Вычисление поверхности композиции из геометрических тел
Тема занятия: Вычисление поверхности композиции из геометрических тел.
Цель:
а) обучающая – актуализация знаний, полученных на предыдущих занятиях; подготовка учащихся к восприятию нового материала.
б) воспитательная – усвоение навыков коллективной работы при решении задач.
в) развивающая – развитие пространственных представлений, образного мышления.
Метод работы: практическое занятие.
Учебные пособия, принадлежности и материалы:
для учителя:
- черчения: таблицы-задания (3 шт) для опроса, карточки-задания;
- геометрии: карточки-задания;
для учащихся:
- геометрические тела, чертежные инструменты и канцелярские принадлежности.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, геометрические тела.
План урока.
Этапы урока |
Время |
I. Организационный момент |
2-3 мин. |
1.1. Деление на группы (1; 2; 3). |
|
|
|
II. Опрос (см. приложение 1) 2.1. Работа на доске (геометрия, черчение) |
10 -13 мин. |
III. Основная часть (см. приложение 2) 3.1. Работа на доске (геометрия, черчение) |
15 мин |
IV. Самостоятельная работа 4.1. Составление композиции из геометрических тел (геометрия) |
10 -15 мин.
|
V. Заключительная часть 5.1. Наведение порядка на рабочих местах |
2-3 мин. |
Ход урока.
I этап урока.
Класс разбивается на группы. На столе у каждой группы находятся геометрические тела, чертежные инструменты и карточки-задания.
II этап урока.
1. Слова учителя математики:
Эмоциональное начало художественного творчества проверяется точной наукой. Выдающиеся мастера былых эпох постоянно стремились проверить алгеброй гармонию. В древности геометрия сводилась к вычислению объемов, площадей. Ученые Китая владели многими практическими способами для измерения площадей, причем правила для вычисления площади поверхности геометрических тел совпадают с современными. И на этом уроке мы применим эти правила для вычисления поверхности композиции из геометрических тел.
2. Слова учителя черчения.
Рассматривая курс «Черчения» во взаимосвязи с геометрией, можно увидеть ряд общих целей и задач, такие как: формирование и развитие пространственного мышления. Поэтому эпиграфом нашего урока является высказывание Альберта Энштейна: «Воображение важнее знания. Знание ограничено, воображением можно охватить все».
В 1975 году французский геометр Гаспар Монж впервые систематизировал и изложил методы начертательной геометрии – науки, изучающей геометрические способы изображения предметов на плоскости. С этого времени чертеж стал международным языком инженеров, строителей, архитекторов.
Задания для учащихся:
- по черчению – у доски по одному ученику от группы (см. Приложение 1.)
- по геометрии – группы 1, 2 получают письменное задание (см. Приложение 1, задачи №№1, 2.); третья группа работает с учителем математики устно по готовым чертежам на доске (см. Приложение 1, задачи №№3-8.).
Проверка решений задач первой и второй групп на экране через проектор.
Проверка чертежей на доске.
III этап урока.
1. Слова учителя черчения:
Знания, умения и навыки, полученные на одном из предметов, используются и дополняются на занятиях по другому.
Решение данной задачи будет примером взаимосвязи предметов черчения и геометрии. Условие одно, но результат ее будет разным, исходя из приемов решения геометрическим или графическим способами. (Приложение 2, стр.9)
2. Слова учителя математики:
Сечение плоскостью многогранников используется при решении многих стереометрических задач. Решим некоторые из них.
Два ученика решают задачи по геометрии и черчению на доске. (Приложение 2.). В это время группы 1, 2, 3 решают задачу по геометрии в тетрадях. (Приложение 2, задача №2.).
Проверка решений всех задач: задачи групп 1, 2, 3 – на экране через проектор, работающих у доски – соответственно, на доске.
IV этап урока.
1. Слова учителя черчения:
На столе у вас геометрические тела: цилиндры, пирамиды, параллелепипеды и т.д. Вы должны создать композицию из геометрических тел: это символы, элементы архитектуры, изображение растений, животных или абстракция, отдаленно напоминающая реальность. Это могут быть реалистические постройки с дизайнерским уклоном.
По завершении работы по одному представителю от каждой группы вычерчивают на доске три проекции композиции.2. Слова учителя математики:
По завершении монтажа вы должны вычислить площадь полученной композиции.
Проверка проекций на доске. Работы по геометрии сдаются учителю.
Заключение.
1. Слова учителя математики:
Итак, сегодня урок дал вам теоретические и практические знания, которые вы примените в вашей творческой работе.
2. Слова учителя черчения:
В архитектуре, строительстве, дизайне не обойтись без черчения и геометрии. И сегодня мы попробовали связать воедино дизайнерскую мысль, техническую грамотность с четкостью геометрии. Взаимное обогащение предметов геометрии и черчения способствует развитию логического, пространственного и образного мышления. Этим уроком хотелось пробудить интерес к науке, техническому творчеству, чтобы вы видели, понимали красоту во всех сферах жизни.