Цели и задачи:
- Сформировать понятие “ОСАДКИ”;
- Дать знания об образовании облаков, их видов;
- Развивать мировоззренческую идею о взаимосвязи и взаимозависимости различных явлений природы.
Оборудование:
- климатическая карта Кемеровской области (раздать);
- таблица строения атмосферы;
- круговорот воды в природе.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания:
1-й ученик: Используя таблицу, рассказать из каких слоев состоит атмосфера, дать определение “атмосфера”.
Отгадай загадку:
“Такой большой, что занимает весь мир, такой маленький, что в любую щель пролезет” (ВОЗДУХ)
ВЫСТАВИТЬ ОЦЕНКУ_________________________________
2-й ученик: Помимо того, что это воздух, о чем еще идет речь в загадке?
Перечислите все свойства воздуха, какие вы знаете?
“Прозрачен, упруг, имеет вес, занимает место, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается”
Почему мячи отскакивают и подпрыгивают?
“Наполнены сжатым воздухом”
ВЫСТАВИТЬ ОЦЕНКУ_________________________________
3-й ученик: Рассказать о составе воздуха.
Какое значение имеет углекислый газ и кислород?
Всегда ли был такой состав атмосферы?
Верно ли выражение: “Без нас атмосфера, да и вся природа в целом как-нибудь проживут, а вот мы без атмосферы не протянем и несколько минут”.
“Без пищи – 5 недель, без воды – 5 суток, без воздуха – 5 минут”
ВЫСТАВИТЬ ОЦЕНКУ__________________________________
4-й ученик: Значение атмосферы.
Хочу привести вам интересный случай из жизни:
“Более 300 лет назад один английский корабль вез из Африки чернокожих рабов. Однажды разыгрался сильный шторм. Опасаясь, что невольников смоет с палубы, капитан приказал поместить рабов в трюм. Когда шторм успокоился и матросы открыли люки - они обнаружили, что невольники мертвы”.
Почему? (Смерть произошла от недостатка чистого воздуха).
Еще какое значение?
- предохраняет от ультрафиолетового излучения;
- необходим для жизни растений и животных.
ВЫВОД ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: Таким образом, мы с вами на прошлом уроке и дома углубили знания о строении, свойствах атмосферы, а сегодня продолжим знакомство с этой такой близкой и в тоже время до конца не изученной темой.
2. Новый материал
Сообщение темы и целей урока.
2.1. Облака
В каких состояниях находится вода в атмосфере? (жидком, твердом и газообразном)
Откуда взялась вода в атмосфере? (образовалась в результате испарения с поверхности земли и образует в воздухе водяной пар)
РАБОТА ПО таблице “КРУГОВОРОТ”
Ребята, как вы назовете эту таблицу? (круговорот воды в природе)
В 3 классе вы уже изучали эту тему, сегодня давайте ее вспомним.
Круговорот воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Пар поднимается вверх и, достигнув более холодных слоев атмосферы, на небе появляются облака.
Все вы видели облака, давайте вспомним как они выглядят и чем отличаются друг от друга?
На доске:
Давайте охарактеризуем облака.
КУЧЕВЫЕ | СЛОИСТЫЕ | ПЕРИСТЫЕ |
Напоминают интересные формы животных и
человека, сооружений. Предвестники хорошей погоды. |
Покрывают все небо, через них даже
солнца не видно. Обычно приносят дожди. |
Находятся выше всех. Похожи на перья. Осадков не приносят |
А теперь я вам хочу задать вопрос: Почему облака не падают на Землю?
- легче воздуха – не правильно
- вода всегда тяжелее воздуха, а облака это сложение водяной пыли. Они находятся на большой высоте, их поддерживает восходящий поток воздуха.
ЗАРЯДКА (про ветер):
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все ниже, ниже.
2.2. Осадки
2.2.1. ДОЖДЬ
(стихотворение)
Наблюдая за облаками, можно заметить, что они то исчезают, то возникают вновь.
Почему это бывает если на той высоте, где образовались облака, воздух становится все теплее, то облака могут исчезнуть, т.к. капельки воды испаряются и становятся невидимыми.
Если же воздух становится холоднее, то капельки сливаются. Такие капли становятся слишком тяжелыми, и они падают на землю в виде дождя.
А может ли быть такое в природе?
Один путешественник писал: “Мы двигались по открытой местности. Внезапно подул сильный ветер и туча закрыла солнце. Мои спутник радостно закричал: “Наконец-то дождь !”, но проводник покачал головой. Вскоре мы услышали шум дождя. Он доносился сверху, но ни одна капля не упала на Землю. Все недоумевали.
Где это могло произойти и почему?”
(Такое наблюдается в пустыне. Земля сильно нагревается, а от Земли нагревается воздух, поэтому капли воды испаряются в расплавленном воздухе, не достигнув земли)
2.2.2. СНЕГ
Если же температура внутри облака ниже точки замерзания (0 С), то образуются не капельки воды, а снежинки.
Ребята, как вы думаете, есть ли на земном шаре места, где люди никогда не видели снега?
“Географию без учебника изучать можно, а без карты невозможно”.
Вот сейчас как раз такой момент.
Посмотрите на карту: Кто покажет границу, где снег не выпадает?
А почему это происходит? (потому, что здесь круглый год тепло и осадки выпадают в виде дождя)
Ребята, вам жалко детей этих районов? (они никогда не катались на санках, лыжах, коньках)
Известно, что полярники не заботятся о пресной воде, необходимой для приготовления пищи, питья. Они используют лед.
Почему растаявший лед становится пресным, если он образовался из морской горько соленой воды? (он образовался не из воды, а из снега, а снег пресный)
2.2.3. ДРУГИЕ ВИДЫ ОСАДКОВ: туман, роса, град
Мы о них будем говорить через 2 урока – когда речь пойдет о неблагоприятных явлениях атмосферы.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСАДКОВ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Какие виды осадков преобладают в Кемеровской области?
- Летом, весной, осенью – дождь, роса, иней
- Зимой - снег
Равномерно ли распределяются осадки по всей территории? (нет)
Работа с климатической картой:
- Как обозначаются осадки? (ЦВЕТОМ)
- В чем измеряются? (в ММ)
- Где больше всего выпадает осадков (на юго-востоке в горных областях)
Для замера воды берут сосуд
Типа ведра, в него вода собирается,
Затем переливается в специальный мерный сосуд
ВЫВОД: Почему изучаем облака и осадки, облака и погода, а например, облака и климат?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
- Эти облака указывают на установление хорошей погоды. Они белые и пушистые.
- Эти облака представляют собой тонкий бледно-серый слой, который закрывает все небо. Они несут мелкий моросящий дождь.
- Эти облака тоненькие, почти прозрачные. Они являются признаком ветренной погоды, плывут высоко в небе.
- Дождевые облака серого цвета, имеющие рваные края. У некоторых есть белые верхушки. Обычно они бывают грозовые.
Так существует ли связь между видами облаков и осадками?
Наблюдали ли вы такое явление:
Идет дождь – теплый, летний. Вы выбегаете на улицу и начинаете прыгать и громко кричать: “Дождик, дождик лей-лей, никого не жалей”, и он на самом деле становится сильнее.
Это происходит потому, что малейшие сотрясения воздуха вызывают образование из паров воды дождевых капель.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: С.74-75.