Использование регионального компонента на уроках русского языка. Урок "Упражнения в написании слов с буквами А, И, У после шипящих", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Развитие умения распознавать в словах сочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу и правильно их писать.
  • Познакомить с незнакомыми географическими названиями.
  • Расширить представления о малой Родине, формировать гордость за свой родной край.

1. Организационный момент.

На уроке русского языка у нас сегодня много гостей. Поприветствуем их. Спасибо. Садитесь.

2. Минутка чистописания.

Разогреем наши пальчики:
Раз, два, три, четыре, пять: вышли пальчики гулять.
Этот пальчик самый важный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб указывать его.
Этот пальчик самый длинный, он стоит по середине.
Этот пальчик безымянный он упрямый самый-самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

Догадайтесь, элементы каких букв написаны на доске?

Какой звук обозначает буква Ч? Щ? Какой ещё звук всегда мягкий? (й)

Зачем нужна заглавная буква?

Потренируемся в написании заглавных букв Ч и Щ.

Прочитайте запись. (На доске: в Чудово, в Боровичах, в Старой Руссе)

Что написано? (Это города Новгородской области)

Какие орфограммы потребовались для правильной записи этих слов?

Какое слово лишнее? Почему?

Выпишите слова, в которых есть шипящий звук.

3 Словарная работа.

- Чудово, Боровичи, Великий Новгород - это… назовите одним словом.

Запишите на новой строке это слово в единственном числе.

- Чудово, Боровичи, Старая Русса Валдай-это города Новгородской …(области) Запишите это слово в единственном числе.

- Как называется населенный пункт в сельской местности? (деревня)

- Мы живём в великой стране, которая называется… (Россия)

Поменяйтесь тетрадями (по вариантам), проверьте.

4. Актуализация знаний. (Вывешиваю на доску карту Новгородской области)

Как вы думаете, зачем на уроке русского языка нам будет нужна карта?

(Предположения детей)

А зачем мы упражнялись в написании букв Ч и Щ?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Записываю тему на доске)

Какие задания вы могли бы предложить своим одноклассникам по заданной теме?

С удовольствием воспользуюсь вашими предложенными заданиями.

5. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой.

Вы будете работать парами. У каждой пары своё задание.

Внимательно обсудите выполнение работы, приготовьтесь к ответу.

Желаю удачи.

Работа в парах по карточкам (всего 7 карточек)

1. Составь одно предложение, используя словосочетания

крикливые чайки, озеро Ужин

Запиши составленное предложение. Обозначь все орфограммы.

Что интересного ты заметил в слове Ужин? Подготовь рассказ об озере Ужин, используй дополнительный материал.

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму “Гласные буквы после шипящих”

На берегу Мсты борович. не добывают гонч . рную глину. Из неё делают посуду: миски, кувш. ны, ч. шки.

Что нового ты узнал?

3. Кто такие гончары? Найди ответ в словаре. Каким словарём ты будешь пользоваться?

Составь ряд однокоренных слов, образованных от слова гончар. Запиши.

4. Подумай на какие две группы можно разделить данные названия улиц Великого Новгорода:

Чудовская, Псковская, Щусева, Ломоносова, Софийская площадь, Людогоща, Чудинцева, Химиков, Зелинского, Вокзальная площадь

Из перечисленных улиц Великого Новгорода запиши только те, в названии которых встречается орфограмма “Гласные буквы после шипящих”.

Используя дополнительный материал, расскажи о происхождении названий выписанных улиц.

5. В Новгородской области текут реки Снежа, Кабожа, Пчевжа, Веряжа.

Запиши названия этих рек с разными предлогами (у, для, около, возле).

Что ты заметил? Обозначь орфограмму “Гласные буквы после шипящих”.

6. Прочитай названия населённых пунктов:

Шимск, Чудово, Луньшино, Жилой Бор, Вяжищи, Частова, Кончанское-Суворовское, Корчужинское.

Чем интересны эти названия? Спиши.

Подчеркни орфограмму “Гласные буквы после шипящих”.

Подчеркни слово, в котором букв больше, чем звуков.

7. В Новгородской области находятся населённые пункты Селищи, Мелковичи, Перелучи, Вяжищи.

Запиши названия этих населённых пунктов с предлогом в.

Что ты заметил?

Выдели орфограмму “Гласные буквы после шипящих”.

Физминутка:

Ши-ши-ши- ты руками помаши,
Жи-жи-жи- право-лево покажи,
Ча-ча-ча- тяни руки до плеча,
Ща-ща-ща-головою повращай,
Чу-чу-чу-ты присядь, я промолчу
Щу-щу-щу- всех глазами поищу.

Обсудим выполнение заданий

карточка №1

Какое предложение составили?

Дополните предложение. (Игра “Снежный ком”. Дети распространяют предложение, добавляя по одному слову. )

Дополнительный материал.

Озеро Ужин.

Озеро Ужин находится в Валдайском районе. Название озера происходит от слова “узкий” - оно имеет узкую вытянутую форму и с высоты птичьего полёта напоминает больше реку, чем озеро - длиной порядка 16 километров, при средней ширине-800 метров (иногда озеро сужается до 65 км. ). Озеро Ужин соединено с озером Валдайским искусственным каналом “Копкой”, которая была прорыта на средства монастыря в 1862 году на месте речки Федосеевки для того, чтобы ускорить сток воды из озера в реку Валдайку. Маленькая Валдайка несла воды озера во Мсту, по которой весной проходили торговыe суда.

Озеро Ужин - очень глубокое, в некоторых местах до 85 метров. Берега озера - крутые, поросшие смешанным лесом. С северной стороны озера расположена одноимённая деревня. В д. Ужин есть церковь Святой Троицы - самая высокая на Валдае, была когда-то украшением и гордостью деревни. Массивный храм возвышается на высоком холме, откуда открывается великолепный вид на озеро Ужин, село и бывшую усадьбу богатого дворянского рода Квашниных-Самариных.

Карточка №2

Как называют жителей города Новгорода? (новгородцы)

Города Боровичи? (боровичане) Холма? (холмовчане) Старая Русса? (рушане)

Карточка №3

Дополнительный материал:

Около 20 тысяч лет назад наши предки открыли, что из глины, обожжённой на огне, получается отличная посуда, в которой можно и хранить продукты, и готовить в ней еду на огне. Изготавливали посуду гончары (по-другому горшени или скудельники ) Первые гончары обмазывали глиной каркасы из прутьев, мастерили сосуды из положенных друг на друга глиняных колбасок. Потом на Востоке изобрели гончарный круг. Первые гончарные круги были ручными. Гончар левой рукой вращал круг, а правой формовал сосуд. Позже появился ножной круг, который приводился в движение ногами. Именно его и используют современные гончары.

Гончарством занимаются и мужчины, и женщины.

Карточка №4

Дополнительный материал:

Улица Людогоща. На этой улице останавливались гости, приезжавшие из других земель Руси. Название произошло от древнерусского имени Людогост.

Улица Чудинцева. Название улица получила по племени чудь, в земли которого уходила дорога.

Улица Чудовская своё название получила по городу Чудово, находящемуся на севере области.

Улица Щусева названа в честь выдающегося советского зодчего Алексея Викторовича Щусева,автора послевоенного плана развития Новгорода. По его проектам построены мавзолей В. И. Ленина,Казанский вокзал в Москве.

Карточка №5

Какие ещё реки Новгородской области вы знаете? Можете показать на карте?

Карточка №6

Почему некоторые из перечисленных населённых пунктов известны не только живущим в Новгородской области?

Село Кончанское-Суворовское. В это село в своё глухое имение Кончанское был сослан русский полководец Александр Васильевич Суворов,почти полвека с беззаветной преданностью служивший России. Сейчас там-музей-заповедник.

Вяжищи. В1411 году в 12 верстах от Новгорода к западу в лесу на болотном месте монахами Антонием и Пахомием было начато строительство монастыря. Сегодня Николо-Вяжищский монастырь –действующий.

Частова. По рассказам жителей точной даты образования деревни никто не помнит, но первые упоминания в архивных документах относятся к 1495 году. Тогда деревня называлась Чисть ( возможно от слова “чистить” - люди для строительства жилья расчищали площади от леса ). Об этом названии уже давно забыли, но старожилы хорошо знают, что стояла Частова еще до царствования Екатерины Второй. Существует другая другая легенда о возникновении современного названия деревни. По реке плыл корабль Екатерины II. Империатрица давала названия встречавшимся деревням. В этой деревне дома были расположены очень близко друг к другу, часто, а потому ее и назвали – Частова.

Чудово. В одной версте от станции Чудово в 1871 году приобрёл небольшую усадьбу великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. В ней он жил летние месяцы. Поэт любил охотиться в новгородских лесах. Сейчас там дом-музей.

Карточка №7.

Селищи Здесь, в поселке Селищи с февраля по апрель 1838 года в Гродненском гусарском полку служил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

6. Подведение итогов.

  1. Подходит к концу наш с вами урок.
  2. Скажите, что нового вы для себя вынесли из урока? Какие задачи ставили перед собой и выполнили ли вы их?
  3. Над какой орфограммой мы работали?
  4. Назовите ключевые слова урока. (Подведение итога урока. )

Отечество… Родина… Земля предков. Как много значат эти понятия. Каждому из нас особенно дорог край, где он родился и вырос. Мы, новгородцы, гордимся своей историей, своей неповторимой   природой, умом и талантом своих земляков и людей, оставивших свой след на Новгородской земле.

“Край родной, навек любимый, где найти ещё такой?” слова из песни Дмитрия Борисовича Кабалевского “Наш край”. Этой песней предлагаю закончить наш урок.