Урок изобразительного искусства по теме "Древние корни народного искусства", 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: Интегрированный урок. Программа Б.М.Неменского, урок в 5 классе.

Образовательные задачи:

  1. Формировать общеучебные умения и навыки;
  2. Формировать понимание роли символики в жизни древних славян;
  3. Формировать компетентности: мобильность, коммуникативные, информационные.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательное и творческое мышление учащихся;
  2. Активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор учащихся;
  3. Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.
  4. Познакомить учащихся с одним из видов изобразительного искусства ДПИ.

Воспитательная задача:

  1. Формировать интерес, уважение к родной истории;
  2. Развивать коммуникативные качества учащихся через умение работать в группах.

Используемое оборудование: Персональные компьютеры, мультимедиапроектор, доска-экран.

Зрительный ряд:

Музыкальный ряд: Альбом: Romantic Dreams, исполнитель: James Last.

(Приложение 1, Приложение 2.)

План урока:

  1. Беседа о ДПИ, о древних орнаментах.
  2. Закрепление понятий о символах в славянском орнаменте и их культурном значении.
  3. Постановка художественной задачи.
  4. Повторение правил работы на компьютере.
  5. Практическое выполнение задания.
  6. Подведение итогов.

Ход урока

В течение этого учебного года мы будем изучать декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decor – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными. Практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

Давайте назовем такие предметы в нашем быту.

Слайд 1.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение.

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах

Шли века, крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

Слайд 2.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. “Не земля родит, а небо”, говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом плодоносит, осенью увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца.

Слайд 3-4.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура (берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы, – тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

. Каждый знает, что русалок изображают в виде девушек с рыбьими хвостами. Но не каждый знает, что давным-давно их рисовали в виде птиц с девичьими лицами. Водной красивой легенде, дошедшей до нашего времени, рассказывается о том, что русалки рождаются на земле от росы на траве и потом улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всего один раз в году, весной, для того, чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли.

Слайд 7.

В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Слайд 5.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Слайд 10.

Конь один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.

Слайд 8.

Взгляни, какие разные птицы! Словно все светом наполнили вокруг себя. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. С песнями-заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.

Слайд 9.

В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его.

О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”. Волнистая горизонтальная линия – вода. Горизонтальная волнистая линия – дождь.

Слайд 6.

Сегодня на уроке мы с вами, ребята, узнали, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл, в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней.

Знаки солнца, воды, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. Желтый цвет символизировал солнце, черный – землю.

Закрепление знаний полученных на уроке разгадыванием кроссворда. Слайд 11.

Практическая работа:

А теперь, ребята, пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу, (чашу) чародейными узорами.

Ребята могут придумать свою форму вазы и разукрасить ее, используя полученные знания о знаках-символах.

Повторение правил поведения в компьютерном классе.

Работа выполняется на компьютере с помощью графического редактора Paint. С его помощью выполняем орнамент. Работа в графическом редакторе Paint. Для рисования и редактирования имеется набор инструментов, которые объединены в панель инструментов (при желании можно воспользоваться образцами рисунков созданных заранее).

Рисунок 1.

Анализ работ: Защита рисунков.

Используемая литература.

1. Н.А.Горяева О.В. Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Под редакцией Б.М. Неменского. МОСКВА “ПРОСВЕЩЕНИЕ” 2006 г.