Цель обучения: усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе.
Форма учебного занятия: диспут, учебная игра.
Форма обучения: групповая (микрогруппы), индивидуальная.
Триединая дидактическая цель:
Образовательная – закрепление знаний и умений, полученных при изучении темы.
Развивающая – развитие познавательного интереса.
Воспитательная – воспитание отношения к труду как к процессу коллективного творчества..
Подготовительный этап:
На уроке, предшествующем данному, учитель распределяет учащихся по микрогруппам (2-4 человека в группе). Каждая группа получает задание подготовить сообщение об устройствах компьютера (устройства ввода, вывода, хранения, обработки, передачи информации). При подготовке можно использовать любые источники информации: учебник, дополнительную литературу, сеть Inernet). Учитель готовит кроссворды, логические задачи, схемы. Сейчас все это можно легко найти, нетрудно составить. В статье я приведу тот материал, что использую сама.
План урока:
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание |
Вид и форма деятельности |
Время (мин) |
1. | Организация начала занятия | Приветствие. Подготовка учащихся к работе на уроке. | Сообщение учителя. | 2 |
2. | Подготовка к основному этапу | Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений. | Сообщение учителя, показ презентации, просмотр видеофильма. | 3 |
3. | Закрепление знаний и способов действия | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уроке в условиях групповой деятельности. | Работа в группах. | 12 |
4. | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по предложенной теме, выделение ключевых вопросов по теме. | Работа в группах, индивидуальная деятельность учащихся. | 6 |
5. | Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | Индивидуальная работа: решение логических задач, кроссвордов, выполнение тестов. | 10 |
6. | Подведение итогов занятия. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Оценить работу групп и каждого ученика отдельно на основании выполненных заданий. | 4 |
7. | Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | На дом: составить кроссворд по теме “Устройство и компоненты компьютера”. | 3 |
Пояснения к этапам урока
Этап 2. Короткий рассказ учителя о применении компьютера в различных областях деятельности человека: издательское дело, банковское, медицина, транспорт, образование, охрана природы и т.д. Компьютер – инструмент для обработки, поиска, хранения информации. Обратить внимание учащихся на схему прохождения и обработки информации в компьютере, на взаимодействие различных типов устройств. Рассказ можно заменить соответствующей презентацией, или фрагментом видеофильма при наличии такого.
Этап 3. Учащиеся слушают сообщения каждой группы (домашнее задание). В сообщении должно быть отмечено: какие устройства входят в группу, какой устройство основное. При наличии в кабинете таких устройств – обязательно показать. Напоминаю: 5 групп устройств (ввод, выход, хранение, обработка, передача). Отмечаю, что модем и телефакс в настоящее время в Москве используются редко, но учащиеся знать о них должны.
Этап 4. Каждая группа решает задачу, предложенную в приложении 1. Текст задачи каждой группе выдан, на доске, или экране – соответствующий плакат. Варианты решения задачи коллективно обсуждаем, выделяем этапы прохождения информации. Находим правильное решение, учащиеся записывают его в тетрадь.
Этап 5. Для индивидуальной проверки знаний учащихся предлагается тест-программа и компьютерный кроссворд. Я написала тест на языке Pascal, думаю, что любой учитель информатики может легко написать аналогичный на любом, знаком ему, языке программирования. Содержание предлагаемых вопросов – в приложении 2. В моем тесте после каждого вопроса выдается сообщение “Правильно/Неправильно”, подсчитывается количество правильных и неправильных ответов, выставляется оценка. Компьютерный кроссворд написан мною на языке Visual Basic. Рисунок кроссворда - в приложении 3. Для шустрых детей, которые выполнили все задания, держу в запасе кроссворды на бумаге, логические задачи. В приложении 4 одна из таких задач.
Этап 6. Подвожу итог урока. Коллективно оцениваем работу каждой группы, учитель – каждого ученика. Считаю, что в программе-тесте оценка “3” заложена, для “4” добавляем выполненный компьютерный кроссворд, плюс активная работа на уроке - на “5”. Отмечаю, работа и знания, полученные при изучения этой темы, пригодятся нам, когда будем изучать тему “Компьютерные презентации”, так как каждого ученика заставляю выполнить индивидуальный мини-проект по теме “Устройства компьютера”.