Использование ИКТ на уроках в начальных классах
Введение
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.
Медиаурок - использование средств мультимедиа. В данном случае описан опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint. Можно отметить методические возможности и преимущества медиаурока:
- повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
- повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
- развитие наглядно-образного мышления;
- индивидуальный подход в обучении.
Ниже приведён урок окружающего мира с применением ИКТ (Программа «2100»)
Тема: Изменения в неживой природе зимой.
1. Организационный момент.
Учитель: Один!
Дети: Прозвенел звонок.
Учитель: Два!
Дети: Начался урок.
Учитель: Три!
Дети: Красиво встать!
Учитель: Четыре, пять!
Дети: Тихо за партой свое место занять.
2. Психологический настрой.
На уроках окружающего мира мы открываем перед собой все многообразие окружающей нас жизни. Я прочитаю вам стихотворение М.Волошина. Послушайте, пусть эти слова вдохновят вас на активную работу.
Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами
Пройти по всей земле
Горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить!
3. А эпиграфом нашего урока станут слова:
(Приложение 1, Слайд 2)
“Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому, что это самое интересное , самое увлекательное занятие в мире!”
Что поняли? – Что значит “надо мной”, “подо мной”, “вокруг меня”?
4. Сообщение темы урока.
На какие 4 части делится год? (Времена года: лето, осень, зима, весна)
Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока: Кто в пуховой шубке белой
Легкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях ее пушистых
Много блесток золотистых
Много серебра.
Кверху руки поднимает –
Вмиг деревья покрывает
Чистым серебром.
Эта белая шубейка
Всем знакома, чародейка
Матушка – (зима!) <Слайд 3>
Итак, приглашаю в гости к сказке.
(На фоне музыки П.Чайковского “Щелкунчик” ученик читает сказку “Снежный всадник”)
" … Говорят, когда выпадает первый снег, объявляется в лесах Снежный всадник. На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по березовым рощам. То там, за елочками, то там, на просеке мелькнет снежный всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше – по заснеженным оврагам, по сосновым борам. Никто не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит. Мчится конь по дороге…"
- Отправимся и мы в зимнюю дорогу (звучит музыка “У леса на опушке”).
- Закроем глаза. Давайте шепотом произнесем слово “Зима”.
- Какие слова и словосочетания возникли у вас в памяти? (Снег, пурга, мороз, снежная горка, коньки, лыжи …).
- Когда приходит новое время года, что происходит в неживой природе? (Многое меняется)
- Что мы должны сегодня увидеть, понаблюдать, узнать? (Как изменилась неживая природа с приходом зимы.)
Открыть тему урока:« Изменения в неживой природе зимой»
- Это тема нашего урока, а наша задача – определить изменения в неживой природе зимой, или по-другому, признаки зимы. <Слайд 4>
5. Зимние пейзажи. (картины художников.)
<Слайд 5>
- Все времена года по-своему прекрасны. В зимней природе особенная прелесть, белизна, чистота. Давайте рассмотрим зимние картины природы, чтобы ощутить всю прелесть зимних красот.
- Какие цвета преобладают на картинах? Почему?
- Какие чувства вы испытываете при виде этих картин.
- Продолжаем гостить у Зимушки. Идем по дорожкам в царство лунных серебряных грез.
- Всмотритесь в краски зимы на картине художника И.Грабаря “Февральская лазурь”.
- Какие основные цвета он использовал? (Розовые, голубые, фиолетовые, белые, черные).
Вывод: Неживая природа изменилась с приходом зимы. Наша главная задача – увидеть и запомнить признаки зимы.
6. Работа по учебнику – стр. 50.
Составление таблицы
Зимние месяцы.
Назовите–ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи
На поля, на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)<Слайд 6>
Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету
Что, скажи, за месяц это? (Январь)<Слайд 7>
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревья налетели
По ночам мороз силен
Днем капели слышен звон. (Февраль)<Слайд 8>
Повторите, о каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах?
<Слайд 9>
Признаки зимней погоды:
- С каждым днем становится холоднее.
- Небо чаще покрыто облаками.
- Осадки выпадают в виде снега.
- Дни становятся короче, а ночи длиннее.
7. Игра – разминка.
На еловых лапах – снег! Снег!
Пни в пушистых шляпах – снег! Снег!
Заискрилось поле – снег! Снег!
Белое раздолье – снег! Снег!
По лучам, полянам – снег! Снег!
На катке стеклянном – снег! Снег!
И летит, кружится – снег! Снег!
Нам румянит лица – снег! Снег!
Вьётся белым роем – снег! Снег!
Ловим мы в ладони – снег! Снег!
Так что же нам зима принесла в подарок?
Чтобы ответить, надо разгадать кроссворд.
<Слайд 10>
Вопросы к кроссворду:
- И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт? (Иней)
- Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной? (Сосулька)
- Есть ребята у меня два серебряных коня, езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)
- Едва повеяло зимой, они всегда с тобой. Согреют две сестрицы. Зовут их? (Рукавицы)
- Два берёзовых коня, по снегам несут меня. Кони эти рыжи, а зовут их? (Лыжи)
- Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
- Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. (Снегирь)
- Доброе, хорошее – на всех сверху глядит, а людям на себя – глядеть не велит. (Солнце)
– А что же ещё подарила нам зима? Снежинки.
– Что такое снежинки? Андерсен «Снежная Королева» (чтение отрывка из сказки)
– На что они похожи? <Слайд11>
-Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки . При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, звёзды и цветы превращаются в снежную пыль. Когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа .Снежинки , падая на землю в тёплые дни ,лепятся друг к другу и образуют крупные хлопья.
Снежинки – это подарок, которым одаривает нас природа.
Они все разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок.
А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну-единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите синий мел и нарисуйте её.
(Дети рисуют снежинку на листе бумаги).
Работа по учебнику с. 51
Свойства снега и льда
Снег | Лед | Снежинки |
белый | бесцветный | разные |
рыхлый | прозрачный | форма звездочки |
сыпучий | твердый | маленькие |
хрупкий | красивые |
8. Итог
- Вот такой нам представилась Зимушка-зима.
- Какой же вы увидели, услышали и почувствовали зиму?
- Для кого она стала любимым временем года?
Вернёмся к эпиграфу нашего урока.
<Слайд 12>
Стало ли для вас открытие нового в известном самым увлекательным занятием?:
9. Рефлексия.
<Слайд 13>
Мы своими руками и фантазией создали снежинки. Посмотрите, у каждого снежинка. Возьмите в руки свою снежинку. Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.
- Можно встать с места и прикрепить свою снежинку на полотно.
Большинство ребят считает, что хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу всех поблагодарить за урок. Поаплодируем себе!
<Слайд 14>