Цели:
- Расширение и систематизация знаний о фенотипической изменчивости.
- Показать возможность применения ИКТ на уроке биологии.
Задачи:
- Познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости.
- Развивать понятие о взаимоотношениях организма и среды.
- Развивать понятие о биостатистическом методе исследования.
- Развивать навыки и умения работы с программой Microsoft Excel.
- Мотивировать интерес учащихся к занятиям по биологии и информатике.
Методы обучения:
- По уровню активности – активный (лабораторный метод).
- По источнику получения знаний – практический.
- По дидактической цели – применение знаний, развитие умений и навыков.
- По характеру познавательной деятельности – частично-поисковый.
Место урока в теме: 2-й урок по теме “Фенотипическая изменчивость”.
Место проведения: Кабинет информатики.
Ход урока
1. Организационный момент: Сообщение целей и задач урока.
2. Повторение изученного материала фронтально, по вопросам:
- Что отражает фенотипическая изменчивость? Затрагивает ли она генотип?
- Что такое “норма реакции”, какой она бывает? Приведите примеры.
- Какой нормой реакции обладают качественные; количественные признаки?
- Для чего необходимо изучать норму реакции признаков?
Далее учитель отмечает, что выявление генотипа через фенотип носит случайный характер и зависит от конкретных условий среды. Но даже и в этих случайных явлениях человек установил определенные закономерности, изучаемые статистикой и теорией вероятностей. Однако необходимо, чтобы случайное повторялось при заданных условиях достаточно часто. Далее учитель указывает, что в биологии статистический метод дает возможность точно охарактеризовать изменчивость того или иного признака и широко используется для выяснения достоверности результатов наблюдений в самых различных исследованиях.
3. Лабораторная работа: “Фенотипическая изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой”.
Объект: лавр благородный
Оборудование: инструкция для выполнения лабораторной работы, листья лавра благородного (50 шт.), компьютер, компьютерная программа Microsoft Excel.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите листья лавра благородного. Измерьте длину листовой пластины и отобразите результаты в виде вариационного ряда, записывая показатели в порядке возрастания. (Этот пункт работы было предложено учащимся выполнить в качестве домашнего задания на предыдущем уроке).
2. Используя возможности программы Microsoft Excel. Занесите данные в таблицу.
Последовательное изменение признака (вариационный ряд) Частота встречаемости Среднее значение признака
Отметьте признаки, встречающиеся:
А) наиболее часто;
Б) наиболее редко
3. Используя данные вариационного ряда определите среднюю величину признака по формуле используя возможности Microsoft Excel;
где М – средняя величина; - знак суммирования; V – варианта; P – частота встречаемости вариант; N – общее число вариант вариационного ряда.
4. С помощью программы Microsoft Excel отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.
5. Сделайте вывод о том, какая закономерность фенотипической изменчивости вами обнаружена.
Работы учеников сохраняются в папке “Работы учащихся” на компьютере учителя, для проверки.