Цель урока:
- Систематизировать теоретический материал по теме;
- Совершенствовать навыки решения задач по теме “Окружность”;
- Подготовить учащихся к контрольной работе.
Ход урока
I. Математический диктант
I вариант
- В любой треугольник можно вписать окружность? (Да/Нет)
- Центр вписанной в треугольник окружности является …
- Вокруг любого треугольника можно описать окружность? (Да/Нет)
- Центр окружности описанной около треугольника является …
- Если центр вписанной и описанной окружности совпадают, то это треугольник …
- Центр окружности, описанной около прямоугольного треугольника, совпадает с …
- Если в трапецию можно вписать окружность, то …
- Если вокруг трапеции можно описать окружность, то …
- Если центр окружности, описанной около треугольника находится вне его, то этот треугольник …
- Если центр окружности, описанной около треугольника, находится внутри его, то треугольник …
Использовать взаимопроверку, заготовить заранее ответы на доске. Анализ ошибок.
II. Решение задач
Задача 1.
Катеты прямоугольного треугольника равны 12 и 5. Найти:
а) радиусы вписанной окружности;
б) радиусы описанной окружности;
в) расстояние от центра вписанной окружности до вершины наименьшего угла.
Решение:
- По теореме Пифагора
- О – центр описанной окружности,
-
Ответ: 6,5; 4.
Задача 2.
В треугольнике с углами и вписана окружность. Найти углы треугольника, вершинами которого являются точки касания окружности со сторонами треугольника.
Дано: точки касания вписанной окружности. Найти
Решение:
- Из
- Из
- Из
Ответ:
Задача 3.
В равнобедренную трапецию с основаниями 1 и 9 вписана окружность. Найти: а) боковую сторону; б) радиус вписанной окружности; в) высоту; г) диагональ.
Решение.
- значит,
- Из
- Если то
- Из
Ответ:
III. Самостоятельная работа
1. Найти площадь равнобедренного треугольника и радиусы R и r, если известно основание и боковая сторона:
I вариант: 10 см и 13 см.
II вариант: 24 см и 13 см
Ответ:
I вариант: S=60 см2, см, r= см.
II вариант: S=60 см2, см (2,4 см), R=16,9 см.
2. Найти площадь треугольника, если известны стороны треугольника R, r.
I вариант: 9 м, 10 м и 17 м.
II вариант: 4 м, 13 м и 15 м.
Ответ: 36 м2; м; r=2 м.
Ответ: 24 м2; м; r=1,5 м.
Самостоятельные работы собрать и оценить.
IV. Подведение итогов
- Повторение теоретического материала (презентация).
- Выставить оценки за урок.
- Домашнее задание.