Тема урока: Алгебраическая форма комплексного числа.
Цель урока:
- усвоение знаний в их системе;
- умение самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
Образовательная: систематизация и обобщение
знаний, контроль за усвоением ЗУН.
Воспитательная: привитие интереса к
изучаемому предмету.
Развивающая: формирование навыков
самостоятельной деятельности, выработка
внимания.
Ход урока
1.Объяснение материала (в форме лекции)
1.1. Общие сведения.
Рис. 1
Множество действительных чисел позволяет полностью оценить количественные стороны явлений действительности. При помощи действительных чисел мы производим измерения в пространстве и во времени. Физические, химические и прочие величины измеряются при помощи действительных чисел.
С этой точки зрения множество действительных чисел вполне достаточно и не видно причин для попыток расширить это множество.
Но следует иметь в виду и вторую сторону процесса развития и изучения числовых множеств. Всякий раз, расширяя числовое множество, появляется возможность более полно и успешно совершить те или иные операции.
Так, например, во множестве натуральных чисел не всегда можно выполнить действия вычитания и деления. Расширив это множество до множества целых чисел , получаем возможность выполнить вычитание. Дальнейшее расширение до множества рациональных чисел позволяет кроме вычитания осуществлять и деление (исключая деление на нуль). И, наконец, построение более обширного множества действительных чисел дает возможность получить приближенное значение корня и т.д.
В результате этого каждый раз увеличивается мощь вычислительного аппарата.
1.2. Мнимые числа.
Однако операция извлечения квадратного корня определена не для всех действительных чисел, а лишь для неотрицательных. Поэтому в теории квадратных уравнений приходится рассматривать три случая: . Появляется необходимость расширения множества действительных чисел путем присоединения к нему числа , такого, что , которое назвали “мнимой единицей”. С включением пришлось ввести числа вида , где и , где . Получившиеся при этом числа были названы комплексными, так как содержали как действительную часть , так и чисто мнимую часть . Множество комплексных чисел обозначают буквой . Запись называется алгебраической формой записи комплексного числа.
Рис. 2
Рис.3
1.3. Основные определения и операции во множестве комплексных чисел.
Равенство комплексных чисел. Два комплексных числа и считаются равными тогда и только тогда, когда равны отдельно их вещественные части и коэффициенты при мнимой единице, т.е. , если . Для неравных комплексных чисел понятия “больше” и “меньше” не устанавливаются.
Модулем комплексного числа называется неотрицательное число, равное и обозначается .
Два комплексных числа и называются сопряженными. Комплексные числа вида и называются противоположными.
Т.к. выражение напоминает многочлен первой степени (только не является переменной), то операции над комплексными числами производятся по тем же правилам, что и над многочленами, причем, когда появляется , его заменяют на .
Т.е. при вычислении встретятся только четыре случая: |
Сложение. Суммой двух комплексных чисел и называется комплексное число , т.е. .
Вычитание. .
Умножение. Произведением комплексных чисел и называется комплексное число ,
т.е. .
Деление. Частное двух комплексных чисел можно найти, умножая числитель и знаменатель на комплексное число, сопряженное знаменателю, и выделяя в полученном результате действительную и мнимую части, т.е.
Пример 1. Найти сумму чисел и .
Решение: по правилу сложения комплексных чисел имеем:
.
Пример 2. Найти произведение чисел и .
Решение: по правилу умножения комплексных чисел имеем:
.
Пример 3. Найти произведение чисел и .
Решение: по правилу умножения комплексных чисел имеем:
.
Вывод: произведение двух сопряженных комплексных чисел равно квадрату их общего модуля.
Пример 4. Найти частное от деления чисел и .
Решение: .
Пример 5. Вычислить .
Решение: Из предыдущего примера известно, что 1);
Далее: 2) ;
3) ;
4) .
Тогда, учитывая все предварительные результаты, имеем: .
Закрепление материала.
1) Даны числа и . Найти их сумму, разность, произведение и частное.
(Ответы: а) ; б) ; в) ; г) )
2) Написать числа: а) противоположные числам, указанным в предыдущей задаче; б) сопряженные им.
3) Вычислить модуль комплексного числа .
(Ответ: 2)
Задания несложные, поэтому их решение можно прокомментировать с места.
Решение следующих упражнений показывают 4 человека у доски, остальные работают на местах. Учитель помогает учащимся, испытывающим затруднения.
4) Выполнить действия:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
Решение:
а) ;
б)
в) ;
г)
Для учащихся, быстро справившихся с работой можно предложить упражнения из учебника [1, с. 179, №325 (3,11,14,15)]
3) ; 11) ; 14) ; 15) . |
Решение:
3)
11) ;
14) ;
15)
3. Домашнее задание: [1, гл. 10, , №325 (1,4,8,9,10,13,16,17)]
4. Самостоятельная работа
1 вариант | 2 вариант |
Вычислите: 1. ; 2. ; 3. . |
Вычислите: 1. ; 2. ; 3. . |
Решение:
1 вариант 1. ; 2. ; 3. |
2 вариант 1. ; 2. 3. |
5. *Дополнительное задание: Найти и , считая их действительными из уравнения .
Решение:
;
Используя определение равных комплексных чисел, переходим к системе:
, .
Ответ: , .
Список литературы:
1. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбурд. – 3-е изд.– М.: Просвещение, 1993.
2. Задачи по математике. Алгебра. Справочное пособие. Вавилов. В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.
3. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. с углубл. изуч. математики. – М.: Просвещение, 1999.