Использование современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Я, работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении с детьми с общим недоразвитием речи. Анализ результатов диагностики (по методике О.Б. Иншаковой) детей речевой группы и практический опыт, основанный на реализации программы “Коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР” Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, показывают, что у детей с диагнозом общего недоразвития речи – отмечается низкий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза (от 8,5% до 14, 8%). При этом у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика, грамматика.

Мои воспитанники, помимо речевых нарушений, имеют туберкулёзную интоксикацию. Они отличаются соматической ослабленностью, зачастую имеют соматический компонент, часто болеют. В таких условиях необходим комплексный подход к коррекции речи и развитию детей.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и при этом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Левина Р.Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: “При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов”.

Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. “ Формирование узловых образований, - отмечает далее Р.Е. Левина,- позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта” (т.е. коррекции речевого недоразвития).

Осознав актуальность данной проблемы, я начала углубленно работать по теме:“ Современные методы моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза”.

До начала работы над этой проблемой выпускники речевых групп уходили в общеобразовательные школы с более низким уровнем сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза (от 75,3% до 81, 7% - 1999-2001 уч.г.), и как следствие этого, у них наблюдались элементы дисграфии и дислексии. В ходе работы по данной проблеме к концу 2006-2007 учебного года у выпускников речевых групп можно констатировать высокий уровень сформированности фонематического слуха (94%), звукового анализа и синтеза(93%).

Для реализации этой темы я поставила следующие задачи:

  1. Формирование фонематического слуха.
  2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Формирование правильного произношения.
  4. Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление).
  5. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи.

Данные задачи позволяют осуществлять комплексный подход к коррекции речи детей с тяжёлой речевой патологией.

Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:

I. Формирование фонематического слуха.

  • развитие навыка узнавания неречевых звуков;
  • различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
  • различение слов близких по звуковому составу;
  • дифференциация фонем;
  • дифференциация слогов.

II. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение отдельных звуков;
  • различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
  • построение моделей (схем).

Работу по формированию фонематического слуха можно начинать со следующих упражнений.

Упражнение № 1

На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребёнок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трёх до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображены звучащие предметы.

Упражнение № 2

Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребёнку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Затем ребёнок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвёт её, мнёт, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведённого действия ребёнок должен рассказать о нём в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображено то или иное действие. Ребёнок должен показать или выложить на столе в определённом порядке последовательность моделей действий.

Упражнение № 3

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т.п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребёнку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при её встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребёнка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий. По мере освоения ребёнком этого упражнения вводятся карточки – модели со схематичным изображением услышанного.

Упражнение № 4

Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте. Используется схематичное изображение ритмического рисунка.

Упражнение № 5

Кто из детей позвал ребёнка. Каждому ребёнку присваивается карточка с изображением какого-либо предмета или животного. Дети стоят в кругу, отгадывающий отворачивается. По мере освоения упражнения ребёнок, выкладывает модель услышанного из карточек.

Упражнение № 6

Определить далеко или близко находится звучащий объект. Ребёнок показывает нужную карточку-схему (с изображением длинной, средней и короткой полоски).

Упражнение № 7

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку “ Три медведя”. Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах: “ Кто сидел на моём стуле? Кто ел из моей чашки? Кто спал в моей постели? Кто же был в нашем доме?” Ребёнок должен показать нужный кружок (большой кружок - М.И., средний – Н.П., маленький – Мишутка).

Упражнение № 8

Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный. И предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывают картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

БАМАМ АЛЬПОМ
ПАНАН АБЛЁМ
БАНАН АЛЬМОМ
БАНАМ АЛЬБОМ

Ребёнок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

Развивая первоначальные навыки фонематического восприятия, я провожу игры на угадывание голосов и различных шумов. Для этого использую символы – заменители предметов и явлений окружающего мира (животных, птиц, человека, дождя, моря и др.) Предлагая детям игры на идентификацию источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки, музыкального инструмента, различных предметов), я использую схему группы и модель источника шума. При воспроизведении ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте), составляем с детьми модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек и кружков. После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используем кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длинны (длинна высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация).

В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза использую различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки). Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков можно использовать домики, вагончики, цветы и другие изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам, вагончикам и др. На занятиях часто используем изображения травы и льда: трава – мягкий согласный звук, а лёд – твёрдый. Аналогично можно сделать домики, вагончики и др. для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный). Некоторые исследователи предлагают для этого использовать карточки с моделями нот. Нота обозначает гласный звук т.к. она поётся. Зачёркнутая нота – согласный т.к. его нельзя петь.

Для обозначения глухих и звонких звуков используем изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик). Алтухова Н.Г. рекомендует применять модели круга квадрата для обозначения твёрдости и мягкости согласных. Она проводит аналогию круга с тортом (торт похож на круг, звук Т – твёрдый), и квадрата с пирожным (пирожное похоже по форме на квадрат, звук П – мягкий). Ребёнку даются картинки с заданным звуком или читаются слова, а он должен соответственно построить модель (с помощью квадратов и кругов).

Для определения местоположения звука в слове – применяю “звуковые змейки”, “звуковые птички”, “звуковые домики”, “звуковые полоски”.

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.