Интегрированный урок (химия + информатика) по теме "Закономерности протеканий химических реакций"

Разделы: Химия, Информатика


Цели урока:

Химия: Обобщить, систематизировать знания по теме; создать на уроке атмосферу поиска и сотрудничества, дать каждому ученику возможность достичь успеха.

ОИВТ: Обобщить и применить для решения реальной задачи знания возможностей прикладной программы Microsoft Office PowerPoint; развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи:

  1. Знать формулировку и математическое выражение средней скорости реакции, закона действующих масс и правила Вант-Гоффа.
  2. Объяснять действия различных факторов, оказывающих влияние на скорость химических реакций и смещения химического равновесия.
  3. Иметь представление о роли данных знаний для целенаправленного управления химическими процессами.
  4. Демонстрировать уровень информационной и коммуникативной культуры.

Тип урока. Систематизация и обобщение знаний.

Оборудование:

  • компьютер,
  • рабочая карта,
  • ИПУ,
  • визитная карточка,
  • дидактический материал.

План урока:

  1. Социологизация знаний и целеполагание.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Здоровьесберегающий элемент.
  4. Выполнение практических работ
    1. В парах
    2. Индивидуально
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Социологизация знаний и целеполагание. (Орг.момент)

Здравствуйте, ребята! Мы рады вас приветствовать сегодня на уроке.

Эпиграфом нашего урока будут следующие слова:

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий,

и путь опыта – это самый горький.

Мы желаем вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями.

На предыдущих занятиях мы с вами изучали законы химической кинетики – одного из важнейших разделов химии. Сегодня вы должны продемонстрировать (слайд 3,4):

Приложение 1

2. Актуализация опорных знаний

1 этапом нашего урока будет “Своя игра”.

Цель этого этапа: проверить знания формулировок понятий и законов раздела “Химическая кинетика”, а также теоретические знания по прикладной программе Microsoft Office PowerPoint.

Скорость химической реакции 5 10 15 20
Факторы, влияющие на скорость 5 10 15 20
Химическое равновесие 5 10 15 20
Microsoft Office PowerPoint 5 10 15 20

Следующим этапом будет представление факторов влияющих на скорость химической реакции и химического равновесия.

На предыдущих уроках вы проводили химические эксперименты по определению данных факторов, и на уроках информатики каждый из вас создал информационный ресурс, который сейчас презентует. Приложение 3

Учитель: Спасибо, мы повторили теоретический материал по химии с помощью информатики.

3. Здоровьесберегающий элемент урока.

4. Выполнение практических работ за компьютером

Цель нашего следующего этапа закрепить имеющиеся теоретические знания на практике.

А) решение расчетных задач Приложение 2

Вам предстоит работа в парах за компьютером. Пусть эта работа будет плодотворной для обоих.

“МЫ ВОСПРИНИМАЕМ:

10% из того, что мы ЧИТАЕМ

20% из того, что мы СЛЫШИМ

30% из того, что мы ВИДИМ

50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ

70% из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими

80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично

95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще”

Уильям Глассер

Бурно развивающаяся химическая промышленность ставит перед учеными-теоретиками сложные вопросы:

1) что такое скорость реакции и можно ли ей управлять?

2) в какую сторону сместится равновесие при изменении условий проведения реакции?

Как вы думаете, на конкретном производстве достаточно ли будет только теоретических прогнозов, не подкрепленных расчетами?

Б) решение производственной задачи / тест

Давайте представим что мы - лаборатория химической кинетики завода по производству серной кислоты. От руководства завода к нам поступил запрос на расчет эффективности производства серной кислоты при имеющихся условиях и определения способов увеличения выхода продукта.

В) представление решения производственной задачи

5. Подведение итогов. Ребята, на уроке мы с вами составили ответ на запрос химического производства. Знание каких законов помогли нам это сделать? Каков же главный итог нашего урока? (учащиеся делают вывод: Нам помогли знание закона действующих масс, правила Вант-Гоффа, принципа Ле-Шателье. Научились применять полученные знания на практике, для решения конкретных производственных задач).

Учитель: А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне. (Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием)

  1. Я узнал(а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было о чем подумать.
  4. На все вопросы, возникающие на уроке, я получил(а) ответы.
  5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Если вы с утверждением согласны, то ставьте “+”. Чем больше плюсов, тем большее удовлетворение от урока получает учитель, который, говоря словами учеников Д. И. Менделеева: “Доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность”.

6. Домашнее задание

Параграф 4.6

По сборнику “Дидактические материалы 10”:

“3” - упражнение 16 стр. 158, стр.159 - 12 .

“4” - упражнение 11 стр. 158, стр. 159 – 11.

“5” – упражнение 12 стр. 158, стр. 159 – 7.