Оборудование:
- доска,
- компьютер,
- компьютерная презентация.
Тип урока: “Урок обобщения и систематизации знаний” (1V- тип).
Технология урока: Проектная деятельность, интегрированный урок (математика + информатика).
Результат урока нацелен на овладение учащимися программным и дополнительным материалом по данной теме и рассчитан на выход каждого ученика на свой уровень развития.
Построение графиков является основным рабочим материалом всего курса алгебры. Результат урока обоснован требованиями Программы к обязательной математической подготовке учащихся по данной теме:
- освоить общие приемы построения графиков;
- овладеть техникой построения графиков с помощью симметрии относительно осей координат;
- научиться применять изученные приемы построения графиков в измененной ситуации для произвольных кривых.
Триединая дидактическая задача.
Образовательные задачи ставятся через конкретное содержание учебного материала и конкретную деятельность учащихся.
Образовательные задачи:
- актуализация знаний о графиках функций и уравнений,
- закрепление знаний о построении графиков линейной, квадратичной и тригонометрической функций,
- повторение преобразования симметрии относительно прямой,
- знакомство с графиком логарифмической функции,
- укрепление умений и навыков в работе по образцу и в сходных условиях,
- перенос знаний в новые условия.
Развивающие задачи:
- развитие логического мышления, познавательного интереса, творческой активности,
- развитие общеучебных навыков и умений – организационных, интеллектуальных и коммуникативных.
Воспитательные задачи:
- воспитание взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, направленного на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления нового.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Применение знаний, умений и навыков в новых условиях.
- Информация о домашнем задании.
- Подведение итогов урока, рефлексия.
Для достижения триединой задачи использовались:
Методы обучения:
- словесный,
- проблемно-поисковый,
- практический,
- наглядный,
- репродуктивный,
- вопросно-ответный,
- индуктивный,
- аналитико-синтетический.
Формы организации познавательной деятельности:
- общеклассная,
- индивидуальная,
- групповая.
Учитывая психолого-педагогическую характеристику класса и в соответствии с поставленными задачами, было отобрано следующее:
Содержание учебного материала:
- В домашнем задании были заложены все вопросы, которые помогут учащимся на уроке в ходе вопросно-ответной беседы самостоятельно овладеть новым материалом:
а) построении графиков функций и уравнений;
б) применение преобразования симметрии относительно прямой.
В ходе урока проводится:
а) повторение построения графиков линейной, квадратичной и тригонометрической функции;
б) формирование учебно-организационных и учебно-интеллектуальных навыков при выполнении практической работы;
в) формирование учебно-коммуникативных навыков в течение всего урока.
Для домашнего задания был отобран дифференцированный материал, охватывающий все опросы, рассмотренные на уроке.
Основная цель урока: С помощью вопросно-ответной беседы как одного из методов дидактической работы добиться того, чтобы учащиеся самостоятельно овладели новыми знаниями, с помощью наводящих вопросов учителя переносили усвоенные знания в новые условия, творчески применяли их. Для этого учебный материал урока должен быть подобран учителем продуманно и тщательно, с учетом прошлого опыта и ранее приобретенных знаний учащихся, с созданием проблемных ситуаций на уроке.
Ход урока
1. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Этап всесторонней проверки знаний.
3. Этап усвоения новых знаний.
Урок построен в виде презентации мини-проектов. Учащиеся были предварительно разбиты на группы по два человека, которые изучали построение графиков функций и уравнений, содержащих переменную под знаком модуля в свете ранее изученных функций: 7 класс – линейная функция, 8 – 9 классы – квадратичная функция, 10 класс – тригонометрические функции, 11 класс – логарифмическая функция (самостоятельно). В ходе презентации один участник пары (теоретик) рассказывает о преобразованиях графиков, а другой (практик) показывает соответствующие преобразования на экране монитора.
I-я пара рассматривает линейную функцию y = x – 2
Задача 1. Построить график функции y = | x – 2 |
Задача 2. Построить график функции y = | x | – 2
Задача 3. Построить график уравнения | y | = x – 2
II-я пара рассматривает квадратичную функцию y = x2– 2х – 3.
Задача 1. Построить график функции y = | x2 – 2х – 3 |
Задача 2. Построить график функции y = | x2 | – 2 | х | - 3
Задача 3. Построить график уравнения | y | = x2 – 2х - 3
III-я пара рассматривает тригонометрическую функцию y = sin х.
Задача 1. Построить график функции y = | sin х. |
Задача 2. Построить график функции y = sin | х |.
Задача 3. Построить график уравнения | y | = sin х
4. Подведение итогов (обобщение). Рассмотрим график произвольной функции y = f (х), заданной на промежутке [-8; 7].
IV-я пара. Задача 1. По известному графику функции y = | f (х) |. По определению имеем: | f (х) | =
f (х), если f (х) >=0. - f (х), если f (х) < 0.
Поэтому график функции y = | f (х) | совпадает с графиком функции y = f (х) на тех промежутках, где f (х) >=0, а на тех промежутках, где f (х) < 0, график функции y = | f (х) | получается из графика функции y = f (х) с помощью симметрии относительно оси Ох.
Задача 2.
По известному графику функции y = f (х) построить график функции y = f ( | х | ). Если х >=0, то | х | = х, поэтому f ( | х | ) = f ( х ), т. е. при х >=0 графики функций y = f ( | х | ), и y = f (х) совпадают. Функция y = f ( | х | ) является четной, т. к. y = | х | - четная функция; поэтому её график при х < 0 симметричен относительно оси Оу графику этой функции, построенному для х >=0.
Задача 3 По известному графику функции y = f (х) изобразить на плоскости множество точек, координаты которых удовлетворяют условию | y | = f ( х ).
Так как в левой части уравнения имеется знак модуля, то надо брать лишь те значения х, при которых f ( х ) >=0. Для этих значений равенство | y | = f ( х ) можно записать в виде у = +-f (х), т. е. мы имеем две функции. Если при всех значениях х выполняется неравенство f ( х ) < 0, то уравнение | y | = f ( х ) не определяется никакая линия. Таким образом, чтобы построить график уравнения | y | = f ( х ), надо взять ту часть графика y = f ( х ), которая расположена над осью Ох, и отобразить её симметрично относительно оси Ох.
y = f(|x|)
5. Применение знаний, умений и навыков в новых условиях.
Задание классу (перенос знаний в новые условия).
Учитель: В 11-м классе мы будем изучать логарифмическую функцию.
Вам предлагается: график функции y=lnx
Попробуйте самостоятельно построить графики:
1 . у= |lnx|
2. y= ln |x|
3. |y|= lnx
Ответы
6. Информация о домашнем задании.
Выполнить упражнения с карточки в тетради.
Карточка для домашней работы. Для функций у = x-2. Продумать построение графиков у = |f(|x|)| и |у| = |f(|x|)|.
Для функций у=х2-2x-3. Продумать построение графиков у = |f(|x|)| и |у| = |f(|x|)|.
Для функций у = sin x. Продумать построение графиков у = |f(|x|)| и |у| = |f(|x|)|.
7. Подведение итогов урока, рефлексия. Ученики и учитель подводят итоги урока, анализируют выполнение поставленных задач.