Учебный проект "Скульптуры нашего города"

Разделы: МХК и ИЗО


 

Пояснение к учебному проекту:

В условиях обычной школы практически нет возможности для создания скульптурных композиций, поэтому учебную тему 6 класса по программе Б.М.Неменского «Скульптура, выразительные возможности объемного изображения» я предлагаю провести в виде учебного творческого проекта. Данному уроку предшествует урок – восприятия искусства скульптуры. Учебный проект разработан на основе методических рекомендаций Н.Ю.Пахомовой.

Методическое представление.

  • Введение.
  • Методический паспорт учебного проекта.
  • Осуществление учебного проекта.
  • Заключение.

Введение

«Проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объек­та, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» (Е.С. Полат).
Педагог в этой ситуации не только активный участник образовательного процесса: он не столько учит, сколько понимает и чувствует, как ребенок учится сам. Это задача личностно ориентированной педагогики.

Роль учителя в проектной деятельности:

  • помогает ученикам в поиске источников;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поддерживает и поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную связь с детьми;
  • организует представление результатов работы в различных вариантах.

Проектное обучение активизирует усвоение знаний учениками, поскольку оно:

  • ориентировано на личность учащегося;
  • использует множество дидактических приемов;
  • самомотивируемо;
  • позволяет самореализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.

Анализируя учебный проект, педагог мысленно представляет себе реакцию детей, обдумывает форму предложения рассмотреть проблему, найти решение задачи проекта, окунуться в ситуацию сюжета. Учащиеся, личностно и «присваивая» проблему проекта, стремятся к оптимальной форме ее разрешения, что повышает качество обучения.
Проект — это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся. Работа над проектом проходит по этапам.

Методический паспорт учебного проекта.

Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и самостоятельно. Этому уроку предшествует урок – восприятия искусства скульптуры.

  1. Тема проекта связана с ознакомлением учащихся с видом изобразительного искусства – скульптурой.
  2. Цели образовательные и воспитательные:
  • Вовлечь учащихся в активный познавательный процесс;
  • Сформировать и развить навыки поисковой и творческой работы;
  • Компетенции в области изобразительного искусства.
  1. Задачи учебно-педагогические:
  • Развить интерес к предмету;
  • Сбор информации о скульптурах нашего города, систематизация, подготовка представления в виде презентации, изготовление эскизов, моделей будущих скульптур, которые украсят наш город.
  1. Возраст учащихся: 6 класс
  2. Время работы над проектом: октябрь – начало ноября.
  1. Материально – техническое и учебно – методическое оснащение: материалы школьной, городской библиотеки, школьного, художественного, краеведческого музея, доступ в Интернет, фотоаппарат, видеоаппаратура, принтер, мультимедийное оборудование (при необходимости).
  2. Дополнительно привлекаемые участники: библиотекарь, руководитель школьного музея, учителя информатики, администрация школы, специалист отдела по архитектуре и градостроительству.
  3. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:
  • Владение определенными знаниями по ИЗО, МХК;
  • Умение вести поиск нужной информации, использовать различные источники информации, Интернет;
  • Умение определять цели и задачи своей работы, определять этапы, планировать;
  • Умение применять знания при создании творческой работы;
  • Презентационные умения: демонстрировать публично результаты своей деятельности.
  1. Мотивация к познанию, работе: соревнование с другими классами, личный интерес учащихся, желание принести пользу своему городу.
  2. Новые методические, практические приемы: работа с различными источниками информации, групповая работа, компьютерные технологии.
  3. Предполагаемые «приращения»: расширение содержания программного материала по теме «Скульптура», новый взгляд на тему, новые практические приемы.
  4. Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания о виде искусства – скульптуре, роль скульптуры в создании «лица» города.
  5. Развитие навыков:
  • Самостоятельной, творческой работы;
  • Коммуникативности в ролевом взаимодействии, сборе и обмене информацией;
  • Мыслительной деятельности при планировании, работе с источниками информации, выборе способов презентации результатов работы;
  • Презентационных навыков;
  • Самоанализа и рефлексии.

Характеристика учебного проекта:

Вид деятельности: творческий, исследовательский.
Предметно-содержательная область: межпредметный (краеведение, информатика, ИЗО, МХК).
Характер координации проекта: непосредственный (гибкий).
Характер контактов: внутришкольный, внешкольный.
Количество участников: параллель 6 классов, групповая работа.

Осуществление учебного проекта.

Для осуществления проекта в 6 классах были созданы группы в количестве 6-7 человек, принцип отбора по желанию. Детям была предложена тема для обсуждения «Скульптуры нашего города», проблемные вопросы:

  • сколько скульптур в нашем городе;
  • наиболее значимые скульптуры нашего города;
  • кто авторы данных скульптур;
  • история скульптур города;
  • влияют ли они на внешний облик нашего города, можно ли при помощи скульптур сделать наш город индивидуальным и неповторимым;
  • куда бы вы поместили свою собственную скульптурную композицию.

Учащиеся приходят к мысли о том, что они очень мало знают о скульптурах нашего города, истории города в целом. Учитель предлагает выяснить все эти вопросы, работу осуществить самостоятельно в виде учебного творческого проекта. Дополнительно объявляет конкурс между 6 классами по осуществлению этого проекта, в рамках года «Краеведа», объявленного в школе.
Работа над проектом разбивается на ряд этапов.

1 этап: организационный (осуществляется на уроке).

Учащиеся формируют творческие группы для работы над проектом. Учитель предлагает каждой группе «Маршрутный лист проекта», объясняет, как с ним работать. Далее учащиеся работают над «Маршрутным листом»: обсуждают проблемные вопросы, задачи, которые они должны решить, составляют план работы над проектом, распределяют роли в группе, обсуждают варианты представления результатов работы: наглядный материал в виде альбома, газеты, мультимедийной презентации. Обсуждают творческое задание: разработать и выполнить в материале (скульптурный пластилин) эскиз скульптуры, которая в будущем украсит наш город, делают предварительные эскизы, наброски к творческому заданию.

2 этап: планирование.

Учитель помогает детям спланировать свои действия, создается банк идей и предложений, обсуждаются варианты презентации работы по проекту.

3 этап: самостоятельная работа учащихся.

Учитель ненавязчиво контролирует и корректирует деятельность детей. Проводит промежуточные консультации, активизирует деятельность детей по мере необходимости.

4 этап: презентация и оценка результатов.

Презентация проекта проводится в форме заключительного урока работы по проекту, группы представляют результаты своей работы в виде альбома, газеты, мультимедийной презентации с материалами о скульптурах нашего города. По предварительным эскизам и разработкам, каждая группа выполняет модель своей будущей скульптуры, представляет место ее размещения. Все материалы по проекту выставляются в школьном музее, репортаж помещается в газете «Синица». По возможности на презентацию результатов работы по проекту приглашаются учителя, администрация школы, специалисты отдела по архитектуре и градостроительству городской администрации.

Заключение.

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через самостоятельную творческую деятельность, через самореализацию в предметной деятельности. Помимо расширения знаний в области изобразительного искусства, дети получают широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, педагогами. Развивается творческая активность детей, определяется социальная позиция ребенка.
Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к. она:

  • Личностно ориентированна;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, свободными от преподавательского диктата, учителю и учащимся – лучше понять друг друга.

Общие выводы по итогам работы по проекту.

 

Приложение.

Маршрутный лист проекта «Скульптуры нашего города» (хранится у руководителя группы)

Класс:

Группа:

Сроки выполнения: октябрь-начало ноября.

Проблемные вопросы (группа определяет для себя основные задачи):

  • сколько скульптур в нашем городе;
  • наиболее значимые скульптуры нашего города, авторы данных скульптур;
  • история, загадки скульптур города;
  • влияют ли они на внешний облик нашего города, можно ли при помощи скульптур сделать наш город индивидуальным и неповторимым;
  • куда бы вы поместили свою собственную скульптурную композицию, придумать и разработать эскизы скульптурной композиции, выполнить в материале;
  • любимые скульптуры сургутян, нужны ли скульптуры городу (интервью в школе, на улицах города, видеорепортаж);
  • Репортаж по данной теме для газеты «Синица», других печатных изданий, размещение материалов на сайте нашей школы;
  • Варианты представления результатов работы по теме проекта: альбом, газета, мульт. презентация с фотографиями, рисунками, собранными материалами, репортажами, интервью, видеофильм, эскизы скульптурных композиций для групповой работы.

Роли в группе:

Руководитель группы:

Художники: Фотографы:

 

Компьтерщик: Журналисты:

Специалист по связям с общественностью:

План работы группы: