравнение, обобщение посредством таких заданий, как: “Понаблюдай…”, “Сравни…”, “Сопоставь…”, “Обобщи…”, “Проверь себя…”.

Остановимся на вопросах организации домашнего задания, то есть на ознакомление учащихся с содержанием и характером заданий, целесообразностью его выполнения, нормативным расчетам объема заданий для работы над ним.

Учитель продумывает домашнее задание учащимся заранее, в период своей подготовки к уроку. Это позволяет ему определить место этапа “задавания” домашнего задания в структуре урока, исходя из целесообразности: изученное на уроке закрепляется упражнениями, значит проще объяснить содержание и характер задания, показать образец выполнения на заключительном этапе урока. В этом случае перекидывается мостик от данного урока к последующему.

Для правильного понимания учащимися сущности задания и порядка его выполнения нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом может быть выполнено задание и какова последовательность работы. Учитель может напомнить учащимся о тех моментах в уроке (что и как объяснялось учителем, какие примеры приводились им, какие сравнения делались в ходе урока), которые непосредственно связаны с выполнением домашнего задания.

Следует указывать рациональные приемы использования учебника, справочников, словарей при подготовке домашних заданий, а также то, к каким справочным материала можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять (например, порекомендовать “Детскую энциклопедию”, конкретно указав том, раздел, страницы).

Учитель может указать ориентированное время на выполнение каждого задания. Это дисциплинирует учащихся, способствует возникновению у них потребности выполнить работу в определенный для них срок.

Эффективность выполнения домашнего задания зависит от того, как контролирует учитель домашнюю подготовку ученика. Домашнее задание следует проверять систематически, с помощью различных методов проверки. Если домашнее задание не проверяется, то снижается интерес к его выполнению, а следовательно, и к качеству, так как не ясны мотивы его выполнения, ведь оно не потребовалось на следующем уроке.

Необходимо так организовывать проверку, чтобы ученик был заинтересован в дальнейшей учебной деятельности. Домашняя работа, вовремя и тщательно проверенная, позволяет ученику судить о том, сделал ли он шаг вперед в развитии или стоит на месте.

Время на проверку домашнего задания на уроке регламентировано (не более 10 минут на уроке комбинированного типа). Поэтому в целях повышения результативности проверки следует активнее использовать доску, сигнальные карточки, тесты. Формы проверки могут быть разнообразными (фронтальная беседа, воспроизведение теории с приведением примеров, проверку упражнения и др.). Уместны и возможны при проверке и домашнего задания вопросы, заставляющие внимательнее относиться к языковому материалу: почему знаки препинания в этом предложении расставлены не так, как в следующем? Чем последнее предложение отличается по строению от предыдущего? Какие согласные звуки изменили слово?

Кроме традиционных форм проверки, можно рекомендовать:

  • самопроверку учениками своей работы, то есть сверку с ответами, заранее приготовленными на доске;
  • взаимное рецензирование работ школьников, когда они меняются тетрадями и оценивают выполнение заданий друг у друга с последующим обсуждением типичных ошибок;
  • проверку с помощью сильных учащихся еще до начала урока готовности учащихся в целом, а также отдельных школьников к уроку.

Методически целесообразное регламентирование домашней нагрузки в учебном процессе по предмету для всех и каждого, целесообразность и обоснованность выбора заданий, правильно поставленный контроль за выполнением работы способствуют проявлению учеником положительных сторон личности: ответственности, любознательности, развитию мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся.