Методическое пособие "Компьютерно-диалоговая технология обучения"

Разделы: Информатика


Данное методическое пособие предназначено для преподавателей учебных заведений ГОС СПО с целью практического применения элементов компьютерно-диалоговой технологии в своей профессиональной деятельности.

Введение

Компьютерно-диалоговая технология обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Основная цель: подготовить молодое поколение к жизни в информатизованном обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации и ведущее место во всех отраслях производственной и научной деятельности принадлежат подобным методам; повысить эффективность образовательного процесса путем внедрения средств информатизации, к которым в первую очередь принадлежит компьютер. Кроме того, классификационными параметрами этой технологии являются:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • Обучение – это общение студента с компьютером.
  • Диалоговый характер обучения.
  • Управляемость: в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения.
  • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
  • Поддержание у студента состояние психологического комфорта при общении с компьютером.
  • Неограниченное обучение.
  • Обеспечение личностного роста студента.
  • Обеспечение интеллектуального развития студента.
  • Формирование в сознании студента целостной картины мира.

Описание компьютерно-диалоговой технологии

Диалоговое взаимодействие в программируемой учебной среде подразумевает диалог студент – компьютер – преподаватель.

Учебные задания, контроль их выполнения и управление ходом изучения материала осуществляет компьютер, который частично играет роль преподавателя.

Основная цель компьютерно-диалоговой технологии - подготовка компетентных специалистов к жизни в информатизованном обществе, умеющих самостоятельно учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая , если окажется необходимым новые знания, профессии.

Обучение по такой технологии становится более интерактивным, чем традиционное. Оно основано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой студенты находят для себя область осваиваемого опыта, который служит центральным источником учебного познания.

Педагогический аспект диалога студента с компьютером связан с созданием необходимых педагогических условий и всесторонней психолого-педагогической поддержкой обучающегося. Создается свободное пространство взаимодействия студента с компьютером, где студент, принимая по собственному выбору множество решений и совершая множество ответственных поступков, пожиная их плоды и рефлексируя, осуществляет внутренние переживания, разворачивает свой личностный потенциал, осуществляет свой личностно-профессиональный рост.

Участвуя в диалоге с компьютером, у студента появляется возможность контролировать свои знания, пробовать, совершать ошибки и исправлять их. Такая работа помогает студентам приобретать собственный жизненно-профессиональный опыт и ведет их к самопознанию и саморазвитию. Психологическими предпосылками саморазвития личности выступают:

  • опыт непрерывного решения профессиональных задач и ситуаций;
  • опыт регулярного самоконтроля;
  • вера в свои силы;
  • возможность самостоятельных действий.

Гибкое обучающее взаимодействие преподавателя и студента в программируемой учебной среде эффективно влияет на учебную деятельность студента.

Центральным звеном учебной деятельности является усвоение. Усвоение имеет процессуальную и результативную стороны. Как процесс, оно включает восприятие, память, мышление, обусловливается чувствами, волей. В качестве результата выступают усвоенные знания, выработанные навыки. При диалоговом взаимодействии в программируемой учебной среде прочность усвоения достигается как за счет системности воспринимаемого учебного материала, так и за счет целенаправленного контроля усвоения.

Интерактивные компьютерные средства обучения обладают способностью “откликаться” на действия студента и преподавателя, вступают с ними в диалог.

Диалог осуществляется на всех этапах процесса обучения: при объяснении, введении нового материала, закреплении, повторении, контроля. При этом для студента компьютер выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Диалог студента с компьютером строится с учетом основных психологических принципов, которые заключаются в возможности выхода студента из диалога в любое время и в возможности получения своевременной, достаточной и мотивированной помощи, адекватности оценочных суждений, доброжелательности и т.д.

Хотя работа на компьютере обычно индивидуальна, но это вызывает у студентов стремление к взаимодействию, они часто обсуждают друг с другом свои действия. Ошибки студентов становятся темой для разговора, в результате развивается способность выделять и концентрировать внимание на тех вопросах, в которых им необходима помощь. А когда просьба о помощи выражена точно, преподавателю легче ее оказать.

Проводя повторение по слабо усвоенным знаниям и навыкам, можно сконцентрировать внимание на темах(областях), требующих внимания и осуществлять диалог студент – компьютер – преподаватель с учетом динамического изменения уровня опорных знаний, умений и навыков студентов.

Таким образом, особенность диалоговой системы взаимодействия в программируемой учебной среде заключается в управлении учебной деятельностью, с учетом всех ее особенностей, на всех этапах решения учебно-познавательной задачи и осуществления взаимодействия на основе динамической модели обучаемого.

Такая система позволяет обеспечить распределение управляющих функций между преподавателем, компьютером и студентом, передавая последнему по мере формирования учебной и самостоятельной деятельности, новые обучающие функции, обеспечивая тем самым оптимальный переход от учения к самообучению.

Увеличение объема информации и необходимость ее быстрого и качественного анализа выдвигает новые требования к уровню знаний в области информационных технологий. Информация стала ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Поэтому не случайно в образовательный стандарт экономических специальностей средне профессионального образования введена специальная дисциплина “Информационные технологии в профессиональной деятельности” в достаточно большом объеме, обучение по данной дисциплине студенты проходят на 3 курсе обучения по специальности 080110 “Экономика и бухгалтерский учет”. Рабочая программа дисциплины построена таким образом, что позволяет студенту получить представление об уровне и структуре автоматизации рабочего места экономиста и бухгалтера. Эта дисциплина прививает у студента хороший профессиональный вкус.

Значение компьютерно-диалоговой технологии обучения в формировании профессиональной компетентности и развитии интеллектуальных способностей имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным обучением. Компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения, активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, улучшить организацию учебного материала, усилить мотивацию обучения. Компьютерно-диалоговая технология обучения по дисциплине представлена мультимедийными электронными учебниками, различными обучающими и контролирующими программами и другой электронной продукцией. Электронная информация наглядна, красочна, снабжена мультимедийными эффектами, гипертекстом, электронными рубрикаторами. Использование мультимедиа как средства обучения позволяет повысить интенсивность и эффективность процесса обучения; создает условия для самообразования и диалога с компьютером. Это позволяет решать задачу повышения эффективности обучения, создания условий и средств постоянного, индивидуального повышения квалификации специалистами. Основными достоинствами этой технологии обучения являются:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и компьютером;
  • компьютерная визуализация учебной информации;
  • архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения к центральному банку данных;
  • автоматизация процесса вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

В традиционном обучении преподаватель выполняет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, при компьютерно -диалоговой технологии обучении – роль помощника в работе, одного из источников информации. По сравнению с традиционным, при компьютерно-диалоговой технологии обучении меняется и взаимодействие с преподавателем: его активность уступает место активности студентов, его задача – создать условия для их инициативы. В таком обучении студенты выступают не пассивными “обучаемыми”, но полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт преподавателя, побуждающий студентов к самостоятельному поиску.

Дисциплина “Информационные технологии в профессиональной деятельности” изучается студентами в кабинете информатики при учебном вычислительном центре Иркутского машиностроительного колледжа. Кабинет оснащен 13 компьютерами типа Pentium IV, объединенных в локальную сеть. Работа преподавателя включает следующие функции:

  • организация учебного процесса на уровне группы в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);
  • организация внутригрупповой активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриаудиторной сетью и т.п.;
  • индивидуальное наблюдение за студентами, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный “человеческий” контакт со студентом;
  • подготовка компонентов информационной среды.

Электронные ресурсы преподавателя включают в себя: учебно- тематический план; расписание занятий, которые проводятся в данном компьютерном классе; список проведенных занятий; экран успеваемости; лекционный материал; различного рода схемы и презентации; задания для практических работ; задания на тестовый контроль; диаграмму успешности, которая строится для группы в целом, так и для каждого студента.

Электронные ресурсы студента: учебно-тематический план; расписание занятий; экран успеваемости; электронный учебник; задания для практических работ, задания для тестового контроля.

В компьютерном классе на сервере создана папка Student (рис.1), в которой находятся все электронные ресурсы для студента.

Папка Student содержит специализированный учебно-методический программный комплекс:

  • папку библиотеки картинок;
  • папку с контрольными работами;
  • папку с лекциями;
  • папку лабораторно-компьютерного практикума;
  • папку компьютерных демонстраций поддержки лекций (презентации);
  • папку творческих работ;
  • папку тестов;
  • папку экранов успеваемости;
  • папку учебно-тематического плана дисциплины;
  • папку расписания занятий.

 

Рис.1. Окно папки Student

Папка Лекции содержит разработанную электронную книгу, представляющую собой взаимосвязанные наборы текстовых документов(файлов), объединенных в тематические разделы( редактор Word). Примером служит учебное пособие “Электронные таблицы Excel”. Студент получает возможность как бы одновременно находиться в электронной библиотеке и получает возможность воспользоваться помощью квалифицированного и доброжелательного “методиста”, т.е. справочного руководства. Большой плюс компьютерного учебника – его гибкость. Он легко изменяется, его просто дополнить. Использование компьютерного учебника открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей студентов. Преимущества компьютерного учебника заключаются в индивидуализации обучения за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала и изменения последовательности изучения с учетом своих индивидуальных возможностей, а также возможности самоконтроля.

Кроме разработанного электронного учебника, на уроках дисциплины “Информационные технологии в профессиональной деятельности” при объяснении нового материала используются готовые программные продукты, такие как “ СГУ-TeachProТМ 1С:Бухгалтерия”, “Консультант Плюс”.

“СГУ-TeachProТМ 1С:Бухгалтерия” - имитирует в интерактивном режиме работу пользователя с реальной средой, контролирует с помощью вопросов и тестов степень усвоения учебного материала и выставляет зачетные оценки по каждому занятию.

“Консультант Плюс” - справочно-информационная система, включающая 70000 нормативных и законодательных документов в постоянно обновляющейся редакции. Эта система дает не только автоматизированный, ускоренный поиск нужного документа, но и возможность работы с текстом: поиск и выделение нужного фрагмента документа, печать и перенос в текстовый редактор и т.д.

Объяснение нового материала осуществляется с помощью программы NetOp School (рис.2). Преподаватель работает в режиме электронной доски, загружает нужную лекцию или демонстрационный материал с головной машины, имеет возможность осуществлять диалог со всеми студентами одновременно, а также индивидуально с каждым, управлять работой класса со своего рабочего места, следить за ходом выполнения работы каждого студента, проверять выполненные задания, записывать свои замечания,

 

Рис.2. Окно программы NetOp School.

обращаться к студенту с комментариями и советами; оценивать каждое задание. Преподаватель имеет возможность сформулировать для каждого студента дополнительные вопросы, отвечает каждому на его встречные вопросы, т.е. поддерживает индивидуальный обучающий диалог.

Поддержка лекционного материала осуществляется компьютерными демонстрациями через подготовку различного рода тематических презентаций, электронных учебников. Разработаны такие презентации, как “Информационные системы”(рис.3), “Как устроен Интернет” (рис.4), “Информация и информационные процессы”(рис.5) и т.д., причем эти презентации разработаны силами студентов под руководством преподавателя.

Рис.3. Титульный лист презентации “Информационные системы”

Рис.4. Титульный лист презентации “Как устроен Интернет”

Рис.5. Титульный лист презентации “Информация и информационные процессы”

Для активизации учебно-познавательной деятельности студентов на уроках применяются различные методы активного обучения, базирующиеся на использовании компьютерной техники, например деловые игры. Проведение деловых игр и решение конкретных ситуационных задач позволяет сформировать умения и навыки принятия грамотных экономических решений в процессе профессиональной деятельности, способствуют лучшему усвоению учебного материала по дисциплине.

На лабораторно-компьютерный практикум группа делится на подгруппы. На сервере в папку Практические работы помещены методические указания по выполнению работ. При выполнении практикума изначально заложена активная роль студента. Практикум эффективен для творческого развития студентов. Студент может самостоятельно открывать новые задания, выполнять их, при желании формулировать в адрес преподавателя вопросы, обращаться к нему с просьбами, сомнениями, возражениями, поддерживать диалог. Задания могут выполняться каждым студентом индивидуально или группой из двух-трех человек. Итогом выполнения задания является сама работа либо в программе Excel, либо в программе 1С:Бухгалтерия, либо в программе Консультант Плюс и т.д. и файл-отчет, составляемый либо по указанному в задании образцу, либо в свободной форме. В этом случае создание отчета (в программе Word) само по себе является творческим заданием. Отчеты и работы студента хранятся в папке его курса и группы. Студент просматривает результаты проверки выполненных заданий, знакомится с отзывами преподавателя, его замечаниями, полученными оценками.

Судить о том, как формируются профессиональные качества можно по диаграмме успешности, которая автоматически строится по результатам проверки учебных заданий, выполненных студентами. Этим обеспечивается эффективная обратная связь в образовательном процессе.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Обучающе-контролирующая программа “СГУ-TeachProТМ 1С:Бухгалтерия” предназначена для текущей и тематической проверки знаний и умений студентов. Она содействует фронтальной проверке, оперативному получению информации о степени усвоения определенной части учебного материала, активизации умственной деятельности каждого студента, способствует накопляемости оценок, дает возможность проследить в динамике успеваемость каждого студента, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемого.

С помощью программы “Экзаменатор” можно проводить обучение и проведение экзаменов, контрольных и тестовых работ в любых учебных заведениях. Программа имеет возможность заполнения данными по любым изучаемым дисциплинам. В качестве вопроса может использоваться текст или графическое изображение (например, если нужно изобразить сложные формулы или схемы). Количество тестов и вопросов в тесте не ограничено. Экзаменатор” используется для проведения тестирования в компьютерном классе с использованием локальной сети. При этом преподаватель со своего рабочего места может управлять процессом тестирования и видеть его результаты. В программе ведется база данных пользователей (тестируемых) и их результатов. Экзаменатор” состоит из двух частей: программы тестирования и программы преподавателя. Эти программы могут находиться на одном компьютере или на разных компьютерах в локальной сети. Запустить программу преподавателя может только человек, который знает пароль преподавателя. Компьютерное тестирование протекает в диалоге компьютер-испытуемый.

Программа тестирования выполняет следующие функции:

Регистрация студента при входе в программу
Выбор теста из списка тестов заданного курса, в том числе и случайный.
Отображение результатов уже пройденных данным студентом тестов
Прохождение пользователем теста с записью результатов в базу данных
Во время прохождения теста возможен пропуск отдельных вопросов с последующим возвратом к ним
Во время тестирования пользователю доступна информация о текущих итогах выполнения теста и прогнозируемой оценке
Вычисление оценки и отображение результатов прохождения теста
Имеется режим обучения, в котором разрешено проходить тест несколько раз без занесения результата в базу данных
Режим случайного выбора, например, 10-и вопросов теста из 100 возможных.

Использование обучающе - контролирующих, тестирующих программ в процессе обучения выполняет ряд функций: контролирующую, обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую и воспитывающую. При помощи контролирующей функции выявляется исходный уровень дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, определяется глубина усвоения, устанавливается эффективность используемых преподавателем технологий обучения. Обучающая функция заключается в обобщении и систематизации знаний. Диагностическая функция состоит в получении информации об ошибках, пробелах в знаниях студентов. Прогностическая функция служит получению опережающей информации.

Заключение

Общение преподавателя и студента при данной технологии обучения дополняет традиционные формы обучения. Преподаватель проводит все занятия по своей дисциплине в данном компьютерном классе, постоянно использует в общении со студентами ресурсы электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК), студенты имеют возможность свободного посещения использования ресурсов ЭУМК для общения и поддержания обучающего диалога.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3