Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально – культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Корпоративная молодёжная политика ОАО “РЖД”, изложенная в Целевой программе “Молодёжь ОАО “Российские железные дороги (2006-2010 гг.)”, определяет основные цели, задачи, в том числе и для обучающихся негосударственных общеобразовательных учреждений, которые являются потенциальным кадровым резервом Компании. Среди них: пропаганда здорового образа жизни и обеспечения занятости подростков в досуговое время. Обозначенные цели стали основными направлениями деятельности в Программе развития, в образовательном процессе школы – интерната №20 ОАО “РЖД” г. Омска.
Министерство образования РФ, в рамках реализации национального проекта “Здоровье”, инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учётом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.
Педагогический коллектив школы-интерната № 20 также уделяет большое внимание проблеме укрепления здоровья воспитанников. Учитывая важность проблемы здоровьесбережения, творческой группой педагогических работников, медиков и школьного психолога разработана программа учебно-оздоровительной деятельности.
В соответствии с замыслом целями программы стали:
- создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;
- формирование ценностно-ориентированных установок на здоровый образ жизни и здоровье;
- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек.
- Используя здоровьесберегающие технологии, в школе-интернате решаются многие задачи, среди которых:
- создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса;
- организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.
Комплексная реализация поставленных целей и задач идёт по следующим направлениям:
- Начинаем день с хороших мыслей для тренировки сознания, закаляем тело и волю, ежедневно делаем зарядку, которая в зимнее время проводится в игровых комнатах, а весной и осенью – на спортивной площадке. С большим удовольствием школьники играют в массовый зимний футбол, что является прекрасной закалкой для организма.
- Изучаем гигиенические правила: гигиену тела и полости рта, гигиену питания и гигиену труда и отдыха, следим за чистотой тела и одежды, помещений, проводим беседы, диспуты, конкурсы рисунков и плакатов “О вредных привычках”, “Курить – здоровью вредить”, “Алкоголь –з лейший враг здоровья”, “Наркотик – путь в никуда” и мн. др.
- Организуем на переменах подвижные игры и делаем развивающие упражнения, чтобы обеспечить ребёнку необходимую двигательную активность. Группой учителей и воспитателей школы-интерната подобран целый комплекс физкультурных минуток, которыми можно воспользоваться на уроках. После таких физкультминуток повышается работоспособность и активность ребят на учебных занятиях.
- Организуем занятия активно-двигательного характера через систему дополнительного образования: спортивные секции по волейболу, футболу, баскетболу, атлетической гимнастике, настольному теннису, танцевальный кружок. Среди многочисленных кружков системы дополнительного образования наибольшей популярностью пользуются спортивные секции, которые посещают более 50% воспитанников.
- Уделяем большое внимание соблюдению режима дня и особенно прогулкам на свежем воздухе в свободное от уроков и занятий в кружках время.
Важным фактором здоровьесбережения являются те знания о важнейших пищевых источниках и пищеварении, о болезнях питания, о диетах, лечебном питании и голодании, которые школьники получают во время бесед с воспитателями, на уроках и занятиях кружков. В школе-интернате №20 созданы необходимые условия для рационального питания воспитанников, соблюдается режим питания, используется вода, обогащенная фтором (профилактика кариеса), что способствует нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями. Питание в интернате пятиразовое. Сделать его полноценным и рациональным позволяет новая столовая с современным оборудованием, оснащенными помещениями. Овощи, фрукты и соки – круглый год на столах у детей.
Чтобы деятельность учителей школы-интерната по использованию здоровьесберегающих технологий была эффективной, с педагогическим коллективом организуются семинары по вопросам здоровья с приглашением медиков, психологов, которые готовят учителей к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий.
Во время посещения уроков администрацией школы проводится диагностика здоровьесберегающей деятельности учителя и анализ уроков с точки зрения сохранения здоровья учеников. При этом используются гигиенические критерии рациональной организации урока, которые затем обсуждаются на семинарах.
От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете, зависит результат влияния школы на здоровье учеников. Организовать обучение таким технологиям – задача руководства, а использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.
Большое внимание в школе уделяется пропаганде здорового образа жизни среди родителей. Система работы с ними включает родительские собрания, тематические лектории, где выступают не только работники школы, но и работники медицинских учреждений города и правоохранительных органов, психологи. Полученная информация помогает родителям формировать в семьях здоровьесберегающие условия, применять эффективные методы психологической защиты, препятствующие употреблению алкоголя и психоактивных веществ. Регулярно проводятся спортивные соревнования и праздники, в которых участвуют родители воспитанников. Традиционным стал Всемирный день здоровья, когда 7 апреля каждого года с детьми азартно соревнуются родители.
Серьёзная работа проводится по укреплению здоровья воспитанников через улучшение их медицинского обслуживания. В рамках этого направления медицинские работники школы-интерната:
- делают профилактические прививки;
- дополнительно витаминизируют детей (витамин “Ревит”, “Аскорбиновая кислота” и др.)
- своевременно выявляют и проводят диспансеризацию детей с заболеваниями;
- проводят кварцевание и обеззараживание помещений (обработка дез. средствами) в период подъема ОРЗ и гриппа, профилактическое орошение зева травами;
- используют травяные чаи, озонотерапию, аромотерапию (аппарат “ЭФА” для аромотерапии с применением эфирных масел эвкалипта, лимона и чайного дерева, которые обладают бактерицидным противовирусным иммуностимулирующим действием).
Результатом профилактических мероприятий является тот факт, что в пик заболеваемости гриппом дети мало болеют и школу никогда не закрывали на карантин.
Считаем, что педагог должен личным примером культуры здоровья воспитывать стремление к ведению здорового образа жизни у школьников. Так, например, в школе традиционно проводятся спортивные соревнования с участием учителей школы. Такие игры всегда вызывают большой интерес у воспитанников.
Важным фактором является также обеспечение охраны здоровья педагогов и создание обстановки, позволяющей им укреплять свое здоровье. В школе-интернате для этого созданы прекрасные условия: оборудованы классные комнаты, мастерские, прачечная, столовая и пр. Ежегодно сотрудники школы имеют возможность отдохнуть и укрепить свое здоровье в профилакториях.
Современная школа предъявляет к ребёнку более жесткие и высокие требования, которые для многих детей являются чрезмерными и могут привести к нарушению здоровья. Насыщен учебный план профильных классов школы-интерната №20, что диктуется необходимостью выдержать конкурсный отбор при поступлении в высшие учебные заведения железнодорожной направленности, но при этом возрастают нагрузки и риск повышения уровня заболеваемости среди выпускников.
Та система работы по здоровьесбережению воспитанников школы-интерната, отдельные элементы которой были охарактеризованы выше, позволяет выпускникам профильных классов, успешно проходить медицинскую комиссию с довольно серьёзным подходом к состоянию здоровья абитуриентов.
Ученики, поступающие в профильный 11 класс, сразу вовлекаются в ту оздоровительную работу, которая позволяет укреплять здоровье и не болеть. Это, прежде всего, 100% занятость обучающихся 11 классов в различных спортивных секциях и тренажёрном зале, которые для них работают до 21.00 часа. Это зимний футбол ежедневно для мальчиков и девочек 11 классов. Это рациональное питание, режим дня и многое другое.
Диагностика состояния здоровья выпускников профильных классов за 3 последние года показывает отсутствие хронических и иных заболеваний у 93%– 95% школьников.
Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в повышении уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья школьников, повышении духовности среди молодёжи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии в учебные планы образовательных учреждений. Это позволит в значительной степени повысить ответственность обучающихся за сохранение своего собственного здоровья. По выражению академика Н.М. Амосова, “…чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя нечем”.
Важным аспектом системы здоровьесбережения является управление здоровьесберегающим образовательным процессом в школе. В этой связи предстоит реализация комплексно-целевой программы оздоровительной деятельности (2007-2011).