Опыт работы психолога Кулеватовской СОШ по теме "Первичная профконсультация школьников по выбору профессии в условиях малочисленной школы"

Разделы: Школьная психологическая служба


Список ИПМ:

1. Базовая модель.

2. Особенности профориентационной работы школьного психолога в условиях Кулеватовской малочисленной средней школы.

3. Содержание работы школьного психолога по профессиональной ориентации школьников.

4. Правила психолога О.Н. Нагорновой при проведении профориентационной работы.

5. Памятка выбирающему профессию, составленная О.Н. Нагорновой.

6. Структура профориентационной работы в Кулеватовской малочисленной средней школы.

7. Факторы, учитываемые при выборе профессии.

8. План курса "Человек, труд, профессия", преподаваемого в школе.

9. Урок в 9 классе.

10. Схема предварительной индивидуальной беседы психолога с учащимися.

11. Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации.

12. Анкета № 1.

13. Анкета № 2.

14. Методика проведения педагогического консилиума по профориентационной работе.

15. Список используемой литературы.

Базовая модель опыта

Сущность опыта:

- школьная психологическая служба, появившаяся в последнее время в школе, одну из своих задач видит в проведении профориентационной работы среди учащихся;

- выбор профессии психологами рассматривается как взаимодействие двух сторон - подросток с его индивидуальными особенностями, а с другой стороны - профессия с ее требованиями к личности;

- правильный выбор профессии состоится тогда, когда индивидуальное, заложенное в подростке, совпадает с требованиями, предъявляемые выбранной профессией.

Научной базой данного опыта являются труды профессоров Е.А.Климова, К.М.Гурвича, создавших концепцию профессиональной ориентации учащихся.

Личная концепция автора:

автор рассматривает профессиональную работу как:

- систематическое изучение структуры личности учеников для выявления направленности, склонности, интересов, способностей, первичных профессиональных намерений и их динамики.

- определения мотивации выбора профессии, готовности личности к самоанализу, самооценке, структуры способностей;

- осуществления профподбора, изучение соответствия "профиля личности", и профессиональных требований, предъявляемые специальностью;

- формирование моральной готовности учащихся к трудовой деятельности;

- знакомство с миром профессий и определение своего места в нем.

Технология опыта:

Для выяснения интересов, склонностей, способностей учащихся автором используются всевозможные методики как-то: анкеты, опросники, составленные учеными.

Через беседы, лекции, графики, таблицы, схемы, профконсультации, консилиумы, встречи идет знакомство учащихся с огромным миром профессий.

На завершающем этапе профориентационной работы школой осуществляются профессиональные пробы, которые позволяют либо окончить поиски, либо продолжить его корректирование.

Автором учитывается сельская специфика, близость учащихся к природе, специфика малочисленной школы, тяжелое экономическое положение, переживаемое страной.

Результативность: правильно избранная профессия в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивается производительность труда, в 1,5-2 раза уменьшается стоимость обучения. К этому стремится психолог Нагорнова О.Н.

Особенности профессиональной работы школьного психолога в условиях Кулеватовской средней школы

- В школе обучается 168 учеников, таким образом школьный психолог имеет идеальные условия изучения личностных особенностей учащихся, их склонностей, способностей, профессиональной направленности;

- профориентационная подготовка направлена на воспитание личности готовой к деятельности в условиях многоукладного сельского хозяйства, многообразия форм собственности и рыночной экономики;

- содержание и организация трудовой подготовки должны быть ориентированы на интересы личности, развитие инициативы, предприимчивости и ответственности;

- школьный психолог, как и другие школьные учителя, является для сельчан носителем культуры, просвещения. Его профконсультация рассматривается большинством родителей как "единственно верное решение"; а отсюда профориентационная работа школьного психолога очень ответственна;

- в профориентационной работе школьного психолога учитывается разноуровневое развитие сельских школьников;

- близость школьников к природе, органическая включенность в нее, позволяет учащимся рассматривать ее как основу для их дальнейшей профессиональной деятельности;

- семейное воспитание, основанное на этнопедагогике, связанной с сельскохозяйственным трудом, деревенским укладом жизни, тяжелое экономическое положение, переживаемое страной - все это способствует выбору профессий связанных с сельскохозяйственным трудом, селом, домом;

- малочисленность коллектива сверстников обуславливает отсутствие широкого круга общения с ровесниками; дружеские отношения между учащимися более тесные, а отсюда наблюдается ситуативность при выборе профессии, продиктованная внутригрупповыми отношениями.

Содержание работы школьного психолога по профессиональной ориентации школьников

- Выявление интересов, склонностей, направленности личности, первичных профнамерений;

- определение социальных установок и помощь в их формировании;

- выявление мотивации выбора профессии;

- формирование готовности к самоанализу, самооценке реальному уровню притязаний;

- определение выраженности способностей;

- сформированность развития различных сторон личности, их проявления, динамики;

- осуществление профпотбора, при необходимости, профотбора;

- определение соответствия "профиля личности" и профессиональных требований; внесение корректив в профнамерения учащихся;

- проведение занятий с учащимися по курсу "Основы выбора профессии".

- проведение профориентационных бесед со школьниками, которые помогут учащимся ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Зачем я? Кем я могу быть? Кем я хочу быть? Кем мне надо быть? Как осуществить намеченные планы?

- организация встречи с интересными людьми, конкурсы по профессиям.

Формы работы школьного психолога

1. Беседы групповые, индивидуальные.

2. Тестирование.

3. Изучение личности учащегося через наблюдение, анкетирование, анализ школьной документации.

4. Чтение курса лекции по профориентации учителям, родителям, учащимся.

5. Организация встреч учащихся с представителями различных профессий.

6. Проведение игр по профориентации.

7. Изучение профессиограммы села, района, области.

8. Создание кабинета по профориентации.

Правила психолога О.Н. Нагорновой при проведении профориентационной работы

- Понять ученика и быть понятой им;

- учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие;

- помочь школьнику понять свои недостатки, отрицательные черты характера и в доверительной форме указать пути их устранения;

- давая профориентационные рекомендации учащимся, психолог несет за них моральную ответственность;

- помочь развить объективную самооценку оптанту при выборе профессионального пути;

- знать показания и противопоказания к профессиям и знакомить с ними учащихся;

- помочь личности при выборе профессий учитывать требования и потребности общества;

- при выборе профессии учитывать индивидуальные особенности характера оптанта;

- расслоенность общества, наблюдаемая в стране, области, селе, требует ее учета при профориентационной работе.

Памятка выбирающему профессию, составленная О.Н. Нагорновой

Выбор профессии сложный ответственный шаг в Вашей жизни. Удачно выбранная профессия - это удовлетворенность, возможность самосовершенствования, повышать свою квалификацию. Все это полезно обществу.

Выбрать профессию надо обдуманно, с учетом внутренних побуждений, возможностей, личных и общественных интересов.

Успех может быть тогда, когда Вы станете заинтересованным хозяином выбора.

Чтобы сделать обоснованный выбор профессии нужно:

- изучить себя и ответить на вопросы:

Какие у меня физические возможности, состояние здоровья?

Что я хочу (интересы, склонности, предпочтение)?

Что я могу (способности, скорость, точность, темы протекания процессов, уравновешенность, открытость, самовыражение и т.д.)?

Какой я (характер, особенности поведения)?

Изучив классификацию профессий, сузив поле поиска, выясните, что привлекает Вас в предстоящей трудовой деятельности и избранной профессии.

Ознакомьтесь как можно с большим кругом профессий в избранном Вами направлении, выберите группу родственных профессий для углубленного изучения.

Выясните, что Вас прельщает в выбранной профессии (содержание, предмет труда, требуемые качества личности и т.д.)

Сопоставьте свои возможности с требованиями по избранной Вами профессии.

Узнайте потребности Вашего села, района, области по избранной специальности.

Побеседуйте с представителями избранной профессии, выясните, в чем заключается их работа. Необходимо побывать на рабочем месте, познакомиться с условиями труда, выясните, какие качества личности необходимы.

Попробуйте свои силы в различных кружках по интересам.

ПТУ, техникумы, колледжи, институты, университеты в определенные дни проводят "Открытые двери", во время которых можно получить представление о выбранной профессии.

Структура профориентационной работы в Кулеватовской СОШ

Задача: подготовить учащихся к саморазвитию и реализации своих возможностей в жизни.

Ключевые слова: профессиональные консультации, самосовершенствование, самопознание.

1 этап (5-7 класс)

Цель: изучение индивидуальных особенностей учащихся, интересов, склонностей, способностей.

Для этого необходимо:

- заполнить анкету учащихся (заполняется ежегодно);
- анкету родителей;
- определить темперамент, уровень сформированности творческих способностей;
- диагностировать структуру сигнальных систем;
- исследовать волевую организацию личности.

2 этап (8 класс)

Цель: познать себя, свои возможности для выбора профессионального пути.

Реализация этой цели осуществляется через изучение курса "Человек - труд - профессия", рассчитанного на 70 часов.

3 этап (9-11 классы)

Цель: актуализация личностного смысла выбора профессии.

Для этого заполняются:

- карта интересов А.Е. Голомштока;
- ДДО (дифференциально-диагностический опросник;
- КОС (коммуникативные и организаторские способности);
- проводятся профессиональные консультации.

1 этап - консультации

(группа в 5-7 человек)

Цель: научить правилам выбора профессии; познакомить с многообразием профессии.

Результат: формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности профессионального выбора.

2 этап консультации

Цель: углубленное, всестороннее изучение личности.

Результат: помочь школьнику объективно оценить себя и найти форму самосовершенствования, расширить работу по формированию профессиональной направленности, если необходимо, перестроить план профессионального выбора.

Факторы, учитываемые при выборе профессии

При выборе профессий учитывается три основных фактора:

1. Самоанализ - знать свои способности и умения.
2. Анализ профессий - доступ к знаниям о профессиях.
3. Профессиональные пробы - профиспытания.

Учащийся пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям.

Курс профессиональных проб, проводимых в Кулеватовской СОШ

1. Возделывание различных культур (сельскохозяйственных, садовых, лесоводство).

2. Разведение животных.

3. Рыболовство.

4. Переработка пищевых продуктов.

5. Рисование (дизайн).

6. Изготовление продукции индустриальным способом.

7. Изготовление продукции домашним способом.

8. Управление машинами.

9. Выполнение канцелярской работы.

10. Предпринимательская деятельность.

11. Прием посетителей (организация контактов с людьми).

12. Приготовление пищи.

13. Уход за людьми.

14. Представительская деятельность.

15. Занятия спортом.

16. Исследовательская работа.

17. Фермерское и крестьянское хозяйство (экскурсии).

План курса " Человек-труд-профессия", преподаваемого в школе

Цель: помочь учащимся в выборе профессии, наиболее отвечающей их индивидуальным особенностям, склонностям, способностям, потребностям общества.

N/n

Тема

Кол-во
часов

1.

Внутренний мир человека и возможности его познания. 2

2.

Многообразие мира профессий. 2

3.

Представление о себе и проблема выбора профессии. 2

4.

Секреты выбора профессий (хочу, могу, надо). 2

5.

Склонности и интересы в профессиональном выборе (хочу). 2

6.

Возможности личности в профессиональной деятельности (могу). 2

7.

Социальные проблемы труда (надо). 3

8.

Социально-психологический портрет современного профессионала. 2

9.

Анализ профессии. 2

10.

Здоровье и выбор профессий. 2

11.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. 2

12.

Темперамент в профессиональном становлении личности. 2

13.

Ведущие отношения личности и типы профессий. 2

14.

Эмоциональное состояние личности. 2

15.

Волевые качества личности. 2

16.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. 4

17.

Неисчерпаемость человеческих ресурсов. 2

18.

Человек в новых социально- экономических условиях. 3

19.

Человек среди людей. 4

20.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 3

21.

Пути получения профессий. 2

22.

Моя профессиональная карьера. 3

23.

Профессиограмма нашего села, района, области. 2

24.

Оценка способности личности к выбору профессии. 2

25.

Профконсультационные услуги. 4

26.

Сельский дом. Приусадебное хозяйство. 2

27.

Фермерское и крестьянское хозяйство. 4

Урок в 9 классе.
Тема: " Классификация профессий"

Цель:

- знакомство учащихся с научной схемой анализа профессии;

- выяснение знаний учащихся о конкретных профессиях;

- определение интересов и склонностей учащихся.

Подготовительный этап: подготовить таблицы типов, классов, отделов, групп профессий.

Ход урока.

1. Сообщение учителя о разделении труда, выделение ремесел, появлении профессий и их классификация.

2. Сообщение учащихся с просмотром таблиц.

- о типах профессий - предмет труда;

- о классах - цель труда;

- об отделах - орудия труда;

- о группах - условия труда;

(таблицы см. в рукописном банке).

3. Практическая работа.

Составить формулу профессии "Учитель".

(Ч-Ч; П; Ф; М ) - учитель.

Предмет труда - человек (Ч-Ч).

Цель труда - преобразующая (П).

Орудие труда - функциональные (Ф).

Условия труда - повышенная моральная ответственность (М).

Составить формулу профессии "Хлебороб".

Определить по формуле профессии:

а) Ч-П; Г; Ф; О; (геолог);

б) Ч-Хо; И; Р; М; (художник).

4. Экспериментальная часть.

Изучение индивидуальных склонностей к различным типам профессий по методике ДДО (дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту".) (ДДО см. в рукописном банке).

5. На дом.

- определите, вместе с родителями, предпочтительный для вас тип профессии;

- перечислите профессии, которые относятся к этому типу;

- какие требования предъявляет к человеку этот тип профессий?

Схема предварительной индивидуальной беседы психолога с учащимися

Цель: выявить профессиональные интересы, склонности, способности учащегося для профессионального выбора.

1. Профессиональные намерения учащегося.

- Что собирается делать после окончания школы? Работать, учиться.

- Что знает об избранной профессии, условиях работы, требованиях к человеку, предъявляемые профессией?

- Что советуют родители и согласен ли ученик с их мнением?

2. Интересы.

- Какие учебные интересы преобладают и развивает ли их школьник в связи с выбором профессии ?

- Оказывают ли родители, учителя, классный руководитель в развитии учебных и профессиональных интересов? В чём это заключается?

3. Склонности.

- Есть ли склонности, связанные с выбором профессии и как они развиваются?

- Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей в подготовке к профессиональной деятельности? В чем это заключается?

4. Способности.

- Какие способности находит у себя учащийся в учебной, профессиональной деятельности? Как их развивает?

- Совпадают ли интересы, склонности со способностями?

- Каково мнение родителей, учителей о способностях учащегося и согласен ли ученик с их мнением?

5. Личные качества.

- Какие личные качества развиты у учащегося?

- Какие личные качества надо развить в связи с профвыбором?

- Занимаются ли дети самовоспитанием?

- Оказывают ли им помощь учителя, классный руководитель, родители в развитии личности?

6.Готовность к выбору профессии.

- По каким учебным предметам нужны будут знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

- Считает ли учащийся, что может осуществить свои профессиональные намерения?

- Есть ли запасной вариант?

7. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути.

- литература для чтения;

- кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов;

- встреча со специалистами;

- советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств.

Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации

Фамилия, имя, отчество ________________________________________

Возраст ______________ Школа __________Класс ______Дата _______

1. Состояние здоровья:

а) здорова,

б) функциональное отклонение,

в) хроническое заболевание.

Заключение подросткового врача.

2. Информированность о мире профессий:

а) полная

б) недостаточная

в) отсутствует

3. Наличие профессионального плана:

профессия ________________________________________________

учебное заведение___________________________________________

4. Сформированность профессионального плана:

а) сформирован

б) частично сформирован

в) не сформирован

5. Осознанность выбора профессии:

6. Ведущие мотивы:

7. Сведения из "Анкеты оптанта":

любимые занятия__________________________________________

опыт работы______________________________________________

успешность обучения дисциплинам:

естественным _________ точным _______________

гуманитарным _________ труду _______________

а) ярко выражены (в какой области деятельности?)

б) не выражены

8. Интересы и склонности ДДО:

П-Т-Ч-З-Х - карта интересов:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-

22-23-24-25-26-27-28-29.

9. Коммуникативные и организаторские склонности:

К - 1, 2, 3, 4, 5;

К - 1, 2, 3, 4, 5.

10. Выраженность профессиональных интересов и склонностей.

11. Особенности поведения _____________________________________

12. Заключение профконсультанта:

а) оптант не нуждается в углубленной профконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в процессе консультации)_____________________________________________________

б) оптант нуждается в углубленной профконсультации _______________________________________

Рекомендации профконсультанта: область деятельности, профессия ______________________

Пути профессионализации ______________________________________

Запасной вариант профессионального выбора______________________

_____________________________________________________________

Домашнее задание _____________________________________________

Противопоказанные сферы деятельности __________________________

_____________________________________________________________

Психолог-консультант:_________________________________________

(подпись)

В углубленной профконсультации необходим анализ индивидуальных особенностей каждого ученика. Результатом обобщения всех характеристик является индивидуальная психологическая карта. Приведем конкретный пример такой карты.

Анкета № 1

1. В какой среде Вы считаете возможным применить свои способности (наука, искусство, сельское хозяйство, промышленность, флот, сфера обслуживания, строительство, транспорт, работа по обучению других)?

2. Ваше любимое занятие в свободное время?

3. Какая профессия Вас привлекает и почему?

4. Какое дело у вас получается лучше всего?

5. Какая работа Вам доставляет удовольствие?

6. Кого из окружающих Вас людей Вы считаете специалистом своего дела?

Анкета № 2

Если ВЫ хотите, чтобы специалист помог Вам в выборе профессии, ответе на следующие вопросы:

1. Подчеркните тот признак одаренности, который проявляется у Вас в наибольшей мере:

хорошая память; наблюдательность; сообразительность; тонкость и точность движений; тонкое обоняние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность, здравый смысл; устойчивый интерес к наукам; высокая умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; любовь к детям; желание путешествовать; любовь к природе, к животным; интерес к кулинарии; постоянное удовольствие от общения.

2. Чем Вы отличаетесь от других? В чём превосходите сверстников, в чём отстаёте от них?

3. Перечислите свои противопоказания к профессиям:

аллергия на пищу, запахи, плохое здоровье, болезненность, быстрая утомляемость; повышенная нервная чувствительность; раздражительность; нетерпеливость; боязнь крови; человеческих страданий; вспыльчивость, неуравновешенность; неаккуратность; отсутствие выдержки, конфликтность; нежелание переделывать плохо выполненную работу.

4. Какую работу Вы предпочитаете, если другого выбора не будет:

моторист, милиционер, строитель, сторож, няня, шофер, продавец, кулинар, овощевод (нужное подчеркните).

5. Подчеркните профессиональные черты человека, который является для Вас образцом:

знание своего дела; вдумчивость; пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; не стандартность мышления; умение быть простым; требовательность к себе; высокая результативность в работе, полная самоотдача в деле; умение учитывать условия; умение преодолевать трудности; уверенность в своих силах.

6. Подчеркните требования к своей будущей профессии:

отсутствие большой физической нагрузки; конкретные результаты; возможность творчества, развитие способностей; высокая зарплата; общение с интересными людьми; общественная значимость; разнообразие в содержании работы; возможность регулировать рабочий день.

7. Какой учебный предмет является любимым и почему? Люблю ____________________ (предмет) потому что,

он легко усваивается; развивает ум и способности;

нравится преподаватель этого предмета, его методика;

знание предмета необходимо при поступлении в институт;

пригодится для будущей профессии.

Методика проведения педагогического консилиума по профориентационной работе

Цель: изучение индивидуальных особенностей учащихся 9, 11 классов и их профессиональных намерений, коррекция их.

1. Предварительная работа.

- провести диагностику профессиональных способностей, возможностей учащихся;

- прочитать лекции для педагогов и родителей на тему: "Психологические основы профориентации в семье и школе";

- познакомить учащихся со справочной литературой о поступлении в вуз, техникумы, колледжи, ПТУ;

- провести беседы с учащимися о том, как выбрать профессию, о способностях и их развитии и т.д.;

- подготовить профкарты на учащихся;

- составить рекомендации о выборе профессии и познакомить с ними учащихся.

2. Ход педагогической консультации.

- школьный психолог прогнозирует возможности профессионального выбора на основе психологических особенностей личности;

- школьный врач анализирует состояние здоровья оптанта и выясняет медицинские противопоказания к выбранной профессии;

- директор или его заместитель раскрывает роль школы в выборе профессии;

- консилиум даёт рекомендации оптанту по выбору профессии или одобрение выбранному виду деятельности.

Список используемой литературы:

1. Грищенко Н.А., Головей Л.А., Лукомская С.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ - Л., 1988.
2. Голомшток А.Е. Профориентационная работа в школе. - Калуга, 1968.
3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., 1988.
4. Кала У.В., Раудник В.В. Психологическая служба в школе. - М., 1986.
5. Климов Е. А., Чистяков С. Н. Выбор профессии. - М., 1988.
6. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М., 1983.
7. Пряжников Н. С. Игровой метод профориентации. / Под ред. Е.А.Климова - Пермь, 1989.
8. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. - М., 1988.
9. Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессии у японских школьников. // Вопросы психологии. - 1990 - И 5 стр. 150-157.
10. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
11. Школа и выбор профессии. / Под ред. А.Е. Голомштока и др. - М.: Просвещение, 1970.
12. Климов А.Е. Как выбирать профессию. - М., 1984.