Ив Сен-Лоран создал несколько коллекций на этнические темы после поездок в Китай, Африку, Россию. А посещение Египетского зала в Лувре подсказало идею знаменитого свадебного платья-саркофага.
Одни мастера быстро находят свой индивидуальный стиль и следуют ему всю свою жизнь, как, например, Кристиан Диор, Габриель Шанель, Нина Ричи, Юбер де Жеванши, Луи Феро, Ив Сен-Лоран. Другие, подобно Пьеру Кардену, переходят от одного стиля к другому. Судьба третьих – постоянный эксперимент, так работают Йоджи Якомото, Дольче и Габбани, Жан Шарль де Кастельбажан.
Основы современной европейской цивилизации – науки, литературы, философии, пластических искусств, театра – были заложены в далеком прошлом, во время античности. Их прародительница – древняя Греция, Эллада. Страна, расположенная в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему островах Эгейского моря. Именно здесь родился стиль, получивший впоследствии название “классический”, а выработанные в V-IV вв. до н.э. каноны архитектуры, скульптуры, литературы стали образцами для следующих поколений, веками оказывали влияние на культуру Европы.
Древние греки ощущали землю и космос, как обитель людей и богов, и как единство борьбы и любви, названное ими гармонией. Для них человек был так же прекрасен, как боги, хотя и смертен. Каждый раз, когда в европейской культуре возрождается интерес к античности, входят в моду те или иные черты древнегреческого костюма, ставшего поистине самым классическим в истории моды.
Для того, чтобы погрузится в тему коллекции, пришлось изучить много иллюстраций, древнегреческих скульптур, фресок, изображений на посуде и т.п., а так же просмотреть много фильмов – художественных, анимационных, документальных. Не обошли мы и литературный материал – Гомера, Петрония, Апулея, а так же исследователей античной культуры. Перечитав “Легенды и мифы Древней Греции” Н.А. Куна, мы наткнулись в троянском цикле на миф “О яблоке раздора” и решили: вот что станет точкой отсчета для новой коллекции. Ведь спор трех богинь – это первый в истории конкурс красоты. Еще в давние времена стоял вопрос, как выбрать из самых красивых – “прекраснейшую”. Но даже тогда судьи не были объективны. “Подкуп судей” налицо – Парису были предложены: Герой – власть, Афиной – слава, а Афродитой – любовь прекраснейшей из смертных женщин.
Поэтому для создания коллекции были выбраны три персонажа. Чтобы коллекция стала полной, нужно было выбрать еще, как минимум три. Это должны быть богини, которые с первого взгляда были бы узнаваемые. Ими стали Фемида, Артемида и Амфитрита (приложение 1). Последняя была выбрана для завершения цветовой гаммы коллекции.
Разрабатывая коллекцию нужно не забывать, что это не слепое копирование этнического костюма, а переработка исторической одежды на основе современных материалов, технологий изготовления и тенденций современной моды. Поэтому для создателей стоял главный вопрос, а может ли данная одежда жить в современных условиях. Для этого были сделаны множество набросков одежды на тему древнегреческого костюма (приложение 2).
В современном мире укоренилось ложное понятие, что в Древней Элладе одежда была только белого цвета. Но это не так. В Греции наиболее распространенными были шерстяные ткани – как грубые, так и очень тонкой работы (пряденье и ткачество составляли основные виды женского труда). Второе место занимал лен, а из других стран иногда привозили ткани из хлопка и более дорогие, доступные лишь знати и богиням. На ранних этапах греческой истории ткани обычно не окрашивались и имели естественный бурый, черный (если это шерсть) или серый (не выбеленный лен) цвет. И только позднее самым изысканным и красивым признали – белый. Он идеально сочетался с разными оттенками желтого, красного и бледно-зеленого, синего и голубого цвета. Гладко-крашенные полотнища отделывались лишь вышивкой по краю, либо вытканной каймой, характерные орнаменты, которых – меандр, ионики, “критская волна”, пальметты и другие – до сих пор обычно называют греческими. Эти орнаменты в полной мере использованы для отделки костюмов коллекции.
Из описаний одежды у классиков Древней Греции мы находим, что модницы того времени не гнушались длинной хленой. В одежде неизменным оставался принцип: одежда не кроилась и почти не сшивалась. Прямоугольные полотнища ткани закреплялись на теле при помощи булавок и поясов и искусно драпировались. Красоту и “фасон” одежде придавала именно драпировка, в которой жители Эллады за долгие века практически достигли исключительного мастерства и совершенства. Складки то монументальные, тяжелые, то легкие, струящиеся – эффектно обрисовывали фигуру или скрывали ее недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, они, замаскированные сверху симпатичными кисточками, свисали по краям одежды. Используя в изготовлении коллекции трикотаж, мы пришли к выводу, что драпированная вязаная одежда смотрится громоздко, а костюм должен быть легким и воздушным. Добиться такого из полушерстяной нити мы смогли, облегчив трикотажное полотно и сделав имитацию складок на ткани в виде прореженных вертикальных линий. Вот такое облегченное трикотажное полотно стало основой для всех моделей коллекции.
Выбрав из набросков моделей одежды подходящие по характеру тому или иному персонажу, мы смогли определиться и в цветовой композиции коллекции. Для этого и были разработаны эскизы (приложение 3). Характер каждой героини отражала не только ее одежда, но и ее поведение, и образ существования.
В основе своей и женская, и мужская одежда была очень похожа и состояла из несшитой нижней рубахи – хитона, который крепился на плечах застежками или завязками и обязательно подпоясывался (приложение 4), а также плаща или накидки – гиматия, который набрасывался на плечи и обертывался вокруг торса. В коллекции мы используем гиматии в виде шлейфов из шифона, которые являются вспомогательным аксессуаром, не неся никакой функциональной окраски. С помощью гиматии коллекция смотрится воздушной, легкой, а манекенщицам она помогает создать возвышенный образ неземного божества.
Помимо гиматии у мужчин был распространен еще один тип плаща – хламис (хламида), его обычно скалывали на плече застежкой. Хламис чаще всего носили юноши, пастухи и военные. Этот вариант мужского костюма мы использовали в костюме “Артемида” (приложение 5).
Женский костюм был более закрытым. Если мужской хитон доходил, как правило, до колен, то женский – до ступни ног. К тому же женщины имели больше вариантов драпировки хитона. Пояс мог повязываться как на талии, так и под грудью. Под ним можно было сделать напуск – колпос (приложение 5), а над грудью, отогнув по всей ширине верхний край хитона, – отворот – диплодий, либо узкий, либо настолько широкий, что походил на своего рода блузку (приложение 4, приложение 5).
В костюмах Артемиды (приложение 5), Афины (приложение 6) и Фемиды (приложение 7) мы видим силуэт мужской военной одежды (не нужно забывать, что эти богини занимались отнюдь не женской работой). Трикотажные изделия выполнены в виде лат, панциря и кольчуги. Костюмы же Геры и Амфитриты (приложение 8) выполнены в стиле классической женской одежды ионического периода. Центральная модель Афродиты (приложение 9) изготовлена в стиле “секси”, объединяющие черты мужского и женского костюма Древней Греции. Оголенный живот и ноги придают костюму не только современность, но и классический пример гармонии красивого тела и одежды. А белый цвет подчеркивает скульптурность образа, схожесть с великими шедеврами мировой культуры Венер (Афродит): Таврической, Милосской и др.
Обувью в Древней Греции, в основном были более или менее открытые сандалии с множеством ремешков. Женщины имели сандалии из цветной кожи, которые в коллекции мы заменили шелковыми лентами. Эта обувь и по сей день используется в современной моде.
Женских шляп греческий костюм не знал, так как обычай вообще запрещал греческим женщинам появляться на улице. Тем больше значения придавалось искусству прически. Основным типом женской прически был, так называемый греческий узел, разделенные на прямой пробор волосы довольно низко спускались на лоб (грекам не нравились широкие лбы), а на затылке укладывались пучком или хвостом. Всевозможные повязки, диадемы, ленты и сетки позволяли создавать бесконечные варианты этой нехитрой, в сущности, формы. Поэтому головные уборы для коллекции были выполнены в виде греческих причесок. Различные по ширине и цвету, ленты были закручены в локоны, собраны в пучок, что подчеркнуло и внесло свой неповторимый нюанс в создание образа.
Коллекция была бы незавершенной, если бы не был изготовлен реквизит для каждой модели. По некоторым аксессуарам можно было безошибочно назвать каждую Древнегреческую богиню (приложение 10). Корзина с фруктами – у богини плодородия и домашнего очага Геры, копье, щит и шлем – у воительницы и защитницы Афины, лук, колчан и стрелы – у охотницы Артемиды, весы и меч – у богини правосудия Фемиды, амфора с водой – у нереиды воды и жены Посейдона Амфитриты и, наконец, золотое яблоко – у богини любви и красоты Афродиты.
Для показа коллекции была выбрана классическая и известная на весь мир мелодия Теадаракиса “Сиртаки” в современном звучании. Характерные движения греческого танца только подчеркнули божественность простых сибирских девчонок, которые при помощи одежды и фантазии педагогов превратились в богинь, спустившихся с Олимпа.
Педагог на занятиях ставит задачи в соответствии со способностями ребенка и направляет творческую деятельность в нужном направлении, не ущемляя его самостоятельности.
Надеемся, что в будущем наш театр моды станет известным не только в нашем городе и в Кузбассе, но и скоро нам покорятся подиумы России, а возможно и мира.