Цели:
- обратить внимание учащихся на различные виды информации в зависимости от органов восприятия;
- познакомить учащихся с названиями видов информации в зависимости от способа ее восприятия человеком.
Педагогические задачи:
- развивать любознательность ребенка и инициировать склонность к исследованию;
- формировать элементарные приемы исследования.
Оборудование:
- рабочие тетради;
- цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
- Для чего необходимо всем людям знать буквы? (Чтобы научиться читать новости, газеты, книги и т. д. )
- А зачем нужно читать? (Чтобы много знать, получать различную информацию).
- Кому и зачем это нужно? (Всем людям мира).
III. Новый материал.
а) - Только ли человек обладает способностью обмениваться информацией, например, с помощью звуков? (птицы, звери, предметы и т. д.)
- Озвучьте “разговор” различных птиц, каких вы слышали, произнесите звуки, которые произносят звери, часы, говорит робот.
- При помощи чего мы слышим звуки? (уха).
- Информация, воспринимаемая при помощи уха, называется звуковой.
б) - С помощью каких органов чувств, человек может воспринимать цвет предметов, увидеть звезды на звездном небе, рассмотреть картины. (При помощи глаз)
- Информация, воспринимаемая при помощи глаз, называется зрительной.
в) - А какие еще органы чувств человека участвуют в восприятии информации о предметах реальной действительности?
- Нос. С помощью носа мы получаем информацию по запаху. Такая информация называется обонятельная. (Примеры детей).
- Кожа пальцев, лица, тела. С помощью кожи получаем информацию о таких свойствах предметов и вещей, как горячий, холодный, теплый, гладкий, шершавый, твердый, мягкий и т. д. Такая информация называется тактильная. (Примеры детей).
- Язык. С помощью языка мы получаем вкусовую информацию. (Примеры детей).
IV. Физминутка.
Учитель: Давайте действиями и словами передадим информацию.
На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” - жестом показывают нужное движение (действие).
- Как живешь? - “Вот так!” (Показывают большой палец).
- Как идешь? - “Вот так!” (“Шагают” двумя пальцами по ладони).
- А бежишь? - “Вот так!” (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге).
- Ночью спишь? - “Вот так!” (Кладут руки под щеку, а на них голову).
- Как берешь? - “Вот так!” (Делают руками хватательные движения).
- А даешь? - “Вот так!” (Делают движения, как будто что-то дают).
- Как шалишь? - “Вот так!” (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями).
- А грозишь? - “Вот так!” (Грозят пальчиком своему соседу).
V. Работа с доской.
1. Задание. Соедините стрелками, с помощью какого органа чувств в данном случае получена информация.
|
2. Подчеркни лишнее по смыслу.
а) запах сирени, вкус молока, запах цветов.
б) громкий, тихий, красный, звонкий.
в) круглый, зеленый, квадратный, овальный.
VI. Работа в рабочих тетрадях.
Самостоятельная работа детей в тетради №1, 2.
VII. Разгадывание кроссворда.
VIII. Итог урока.
Сегодня на уроке мы работали с информацией в форме беседы. Разные виды информации – звуковая, вкусовая, обонятельная, зрительная, тактильная – представляет собой часть огромного и многообразного мира информации.
IX. Домашнее задание.
Придумать загадку о слове информация.