Новые формы работы с родителями в коррекционных классах V вида

Разделы: Работа с родителями


Пытаясь сегодня найти пути решения различных школьных и внешкольных проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьёй, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях в интересах развития личности ребёнка.

Достижение взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями – процесс сложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных помощников, отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям.

Огромное значение в работе с родителями, особенно младших школьников, имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. И сегодня именно на педагога ложится ответственность за поиск новых форм работы с семьей.

Главными формами взаимодействия являются индивидуальные и групповые формы работы. К групповым формам относятся традиционные родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, а так же интерактивные формы (анкетирование, диагностика, дискуссии, “круглые столы”).

Одной из новых форм взаимодействия с родителями, которые я использую в своей практике является родительское собрание, проводимое в форме студии. Суть студийных занятий – это обучение на трёх уровнях: теоретическом, практическом, технологическом. Оно проводится в виде групповой дискуссии, “круглого стола” или имитационно-ролевой игры с обязательным использованием рефлексивных приёмов на этапе обсуждения совместной деятельности.

Главное отличие собраний – студий от традиционных собраний:

- неформальный характер общения педагогов и родителей;

- равноправное положение и активность всех участников обсуждения;

- положительный эмоциональный фон, который создаётся за счёт просмотра занятий, игр, видеозаписей разнообразной работы с детьми в рамках обсуждаемой темы;

- обязательная рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.

Большой интерес в последнее время вызывают, так называемые бинарные лекции, которые готовятся несколькими людьми: психолог и учитель, логопед и учитель, учитель-предметник и классный руководитель. Во время такой встречи у родителей есть возможность сравнить позиции разных специалистов и определить своё отношение к обсуждаемой проблеме.

Хорошей формой сотрудничества, которая сближает всех участников учебного процесса, являются совместные коллективно-творческие дела. Интерактивные формы (анкетирование, диагностика, дискуссии, “круглые столы”), традиционные, просветительские формы взаимодействия с родителями широко используются педагогами и дают хорошие результаты.

Сегодня важными, требующими распространения, представляются государственно - общественные формы: создание попечительских советов, Советов отцов, городских и районных советов родителей.

Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик.

Работу с каждой семьёй я начинаю с её диагностики: составление характеристик семей учащихся (состав родителей, сфера их занятий, образовательный и социальный уровень). Организация диагностической работы происходит через тестирование, беседы, индивидуальные и групповые консультации родителей специалистами школы.

Работу с родителями я строю в разнообразных направлениях и формах, с учётом специфики класса, в котором работаю. Это речевой класс V вида.

В начале года составляется перспективный план взаимодействия с родителями. В нём прослеживаются различные формы работы: индивидуальные и групповые. Приложение 1

В первом классе родителям предлагается анкета, которая позволяет выявить реальные родительские возможности, трудности в общении с детьми и в оказании им помощи. Полученные анкетные данные позволяют выяснить, ведётся ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей в школьном обучении, готовы ли родители к сотрудничеству со школой, хотят ли они совершенствовать речь своих детей. Приложение 2

После анкетирования проводится бинарная лекция совместно с психологом и логопедом, на которой родители получают ряд рекомендаций и советов. Родителям предлагается комплекс артикуляционной гимнастики, кинезиологический комплекс упражнений, упражнения с элементами биоэнергопластики, упражнения для мозговой активности, которые опробируются родителями вместе с учителем. Им выдаются специально подготовленные памятки. Например, такая, как “Развиваем мелкую моторику руки ребёнка”.

Учитывая специфику класса, родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Поэтому и работа ведётся по определённой системе, которую можно разбить на 3 блока. Приложение 3

В классе проводятся совместные занятия родителей с детьми, где все обучаются в соответствии с коррекционно-оздоровительным блоком. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а главное – создаётся эмоциональный контакт между ними.

Обязательно проводим открытые интегрированные уроки для родителей совместно с логопедом, чтобы они могли увидеть, каких успехов достигли их дети. Записываем на видео фрагменты уроков, мероприятий, занятий с психологом, которые затем демонстрируем родителям.

В классе оформлен родительский уголок, где можно увидеть различную информацию для родителей, какие-то советы, рекомендации по речевому развитию, организационные моменты.

А также в классе существует “закрытый ящик” (в виде почтового ящика) для предложений. В анонимных записках, которые родители бросают в этот ящик, они могут выразить своё отношение к классу, какие-то идеи, советы, предложения. Всё это в дальнейшем обсуждается за очередным “круглым столом”.

Личные контакты, беседы, анкетирование позволяют выявить склонности и таланты родителей. Чтобы родителям было проще определиться в выборе его деятельности в классе, вначале года им предлагаются варианты непосредственного участия в мероприятиях и их подготовке:

- оформителями-дизайнерами (разработка проектов по оформлению класса, где будет проводиться праздник, можно разработать пригласительные билеты, программки, грамоты);

- костюмерами (разработка проектов и помощь при изготовлении костюмов и разных атрибутов);

- сценаристами (помощниками учителя при составлении сценариев, сочинение стихов, сказок, загадок, конкурсов, а также их подбор из различных публикаций);

- актёрами, исполнителями отдельных номеров, как подготовленных, так и импровизированных;

- членами жюри (разработка системы судейства и её осуществление при помощи балловой оценки, присуждение мест);

- организаторами-координаторами.

Конечно, родители не сразу становятся активными участниками учебной и внеклассной работы. Вначале требуется максимальное участие педагога, который выступает в роли организатора, обучает различным способам деятельности. Проявление родительской активности происходит индивидуально и к этому надо относиться корректно. Тем не менее, системность и регулярность такой работы никого из родителей не оставляет равнодушным.

В своём классном коллективе стараюсь привлечь как можно больше родителей на все мероприятия:

- привлечение родителей к проведению праздников;

- привлечение к организации экскурсий, посещение театра, музея;

- привлечение к общественно-полезному труду в кабинете.

Для того, чтобы сделать жизнь детей яркой, разнообразной, а также научить взаимодействовать детей с родителями, мы проводим в классе с родителями такие праздники, как 8 Марта, 23 Февраля, Масленицу, Встречу с весной, День именинника, День семьи, Весёлые старты. Нашей традицией стало заканчивать праздник чаепитием. На мой взгляд, родители любят присутствовать на учебных и внеклассных мероприятиях.

Как светятся глаза родителей и как они наполнены гордостью за своего ребёнка!

Стимулирует родителей их поощрение педагогом за сотрудничество в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.

Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять полученные навыки в непосредственном общении. Особенно это касается коррекционной работы, которая даст положительный результат в том случае, если учитель, логопед, психолог и родители станут действовать согласованно. В этом направлении нами (учитель, логопед, психолог) были подобраны и разработаны не только комплексы упражнений, но и различные развивающие игры. Играя дома с детьми в эти игры, родители продолжают работу, начатую в школе по развитию речи и психических функций.

Учитель должен всегда находиться в поиске новых форм и направлений сотрудничества с родителями. Прогнозируемый результат такой работы предполагает максимальную активизацию и сплочение в единый союз учеников, учителей и родителей.

Желаю удачи в поиске новых форм взаимодействия с родителями!

Список использованной литературы.

  1. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя. М.,1994.
  2. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности. Начальная школа. 2006. № 3.
  3. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс,2002.
  4. Дереклеева Н. И. Родительские собрания в 1-4 классах. М.:Вако,2005.
  5. Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Е. Н. Степанова. М., 2002.
  6. Планирование воспитательной работы в классе. Под ред. Е. Н. Степанова. М., 2000.
  7. Родительское собрание-студия в системе взаимодействия родителей и школы. Начальная школа. 2006. № 11.
  8. Совместная деятельность детей и родителей на логопедических занятиях. Логопед. 2006. № 4.