С первых дней обучения в школе жизнь ребёнка полностью изменяется. Это – новая обстановка и новые лица, новая форма поведения, новая систематическая деятельность – учёба. Это и определённое время за партой (статическая нагрузка), и сложнейшая умственная работа (умственная нагрузка). Большая часть детей успешно справляется с возникающими трудностями, несмотря на то, что требования к ребёнку с началом обучения очень велики. Дети приспосабливаются ко всему комплексу требований, что обеспечивает спокойное и успешное обучение в последующие годы.
Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, очень важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Сложность обучению письму определяется тем, что этот процесс освоения двигательного навыка идёт параллельно с формированием орфографического навыка, формированием навыков грамотного письма. Думаю, что эта проблема волнует каждого учителя. Все мы призваны обеспечить овладение детьми способами орфографически-грамотного письма. А начинать эту работу надо с самого первого дня обучения.
Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв. В первом классе в “Русской азбуке” под ред. В.Г.Горецкого имеется лента букв, такая же лента находится в классе все четыре года обучения. Эта лента поможет учащимся дать характеристику любому звуку: гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой, парный-непарный. Работу по звукобуквенному анализу слова устно мы проводим почти на каждом уроке. Это не занимает много времени, не даёт забыть детям пройденный материал. При обучении грамоте желательно сделать каждому ученику следующий набор карточек: слогослияние с мягким согласным звуком красно-зелёного цвета – 3шт., слогослияние с твёрдым согласным звуком красно-синего цвета – 3 шт. размер 1,5х3 см.; квадраты красного, синего, зелёного цвета по 2 шт. размер 1,5х1,5 см. С помощью этого набора учащиеся могут показывать количество звуков в словах. Во время урока учитель называет слово и предлагает детям сказать, сколько слогов в этом слове, а потом просит показать, сколько и каких звуков в первом слоге, во втором и т.п. Например, нужно составить схему слова школа. Она будет выглядеть так:
Рисунок 1
Одновременно один ученик у доски составляет схему слова из звуковых кубиков. Чаще это бывает ученик, который слабее других справляется с данным заданием. Кроме звуковых кубиков обязательно должен быть один белый кубик со знаком ударения. Именно его учащиеся будут ставить на нужный слог. Наверное, у каждого учителя-практика найдётся в методической копилке много различного дидактических пособий.
При работе над формированием грамотного письма с первого класса необходимо вести такую работу, как письмо с проговариванием и с комментированием, где ученик диктует слово, чётко произнося каждый слог и, если необходимо, выделяя и объясняя орфограммы. Это простой, но очень эффективный способ, а наличие в классе слоговой таблицы разнообразит урок, делает его более интересным. Эта слоговая таблица может быть использована не только в первом классе. По ней дети могут составлять слова, предложения, могут даже петь слоги на известный мотив.
В нашем классе слоговая таблица выглядит так: гласные буквы написаны горизонтально, а согласные вертикально. Таблица написана на полотне и натянута на деревянный каркас.
Таблица 1
а | о | у | ы | э | я | ё | ю | и | е | |
Н | На | Но | Ну | Ны | Нэ | Ня | Нё | Ню | Ни | Не |
Т | Та | То | Ту | Ты | Тэ | Тя | Тё | Тю | Ти | Те |
С | Са | Со | Су | Сы | Сэ | Ся | Сё | Сю | Си | Се |
М | Ма | Мо | Му | Мы | Мэ | Мя | Мё | Мю | Ми | Ме |
Л | Ла | Ло | Лу | Лы | Лэ | Ля | Лё | Лю | Ли | Ле |
П | Па | По | Пу | Пы | Пэ | Пя | Пё | Пю | Пи | Пе |
В | Ва | Во | Ву | Вы | Вэ | Вя | Вё | Вю | Ви | Ве |
Г | Га | Го | Гу | Гы | Гэ | Гя | Гё | Гю | Ги | Ге |
Д | Да | До | Ду | Ды | Дэ | Дя | Дё | Дю | Ди | Де |
Б | Ба | Бо | Бу | Бы | Бэ | Бя | Бё | Бю | Би | Бе |
З | За | Зо | Зу | Зы | Зэ | Зя | Зё | Зю | Зи | Зе |
К | КА | Ко | Ку | Кы | Кэ | Кю | Ки | Ке | ||
Р | Ра | Ро | Ру | Ры | Рэ | Ря | Рё | Рю | Ри | Ре |
Ф | Фа | Фо | Фу | Фы | Фэ | Фя | Фё | Фю | Фи | Фе |
Х | Ха | Хо | Ху | Хы | Хэ | Хя | Хё | Хю | Хи | Хе |
Ц | Ца | Цо | Цу | Цы | Цэ | Ци | Це | |||
Ж | Жа | Жо | Жу | Жё | Жи | Же | ||||
Ш | Ша | Шо | Шу | Шё | Ши | Ше | ||||
Щ | Ща | Що | Щу | Щё | Щи | Ще | ||||
Ч | Ча | Чо | Чу | Чё | Чи | Че |
Ребятам очень нравится играть в игру “Угадай слово”, где учитель молча ведёт указкой по таблице, составляя из слогов слова, а дети угадывают какое это слово и записывают его в тетрадь, затем проводится проверка. Дополнительное задание подчеркнуть орфограмму и поставить ударение.
Часто бывает так, что ученик знает правило, а всё же допускает ошибки при письме. В этом случае следует проводить работу по развитию орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. Но работать в этом направлении нужно систематически. С этой целью, в начале каждого урока, любого, я провожу трехминутки жужжащего чтения с заданием: найти и назвать орфограммы, которые им встретятся при чтении. Книги для чтения берём из дополнительной литературы. Все ребята без исключения справляются с данной работой. Каждый стремится назвать не только изученные орфограммы, но и на их взгляд ошибкоопасные места.
На уроках русского языка желательно ежедневно проводить словарную работу. В своём классе, кроме работы в дополнительных тетрадях для изучения словарных слов мы используем непосредственно словарь из учебника русского языка, все слова которого разбили на группы: одежда, растительность, школа, животные, слова с сочетаниями -оро- -оло-(2 класс). Каждый день в начале урока русского языка после жужжащего чтения проводим словарную разминку. Дети выписывают словарные слова на заданную тему. Такая работа заставляет детей думать рассуждать, наблюдать, развивает их внимание.
Следующая форма работы проводится для развития оперативной памяти – это зрительные диктанты, которые необходимо проводить ежедневно, систематически, начиная с коротеньких предложений из 8-12 букв и постепенно наращивая буквы с каждым днём. Я подбираю предложения согласно лексической теме урока, например: о зиме, о весне, о животных и т.д.
Переходя к изучению новых тем, нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы, т.е. для достижения грамотного письма, надо учить детей самоконтролю. Ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 минут урока на повторение. Например, повторяем сочетания -жи- -ши- -ча- -ща- -чу- -щу-, учащиеся пишут под диктовку 10-15 слов на данную тему. Учитель проверяет и выписывает те слова, в которых допущена ошибка, чтобы включит эти слова в словарный диктант на следующем уроке. Если же ученики снова допускают ошибки, значит, несколько последующих уроков нужно заниматься повторением этой же темы и не приступать к другой. Систематическое использование данного метода приводит к хорошему результату.
Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль – вот, что необходимо для выработки грамотного письма. Но эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. Ещё в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определённой буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль. Используя приёмы самоконтроля, сориентированные на преодоление орфографических ошибок, в первую очередь в местах их наиболее вероятного появления в предложении, можно значительно повысить грамотность учащихся.