Введение.
Во многом от развития речи зависит, будут ли допускаться те или иные речевые ошибки. Поэтому задача учителя в 1 классе поработать над устной речью учеников. Для этого можно использовать коллективную форму работы, например, на уроках окружающего мира, где вторым этапом работы является речевая разминка и индивидуальную форму работы на уроках чтения по карточкам с разными видами упражнений.
Большое значение по предупреждению речевых ошибок имеют речевые упражнения. А речевые упражнения состоят из книжного материала, картин, окружающего мира. Предлагая речевые упражнения, учитель ориентируется на определенные формы умственной работы: на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение существенных признаков, на обобщение и конкретизацию, на выявление причинно-следственных связей между явлениями, на сравнение, сопоставление и противопоставление, на решение мыслительных задач. Воспитать у детей познавательный интерес, стремление и умение все видеть, слышать, воспринимать мир вокруг – вот путь, который, обеспечив основу для развития мышления и речи в единстве, даст материал для речевых упражнений.
В первом классе можно выделить следующие направления по предупреждению речевых ошибок:
1.Работа над синонимами, антонимами, многозначными словами.
Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и тоже по-разному. Элементарную работу с синонимами начинают в 1 классе.
Например, в «Грамоте» дети читают рассказ В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»? дети дают характеристику щенку. Какой он? Глупый, смешной. А как по другому можно сказать смешной? (забавный, потешный).
Антонимы – слова с противоположным значением. В учебнике «Грамота» мы уже находим: «Снегирей больше, чем синиц. Синиц меньше, чем снегирей». В рассказе И. Бутмина «Трус» рассказывается о двух мальчиках: трус и храбрый. Антонимы укрепляют фразу, делают ее симметричной, удобной для интонирования. Сама интонация подчеркивает противопоставленность слов: больше – меньше, трус – храбрец, хорошо – плохо. На антонимах построены многие пословицы: «Земелька черная, а хлеб белый родит», «Человек от лени болеет, от труда здоровеет».
С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. Однако на первых порах наличие у слова нескольких значений поражает ребенка. В учебнике дается текст Е, Пермяка «Про нос и язык». Приводятся четыре значения слова язык: язык – орган человеческого тела, иностранный язык, язык пламени, язык колокола. Первоклассникам вполне доступна многозначность хорошо известных им слов.
2. Работа над пословицами.
Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы – исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамматического разбора, и для письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда предельна ясна и симметрична, а лексика разнообразна и образна. Школьники любят пословицы, легко запоминают их. Пословица, как правило, вводится как итог беседы, как итог прочитанного рассказа. Работая над пословицей, следует обратить внимание на антонимы присутствующие в ней.
3. Работа по активизации словаря.
Слово может быть усвоено активно и пассивно. Активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное – лишь понимание этого слова, без его употребления. Активизация словаря – это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц в собственной, самостоятельной речи школьников: в беседах, в составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях.
Цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать как можно большее количество слов, научить детей использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить выбирать нужное слово из синонимического ряда, научить сочетаемости слов. Активизация словаря – одна из важнейших линий словарной работы на уроках. Следовательно, учитель предусматривает специальные задания по активизации, требующие систематической, ежеурочной опоры на читаемые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми уже проводилась работа по углублению их понимания, по уточнению значения.
4. Работа над словосочетанием.
Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее расчлененное обозначение единого понятия. Работа над словосочетанием начинается уже в учебнике «Грамота», где даны в левом столбике прилагательные, а в правом существительные и необходимо по смыслу соотнести одно слово с другим. Например,
Зеленая | лицо |
Радостное… | лягушка… |
Дальнейшая работа над словосочетанием будет происходить только через предложение: как правило, в предложении выделяется несколько словосочетаний. Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.
5. Работа над предложением.
Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. В учебнике «Грамота» детям предлагается составить предложения из предложенных слов.
Самолет | делает зарядку |
Таня | летит над морем |
Коля | улетают на юг |
Утки | рисует котенка |
Такого рода задания помогают детям понять, что же такое предложение. В первом классе первоначальный прием для построения предложения служит вопрос учителя.
Например: «Что дети собирали в лесу?» Предложение ответ: «Дети собирали в лесу малину». Самостоятельность первоклассников в данном случае проявилась в том, что они изменили порядок слов, вопросительное местоимение что заменили существительным малину и придали предложению повествовательную интонацию.
Этот прием применяется на самых ранних ступенях обучения и постепенно вытесняется более сложными вариантами: вопрос формулируется так, что учащиеся вынуждены ввести 2-4 «своих» слова: «Что дети делали в лесу?» - «Дети собирали в лесу малину».
Вопросы почему? Зачем? Где? Когда? и т.п. стимулируют составление сложноподчиненных предложений.
6. Работа над текстом.
Современная методика сочинения требует также работы над простейшими типами текста. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания, повествования и рассуждения. Но целенаправленная работа над данными видами текстов начинается со 2 класса. В 1 же классе особенно хорошо использовать такие виды работ как:
- деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв;
- восстановление деформированного текста;
- устный пересказ прочитанного;
- устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу;
- выборочный пересказ.