Введение
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи, проблема
связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Главный вопрос, который
сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, - это вопрос о характере реальной
связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях,
которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.
Значительный вклад в решении этой проблемы внёс Л.С.Выготский. Слово, писал
он, также относится к речи, как и к мышлению. Слово - это не ярлык, наклеенный
в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует
предмет или явление, выступает как акт мышления.
Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения.
Возникают вопросы: какое место в решении этой проблемы принадлежит речи и речевым упражнениям?
Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления?
Психолог Н.И. Жинкин писал, что речь - это канал для развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. А знания, факты, т.е. информация - материал мышления. В свою очередь мыслительная работа стимулирует речь. Если слова и обороты речи не наполняются в сознании ученика содержанием, то мы воспитываем пустослова, болтуна. Или, во всяком случае, речь такого человека будет неточна, приблизительна, неполноценна. Если школьник не может облечь в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть ещё изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах. Полную чёткость мысль приобретает лишь тогда, когда ученик может выразить её в ясной и понятной другим людям языковой форме.
Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом - так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке ученики должны сами в процессе наблюдений "пораскинуть умом", задуматься, открыть новые законы математики, природы и главное - выразить свою мысль словами. А для этого необходимы речевые упражнения, устные и письменные.
Развивая речь ребёнка, необходимо обращать внимание на то, чтобы речь не отрывалась от мысли, была содержательной, ясной по возможности точной, чтобы за словом стояло представление или понятие. Развивать речь - значит, развивать мышление, формировать взгляды, создавать самого человека. Речь не возникает сама по себе, она всегда является составной частью общения, оно в свою очередь сочетается с какой-то другой деятельностью: практической, познавательной, игровой, творческой и т.п.
Эффективность развития мышления обеспечивается, если на уроках будет организована целенаправленная работа над развитием устной и письменной речи. Эта работа включает в себя несколько направлений:
1.Речевые ситуации, необходимые для организации общения (разговорно-художественная речь, научно-деловая, художественная).
2.Виды деятельности организации общения (игровая, учебно-практическая, познавательная, "педагогическая", собственно коммуникативная, творческая).
3. Способы действия с речевыми произведениями или типы учебных заданий (моделирование ситуаций общения, типов высказываний, анализ образцовых текстов, лингвистический эксперимент, наблюдение за речью людей, редактирование речевых погрешностей, воспроизведение текстов, словесные игры, конструирование высказываний из заданных элементов, создание подготовительных высказываний и совершенствование собственных высказываний).
Было выявлено, что развитие речи и мышления у учащихся младшего школьного возраста ограничено, необходима систематическая работа, направленная на развитие устной и письменной речи, что повлечёт за собой развитие их мышления. Для этого использовались определённые соответствующие возрасту методы и приёмы работы над развитием речи с помощью различных заданий, тренировочных упражнений, словесных игр, а также самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся.
Мышление - это социально - обусловленный, неразрывно связанный с речью психический
процесс поисков и открытия существенно нового, т.е. процесс опосредованного
и обобщённого отражения связей и отношений между предметами и явлениями деятельности,
в ходе её анализа и синтеза. Оно возникает на основе практической деятельности
из чувственного познания и выходит за его пределы.
Операции мышления: анализ разложений, синтез, сравнение, обобщение, классификация
или систематизация, абстракция, конкретизация. (Столяренко Л.Д. Основы психологии.
М. 1999.)
Вот некоторые операции и логические формы мышления, которые используются в работе.
Наблюдение.
|
Сравнение.
|
Работа над понятиями.
|
Установление
временной последовательности, причинно-следственных зависимостей. |
Решение задач.
|
Воспитывает любознательность, умение видеть, слышать, обонять, воспринимать мир вокруг. |
Эта операция включает в себя элементы синтеза, обобщения, вывод. |
Понятия бывают общие (родовые) и менее общие (видовые). | Суждения и умозаключение. |
Чтобы работа была эффективной по развитию речи, она должна пройти несколько этапов:
1. Накопление речевого опыта через осознанный анализ готового текста.
2. Создание устных и письменных высказываний по образцу для осмысления и закрепления теоретических сведений.
3. Самостоятельное выполнение творческих работ.
Развивая речь, формируются определённые речевые умения:
- ориентироваться в ситуации общения, т.е. определять кому, зачем, о чём буду говорить или писать;
- планировать высказывания, т.е. осознать, как буду говорить или писать (кратко или подробно, эмоционально или по-деловому), в какой последовательности буду излагать мысли;
- реализовывать свой замысел, т.е. говорить и писать строго на тему, обеспечивая
развитие мысли, используя различные средства выразительности;
- осуществлять контроль за речью;
- вносить необходимые коррективы в созданное высказывание.
В систему работы по развитию речи входят уроки - игры, диалоги, заочные путешествия,
драматизация, инсценировка, работа с творческими тетрадями, кукольный театр.
От урока к уроку коммуникативные ситуации усложняются, создаётся на уроке атмосфера
речевого общения, собеседования, обмена мнениями. Это позволило детям активно
включаться в диалог "учитель - ученик". Такое обучение приводит к
тому, что дети становятся нашими помощниками, становятся друзьями, коллегами.
В процессе содружества и сотрудничества у учащихся формируются первые навыки
самоконтроля и самоуправления. Как показала практика, начинать систематическую
работу над речью можно уже с первых уроков обучения грамоте. Главной задачей
на этом этапе будет знакомство первоклассников с текстом, его основными признаками
и структурой. Тогда традиционная работа с иллюстрациями "Азбуки" и
рассказывание знакомых сказок не только будут развивать те умения, которые дети
приобрели до школы, но и послужат дальнейшему развитию речи.
Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные, прежде всего с развитием детского речевого творчества.
Первое направление - игра. Принципы коммуникативного обучения легко
осуществляются в игровой деятельности, т. к. это естественная деятельность,
требующая речевых действий. Например: "Эстафета - рассказ", игра "Мимики
и жестов", "Где моя половинка?" Сюда же можно отнести ролевые
игры (диалоги, инсценировки, драматизация). Большой эффект даёт такая форма
работы, когда учащимся приходиться изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные
вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить разговорные обращения
вежливыми, официальными, ввести новых действующих лиц. Провести конкурс - инсценировку
возможно вежливого диалога (учащиеся сами определяют речевую ситуацию; например
в классе, на улице и т. п.). Здесь же проводится работа над постановкой голоса
учащихся, мимикой, жестами, с использованием элементов театральной педагогики.
Например: "Телефонный разговор", мы с детьми разбираем, а некоторые
пары показывают, как они разговаривают по телефону. Тут же выясняем ошибки при
общении по телефону. Вводим в разговор новое действующее лицо - взрослого и
рассматриваем на ходу составленные сценки - разговора.
Работаем по произведениям на актуальные темы: С. Михалков "Как медведь
трубку курил". Учащиеся сами выбрали детей на роли в этой сценке. Бурно
обсуждали, как правильно должен двигаться, говорить тот или иной персонаж. Но
в конце, когда была показана сценка, учащимися был сделан вывод о вреде курения.
Работа по развитию речи учащихся предполагает введение в словарный запас детей не только слов с различными смысловыми оттенками, но и образных выражений: куда глаза глядят, сломя голову, бить баклуши и т.д. Можно на занятиях использовать разнообразные упражнения, включающие в себя устойчивые сочетания; нахождение в тексте, замена ими слов, - выделение из данных выражений синонимичных и антонимичных пар, составление с ними предложений и рассказов, использование упражнений в игровой и занимательной форме. Для этого используются игры "Где моя половинка?", "Не зевай!", игры на определение антонимичных образных выражений, работа с картинками - подсказками, составление небольших рассказов, включив в них образные высказывания. Это позволяет употреблять в речи учащихся значительное количество выражений, развивать интерес к исследовательской работе и в то же время введение образных выражений в речь, предупредить неоправданное их употребление, сохранять языковую индивидуальность каждого ученика.
Второе направление в развитии речи - это творческое сочинительство. Слово - это живое существо. Оно подобно человеку, может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть или добрым или злым, т.е. внутри себя (отталкиваясь от лексического значения) содержать или положительный, или отрицательный заряд. Выражаясь языком математики, слово может быть положительным или отрицательным. Каждое слово, способно тоже притягивать к себе слово (доброе тянется к доброму). Например: Война - зло, слёзы, кровь, плен, стоны, смерть и т.п. И учащиеся составляют рассказ, небольшое сочинение о войне.
Младших школьников привлекает работа, которая пробуждает их творческую мысль, рождает буйство фантазии и вдох поения, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию. Процесс овладения письмом, восприятие речи на слух, умение правильно выразить свою мысль в письменном виде даётся детям трудно. Вспомним схемы, которые даются на первых страницах "Азбуки", для учителя это находка в работе над связной речью, построением предложений, написание предложений под диктовку, когда дети плохо слышат короткие слова (предлоги, союзы). В последующих классах схем нет, но, учитывая по уровневое обучение, схемы помогают в работе особенно со слабыми детьми, оказывают помощь в обучении написания небольших рассказов, сочинений. Работа со схемами положительно сказывается на уроках чтения при ответах на вопросы, при пересказах прочитанных текстов. Цель такой работы: умение правильно выразить свои мысли письменно, потом всё отразится на устной речи учеников. Или такой вариант творческой работы на орфографическую зоркость: написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом. После текста могут следовать вопросы по содержанию.
Творческое сочинительство - высшая форма проявления творческих способностей ребёнка, требующая высокого напряжения. Поэтому необходимо вызвать интерес, желание поделиться своими мыслями, создать в классе атмосферу доброжелательную, заинтересованности, внимания, уважения. Например: "О чём я хочу поделиться со своим другом", "Кем быть?", "На кого хочу быть похожим и почему?" или конкурс "И все засмеялись". Чтобы заинтересовать в сочинительстве обязательно учащиеся привлекаются в игру. Начинаем сначала с чтения небольшой сказки и предлагаем пересказать с помощью иллюстраций. Потом по своим картинкам учащиеся рассказывают сказку. Постепенно усложняем, используя игру "Говорящие рисунки":
"Когда-то давным-давно, люди не знали букв и не умели писать, а истории им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи, называется пиктографией, и ей пользовались в других странах: в Египте, Ассирии, Японии, Китае. Давайте и мы поиграем в нарисованные истории."
Сначала учитель сам предлагает свои рисунки, по которым учащиеся должны составить и закончить сказку или рассказ. А потом нужно учащимся нарисовать так, чтобы другой мог рассказать по его рисункам сказку.
Хороших результатов даёт приём конструирования: сочинение загадок, считалок, где используется стихотворение. Соотношение звуков в словах, умение сравнивать оттенки звучания, сопоставление слов, сходных по звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова. Сочинение сказок, в которых ребёнок создаёт сказочный сюжет и описывает действия героев, одновременно формируются в виде решения нескольких сложных речевых задач и являются своеобразным показателем уровня развития лингвистического мышления школьников, ориентировки и осознания языковых элементов. Именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность методики по развитию речи. И учащимся очень нравится играть роль учителя в исправлении ошибок в сочинениях.
Немного остановимся на примерах: словесная игра "Бывает - не бывает" требует богатого воображения и здравого смысла. Учащимся нужно представить ситуацию, которую вы описываете, и сказать бывает это или нет. Если вы говорите реальные вещи, то учащиеся говорят нереальные. В кастрюле чашка варится. Кошка гуляет по крыше.
Очень интересная игра словом. Начальное слово - ромашка, найти слова, используя данные буквы (мошка, мошкара). Дети спрашивают, на ухо, как пишется то или иное слово и есть ли вообще такое слово. В этой игре легко и без напряжения дети наращивают свой словарный запас, а заодно повторяют правила правописания. Интересно когда за начальное слово берётся фамилия ребёнка. Другая игра на воображение "Волшебный лес", дорисовать лес, а потом рассказать про него интересную историю. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: в цветы, зверей, птиц, деревьев, бабочек и т.п. Конкурс - обсуждения рисунков на темы: "Чего на свете не бывает?" или "Изобретатель". Дети рисуют и защищают свои работы.
Ещё внедряется работа с куклами. Кукольный театр помогает легче, ярче, правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям, быть не похожими на отрицательных. Увиденное, а самое главное, исполненное ими в театре, расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям, такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Кукольный театр имеет большое значение для всестороннего восприятия детей.
Исходя из этого, была создана программа факультатива "Литературное творчество", которая предполагает следующие условия для успешного формирования литературного творчества:
- проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку;
- расширение словарного запаса, овладение грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков);
- развитие связной речи - диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
- воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;
- вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.
Программа делится на три основных этапа:
формирование литературного творчества средствами фольклора;
формирование литературного творчества средством развития поэтического слуха;
формирование творческих проявлений у детей в литературно-игровой деятельности.
Было установлено, что умение свободно выражать свои мысли в устной и письменной
форме, пользуясь языковыми средствами и условиями общения, является базой развития
мышления. Эта работа формирует основы художест-венных и речевых знаний, вдохновляет
на собственное творчество, способствует развитию мышления, их образной, эмоциональной
речи, помогает осмыслению значения языка как орудия общения и понимания окружающего
мира.
Литература
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1968.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., 2001.
3. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека в развитии речи. М., 1969.
4. Зуева С.П., Михайлова В.Н., Касаткина Е.Л., Полякова Н.М.. Александрова Л.А. Рабочая книга школьного психолога. Кемерово, 1995.
5. Климанова Л.Ф., Тарасова Л.Е., Григорьева Е.Я. Основы языка и речи //
Начальная школа. 1989. №1
6.Ладыженская Т.А., Сорокина Г.И., Никольская Р.И. Речь и культура
общения. М.,1990.
7.Локтионова И.Ю. Предварительное знакомство с некоторыми лингвистическими понятиями //Начальная школа. 1990. №10
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М., 1999.
9. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985.
10. Малышева Л.М. Игра словом. М., 1985.
11. Немов Р.С. Психология. М., 1995.
12. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., 1985.
13. Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. М., 1975.
14. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985.
15. Сенько Ю. В. Формирование научного стиля мышления. М., 1986.
16. Ушинский К.Д. Собр. соч.: т.5, М.-Л., 1949.