Интегрированный урок-практикум по теме "Фенотипическая изменчивость"

Разделы: Информатика


Цели:

  • Расширение и систематизация знаний о фенотипической изменчивости.
  • Показать возможность применения ИКТ на уроке биологии.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости.
  • Развивать понятие о взаимоотношениях организма и среды.
  • Развивать понятие о биостатистическом методе исследования.
  • Развивать навыки и умения работы с программой Microsoft Excel.
  • Мотивировать интерес учащихся к занятиям по биологии и информатике.

Методы обучения:

  • По уровню активности – активный (лабораторный метод).
  • По источнику получения знаний – практический.
  • По дидактической цели – применение знаний, развитие умений и навыков.
  • По характеру познавательной деятельности – частично-поисковый.

Место урока в теме: 2-й урок по теме “Фенотипическая изменчивость”.

Место проведения: Кабинет информатики.

Ход урока

1. Организационный момент: Сообщение целей и задач урока.

2. Повторение изученного материала фронтально, по вопросам:

  • Что отражает фенотипическая изменчивость? Затрагивает ли она генотип?
  • Что такое “норма реакции”, какой она бывает? Приведите примеры.
  • Какой нормой реакции обладают качественные; количественные признаки?
  • Для чего необходимо изучать норму реакции признаков?

Далее учитель отмечает, что выявление генотипа через фенотип носит случайный характер и зависит от конкретных условий среды. Но даже и в этих случайных явлениях человек установил определенные закономерности, изучаемые статистикой и теорией вероятностей. Однако необходимо, чтобы случайное повторялось при заданных условиях достаточно часто. Далее учитель указывает, что в биологии статистический метод дает возможность точно охарактеризовать изменчивость того или иного признака и широко используется для выяснения достоверности результатов наблюдений в самых различных исследованиях.

3. Лабораторная работа: “Фенотипическая изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой”.

Объект: лавр благородный

Оборудование: инструкция для выполнения лабораторной работы, листья лавра благородного (50 шт.), компьютер, компьютерная программа Microsoft Excel.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите листья лавра благородного. Измерьте длину листовой пластины и отобразите результаты в виде вариационного ряда, записывая показатели в порядке возрастания. (Этот пункт работы было предложено учащимся выполнить в качестве домашнего задания на предыдущем уроке).

2. Используя возможности программы Microsoft Excel. Занесите данные в таблицу.

Последовательное изменение признака (вариационный ряд)                        
Частота встречаемости                        
Среднее значение признака  

Отметьте признаки, встречающиеся:

А) наиболее часто;
Б) наиболее редко

3. Используя данные вариационного ряда определите среднюю величину признака по формуле используя возможности Microsoft Excel;

где М – средняя величина; - знак суммирования; V – варианта; P – частота встречаемости вариант; N – общее число вариант вариационного ряда.

4. С помощью программы Microsoft Excel отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.

5. Сделайте вывод о том, какая закономерность фенотипической изменчивости вами обнаружена.

Работы учеников сохраняются в папке “Работы учащихся” на компьютере учителя, для проверки.