Анализ научных подходов в исследовании проблемы управления общеобразовательными учреждениями

Разделы: Администрирование школы


Наука об управлении зародилась и стала стремительно развиваться в начале двадцатого века. Изначально ее положения касались управления про-мышленным производством. Вна-чале возникла "классическая теория науч-ного менеджмента", далее теория об управлении на основе "доктрины чело-веческих отношений". Развитие современных теорий управления базируется на концепции классической теории Тейлора и на научном подходе к функци-ям управления.

На основе изучения и анализа опыта трудовой и производственной дея-тельности предприятия Тейлор предложил позиции, которые теперь для нас являются очевидными: дифференциация функций управления; планирование; рационализация труда за счет стандартизации рабочих операций; хрономет-раж, исследование трудовых процессов путем их разложения на состав-ляю-щие элементы; дифференцированная оплата труда; организация отбора, обу-чения и пе-реподготовки рабочих.

Из классической теории управления Тейлора в современную практику функционирования образовательных учреждений перешло деление целого управляемого объекта на части для осуществления контроля над ними, разработка структуры управляемой организации и определе-ние структуры сотрудничества управляющего и управляемого, зародились под-ходы к по-шаговому построению организационного механизма локального управления.

Эта теория ориентировалась на создание стабильно функционирующей организации, но ничего не говорила об управлении ее развитием. Она акцен-тировала внимание на обеспечении продук-тивной работы каждого исполнителя. Однако, если неправильно поставлены общие цели управления, то ка-кой бы производительной ни была бы работа исполнителей, организация в целом окажется неэффективной.

Французский инженер и исследователь Г. Файоль внес большой вклад в "классическую тео-рию управления". Он одним из первых сформулировал ряд общих принципов администра-тивной теории и ввел пять элементов, оп-ределяющих функции администрации: предвиде-ние, планирование, органи-зация, координирование и контроль. Данные элементы положе-ны в основу управления любым образовательным учреждением. Он первым перестал рас-сматривать управление как исключительную привилегию высшего руководства. Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность.

Файоль сформулировал четырнадцать принципов администрирования. К ним относятся: разделение труда, власть и авторитет, дисциплина, единство командования, единство руко-водства, подчинение индивидуальных интересов общему, воз-награждение, централизация, порядок, равенство, устойчивость должностей личного состава, инициатива, корпоративный дух, ступенчатость власти в иерархии управления.

Принципы управления Г. Файоль считал универсальными и не ограни-чивал их только сферой производства. По его мнению, любой социальный организм, в том числе и в учебном заве-дении, образуется так же, как и соци-альный организм промышленного предприятия, так что на одной и той же ступени развития все социальные организмы сходны между собой.

В 30-е годы ХХ века возникает вторая, основная школа в теории управления - "школа человеческих отношений", использование которой в социальных организациях имеет очень большое значе-ние. Один из ее основателей, Э. Мэйо, пришел к выводу, что решающее влия-ние на рост производи-тельности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. Проблемы производств должны рассматриваться с позиций человеческих отношений.

Эта школа ставила перед собой задачу устранения деперсонализиро-ванных отношений, заме-ны их системой партнерства и сотрудничества. Счи-талось, что организация обладает единой со-циальной структурой, и задача менеджмента состоит в том, чтобы, в дополнение к фор-мальным зависимо-стям между членами организации, развивать плодотворные неформаль-ные связи, которые сильно влияют на результат деятельности. Для управления образова-тельным учреждением (в особенности для российского управлен-ческого менталитета) со-четание формальных и неформальных связей играет очень большую роль.

Развитие образовательного менеджмента в учреждениях образования состоит в анализе объектов в образова-нии, собственного управленческого опыта, в рассмотрении и опоре на пред-посылки развития управленческой теории, теоретических аспектов менедж-мента и его технологии.

Анализ литературных источников показал, что русское слово "управлять" и английское "менеджмент" от-личаются по смыслу. Менеджмент (англ. management- управление, заве-дова-ние, организация) - совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффек-тивности и увеличения прибыльности.

"Классическая теория научного менеджмента", доктрина "человече-ских отношении", а также развитие социологии стали базой для современных зарубежных теорий управления, которые представлены несколькими школами: "эмпирической", "школой социальных сис-тем", "новой школой", "си-туационной теории", "школой маркетинга". Каждая из них на-шла то или иное отражение в теории образовательного менеджмента.

Из "эмпирической школы", которая базируется на изучении и обобще-нии опыта управления, можно почерпнуть изуче-ние традиционной практики управления образовательным учрежде-нием. Считая управление главным об-разом искусством, эта школа выбрала объектом своих исследований менед-жера, имеющего управленческий опыт. На основе изучения опыта ра-боты вырабатываются инструкции, другие локальные акты с целью их использова-ния в практи-ческой деятельности. Вслед за этим рационализируются орга-низационные структуры управле-ния.

"Школа социальных систем" предпринимает попытку создать "теорию управления", рас-сматривая социальную организацию как комплексную сис-тему с рядом составляющих ее подсистем, к которым относятся: индивид, формальная структура, неформальная структура, статусы и роли, физическое окружение. Представители школы пытаются исследовать моти-вы поведения человека в организации, выявить его ценностную ориентацию, систему побу-дительных стимулов к деятельности. Большое значение придается отличию, престижу, лич-ной власти, гражданственности, гордости за мастерство, чувст-ву соответствия целям, пат-риотизму. Главными факторами являются цель и оптимальные пути ее достижения. Мате-риальный стимул является важным, но не единственным.

"Новая школа" предусматривает широкое применение в процессе управления кибернетики и теории автоматического управления. Основная цель - повышение эффективности решений.

Следующий этап развития управления был связан с использованием теории систем и науки об информации. В результате применения в управле-нии опыта исследования операций, с од-ной стороны, и теории автоматиче-ского управления и кибернетики - с другой, родился сис-темный подход, или системный анализ, главной задачей которого является повышение эффек-тивности работы организации в целом.

Кибернетика (от греч. - кормчий, рулевой) - наука об общих закономерностях процессов управления и связи в организованных неживых, живых и общественных системах. Ею сфор-мулированы исходные принципы, которые лежат в основе педагогического управления. Это положение позволяет рассматривать процесс обучения в качестве самоуправляемой системы. Понятие "самоуправление" в кибернетике подразумевает наличие механизмов управления в самой системе. В этой связи процесс обучения представляет собой систему двух основных блоков: 1) управляющего - педагогический коллектив; 2) управляемого - контингент обучае-мых. Взаимодействие между блоками осуществляется посредством прямых и обратных свя-зей, реализуемых через содержание обучения.

Системный подход характеризуется: формированием целей и установлением их иерархии; по-лучением максимального эффекта в достижении по-ставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей и ме-тодов достижения целей и осуществления выбора; количе-ственной оценкой целей и средств их достижения. Системный подход в управлении стал от-правной точкой для дальнейших исследований в области управления.

Обращает на себя внимание теория технологии по А. А. Богданову, где разбирается механизм дезор-ганизации любых систем и говорится о структурной устойчивости системы при наличии у нее основ-ных организую-щих механизмов: формирующего и регулирующего.

Из общей теории систем известно, что никакие свойства изолированно-го объекта не могут быть исследованы без учета свойств составляющих его элементов, характера их взаимосвязи и взаимодействия. С одной стороны, объект рассматривается как совокупность взаимосвя-занных компонентов, образующих систему, а с другой стороны, часть внешней среды, непосредст-венно взаимодействующая с объектом, может рассматриваться как состав-ляющая система более высокого порядка, в которой другой составляющей является сам объект. Она может рассматриваться и как совокупность внеш-них возмущающих факторов, воздействующих на объект.

Системный подход может быть дополнен элементами ситуационной теории управле-ния, которая ставит сво-ей целью переориентировать теории управления в практику управленче-ской деятельности. Так как конкретные ситуации в образовательном учреждении на-столько раз-нообразны, что невозможно анализировать их с толчки зрения со-временных теорий организа-ции, нужно разрабатывать ситуационные прин-ципы, которые могут быть полезными в конкретных деловых ситуациях.

Ситуационный подход к управлению исследует, какие модели управ-ления в каких ус-ловиях внешней среды оказываются наиболее эффективны-ми - и на основании этого пред-лагаются решения о построении системы управ-ления для конкретных условий.

Основатели ситуационной теории в ее современном понимании, аме-риканские ученые П. Лоуренс и Дж. Лорш, считают, что особенности внеш-ней среды являются главными факторами, определяющими эффективность организационной дифференциации и интеграции.

Ситуационный подход дополняет системный подход, и его иногда на-зывают также функциональным, так как он развивает идеи классической тео-рии управления, обогащая их идеями поведенческого, системного и ситуационного подходов, а управление в нем рас-сматривается как целостный про-цесс реализации управленческих функций. Этот подход под-водит нас к рассмотрению одного из определений понятия управления. Вопросы управ-ления тесно связаны с понятием менеджмента, а вместо слов "управление образованием", часто употребляется "образовательный менеджмент".

По отношению к образо-вательному учреждению определение менеджмента формулирует-ся с точки зрения управления социальными организациями: "Управление образователь-ными организациями в условиях рыночных отношений не что иное, как обра-зовательный ме-неджмент". Его развернутое определение находим у А.Г.Глазунова: "Образовательный менеджмент - система принципов, ме-тодов, технологических управленческих приемов, направленных на качест-венную реализацию образовательных услуг, гарантированное обеспечение стандарта образования. Предметом труда образовательного менеджмента является развитие личности обучаемого, гарантированное обеспечение стандарта образования. Объектами труда обра-зовательного менеджмента являются персонал, качество образования, ин-формация, учебно-методическая и материально-техническая база, финансы".

Современный менеджмент включает две составные части: теорию ру-ководства и практиче-ские способы эффективного управления.

Характеристика управления отдельным учебным заведением представ-лена в работах С. Я. Батыше-ва. Под управлением учебным заведением он понимает целенаправленное воздействие на педаго-гический и ученический коллективы, на их отдельных членов путем осуществления совокупных ме-роприятий в целях организации, регулирования и координации их деятельно-сти, правильного использования сил, времени и средств.

М. М. Поташник и В. С. Лазарев считают, что управление школой - це-ленаправленная деятель-ность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функциони-рование и обязательное развитие школы.

М. М. Поташник и А. М. Моисеев рассматривают науку управле-ния образованием как само-стоятельную научную дисциплину, входящую как отраслевая дисциплина в науку социального управления наряду с другими "отраслевыми менеджментами" - управлением здравоохране-нием, управле-нием в промышленности, на транспорте, в строительстве и т.д.

Р. Х. Шакуров трактует управление педагогическим коллективом как деятельность руководите-лей школы, ее общественных организаций и учите-лей, направленную на формирование у педагогического коллектива таких психических состояний и свойств, которые необ-ходимы для осуществления учебно-воспитательного процесса на уровне общественных тре-бований.

Очевидно, что определений управления довольно много. Одни из определений подходят лишь для производства, другие очень общие, третьи касаются школы как социального инсти-тута.

В общем виде, управление представляет собой взаимодействие двух объектов, один из кото-рых находится в позиции субъекта управления, а дру-гой - в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что субъект управления направляет объекту управ-ления импульсы воз-действия, так называемые команды управления, которые содержат ин-форма-цию о том, как должен функционировать объект управления; объект управ-ления получает данные команды и действует в соответствии с ними. При этом субъект управ-ления осуществляет на объект управления прямое воздей-ствие, а объект управления находится с субъектом управления в отношении обратной связи.
Управление является реальным, если с одной стороны, потребность и возможность субъек-та управления управлять, а с другой - потребность и воз-можность объекта управления вы-полнять управленческие команды, будут достаточно мотивированными.

Управление может осуществляться только в том случае, если сущест-вует реально дейст-вующая система, являющаяся органической частью организации, которую называют сис-темой управления. Система управления жиз-неспособна при эффективном менеджменте, т.е. при исполь-зовании обоснованных подходов и методов. В настоящее время реализуются сле-дующие основные подходы:

  • административный подход (при котором регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы управления в нормативных актах),
  • динамический подход (при котором объект управления рассматривает-ся в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчи-ненности),
  • интеграционный подход (при котором устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями и субъектами управления),
  • комплексный подход (когда учитываются все аспекты менеджмента -экономические, соци-альные, материально-технические и др.),
  • маркетинговый подход(когда предусматривается ориентация управ-ляющей системы на по-требителя),
  • поведенческий подход (заключающийся в том, чтобы помочь работни-ку осознать свои возможности),
  • процессный подход (при котором управление рассматривается как со-вокупность взаимо-связанных функций),
  • системный подход (при котором любая система рассматривается как совокуп-ность взаи-мосвязанных элементов),
  • ситуационный подход (предполагающий, что применение различных ме-тодов управления определяется конкретной ситуацией),
  • функциональный подход (когда потребность рассматривается как совокуп-ность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения).