Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы заключается в расширении и углублении учебного предмета. Данный курс расширяет базовый курс математики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики. Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений учащихся.
Актуальность дополнительной образовательной программы состоит в том, что она, с одной стороны, поддерживает изучение основного курса, направлена на систематизацию и расширение знаний учащихся, на реализацию внутрипредметных связей, способствует лучшему освоению базового курса математики, а с другой - служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути.
Цели курса: воспитывать широкий кругозор, дать возможность детям самостоятельно выполнять собственные исследования в самом широком диапазоне направлений, воспитывать математическую культуру.
Задачи курса: -познакомить детей с новым учебным материалом, расширяющим и углубляющим школьную программу по математике; -готовить детей к поступлению в высшие учебные заведения в будущем; -научить школьников работать самостоятельно.
Возраст детей, на который рассчитана образовательная программа – 9 класс.
Продолжительность курса – 17 часов, 1час в неделю.
Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельные работы, индивидуальные работы по теме, работа со справочным и энциклопедическим материалом.
Формы итогового контроля: зачетная работа, собеседование по темам курса, творческая работа или исследовательский проект.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- решать системы трех уравнений с тремя неизвестными;
- вычислять определители второго порядка;
- применять формулы Крамера для решения систем уравнений;
- вычислять определители третьего порядка;
- применять метод Гаусса для решения систем уравнений;
- уверенно использовать полученные знания при решении задач математики и смежных предметов.
Темы творческих работ:
- Матрицы второго порядка.
- Матрицы третьего порядка.
- Действия с матрицами.
- Свойства определителей третьего порядка.
- История возникновения уравнений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п./п. | Тема занятия | Вид занятия | Часы | Дата |
1. | Системы уравнений. Метод подстановки. Метод сложения. Графический метод. | Семинар. | 1,5 | |
2, | Уравнения с тремя неизвестными. Системы трех уравнений с тремя неизвестными. | Лекция. Практика. | 3 | |
3. | Формулы Крамера. Определители и матрицы. | Лекция. Практика. | 1,5 | |
4. | Матрицы, Определители второго порядка. | Лекция. Практика. | 1,5 | |
5. | Теорема Крамера. Определители третьего порядка. | Лекция. Практика. | 3 | |
6. | Формулы Крамера для системы трех уравнений. | Лекция Практика. | 1,5 | |
7. | Метод Гаусса. | Семинар. | 3 | |
8. | Зачетная работа. Итоговое занятие. | Семинар. Защита рефератов. | 2 |
Содержание курса (17 часов)
- Системы уравнений. Метод подстановки. Метод сложения. Графический метод. Повторение ранее изученных тем.
- Уравнения с тремя неизвестными. Системы трех уравнений с тремя неизвестными. Знакомство с уравнениями с тремя неизвестными и с системами трех уравнений тремя неизвестными. Способы решения таких уравнений и систем.
- Формулы Крамера. Определители и матрицы. Вывод формул Крамера решения системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Понятие матрицы второго порядка и определителя матрицы второго порядка.
- Матрицы. Определители второго порядка. Действия с определителями и матрицами. Применение определителей к решению систем уравнений.
- Теорема Крамера. Определители третьего порядка. Знакомство со следующими понятиями: матрица системы, совместная и несовместная, определенная и неопределенная системы линейных уравнений. “Правило треугольников”.
- Формулы Крамера для системы трех уравнений. Применение формул Крамера к системам трех уравнений.
- Метод Гаусса. Равносильность систем. Треугольная матрица.
- Практикум. Решение заданий повышенной сложности.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Системы уравнений. Метод подстановки. Метод сложения. Графический метод. Семинар. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
- Уравнения с тремя неизвестными. Системы трех уравнений с тремя неизвестными. Лекция. Практика. Формы контроля: самостоятельная работа, проверка самостоятельной работы.
- Формулы Крамера. Определители и матрицы. Лекция. Практика. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
- Матрицы, Определители второго порядка. Лекция. Практика. Формы контроля: самостоятельная работа, проверка самостоятельной работы.
- Теорема Крамера. Определители третьего порядка. Лекция. Практика. Формы контроля: самостоятельная работа, проверка самостоятельной работы.
- Формулы Крамера для системы трех уравнений. Лекция. Практика. Формы контроля: самостоятельная работа, проверка самостоятельной работы.
- Метод Гаусса. Семинар. Формы контроля: самостоятельная работа, проверка самостоятельной работы.
- Зачетная работа. Итоговое занятие. Формы контроля: защита творческих работ
Список литературы
- Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. Выпуск 5.Библиотечка физико-математической школы.– М.: Наука. Гл. ред. Физ. - мат. лит.,1976.
- Алексеев И.Г. Математика. Готовимся к ЕГЭ. Саратов, издательство “Лицей”, 2004.
- Росошек С.Х., Хают Л.Б., Малова И.Е. Системы уравнений: Учебное пособие по математике для 9-го класса. Под редакцией Э.Г. Гельфман. – Томск: Изд-во Том. ун-та.
- Джумаева О.А. Математика. Готовимся к государственному централизованному тестированию. Саратов, издательство “Лицей”, 2002.
- Клейменов В.А. Математика. Решение задач повышенной сложности. М.: “Интеллект- Центр”, 2004.
- Просветов Г.И. Математика для юристов: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство РДЛ,2005.
- Скорняков Л.А. Системы линейных уравнений. – М.: Наука.Гл. ред. Физ. - мат. лит.,1986.