Цель урока:
- Развитие способностей анализировать, проводить сопоставления, обобщать, выдвигать гипотезы, строить доказательства, проводить наблюдения, планировать деятельность;
- Воспитание культуры речи; построение плана ответа; формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль;
- Установить существование теоремы Виета и теоремы, обратной теореме Виета; раскрыть практические значения этих теорем; научить составлять квадратные уравнения по данным значениям их корней, по записанному уравнению находить сумму и произведение корней.
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы продолжаем работать по теме “Квадратные уравнения” и в ходе урока обнаружим свойства корней квадратного уравнений, которые в дальнейшем будем использовать.
2. Актуализация. Устная работа.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- Сформулируйте определение квадратного уравнения.
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- Как, не решая уравнения, можно определить количество корней уравнения?
- Что называется дискриминантом квадратного уравнения?
- По каким формулам вычисляются корни квадратного уравнения?
- Какое уравнение называется приведённым?
- Сформулируйте определение неполных квадратных уравнений. Их виды и решения.
Устно:
1) Назвать коэффициенты квадратного уравнения:
2) Заменить уравнение, равносильным ему приведенным квадратным уравнением:
3) Решить уравнение:
4) Имеет ли квадратное уравнение корни, если имеет, то сколько:
3. Введение нового материала.
Учитель: Запишите в тетрадь дату урока; классная работа.
На группу дана карточка. Задача учащимся: решить предложенное уравнение, заполнить таблицу и попробовать найти закономерность между корнями и коэффициентами приведённых квадратных уравнений.
Образец карточки:
После выполнения этих заданий начинается фронтальная работа учителя с классом. Три – четыре представителя разных групп рассказывают о своих результатах, высказывают предположения; формируют закономерность между корнями и коэффициентами квадратного уравнения.
Учитель: Действительно, высказанные вами (учащимися) предположения; найденные вами равенства, не случайны, а являются свойствами корней квадратных уравнений. Эти свойства сформулированы и доказаны французским математиком Франсуа Виетом в 1591 году.
Теорема звучит так: Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение коней равно свободному члену.
Доказывать эту теорему мы будем на следующем уроке. А цель сегодняшнего урока: раскрыть практическое значение этой теоремы; научиться составлять квадратные уравнения по данным значением их корней, по внешнему виду уравнения находить сумму и произведение корней.
Запишите в тетрадях тему урока: “Теорема Виета”.
Небольшое лирическое отступление.
Ученики рассказывают о других достижениях Виета.
В тетрадях делают записи:
1) Теорема Виета:
2) Теорема, обратная теореме Виета: Если числа m и n таковы, что m+n=-p, m*n=q, то m;n – корни уравнения x2+px+q=0
4. Формирование умений.
- № 573 (устно). (Учебник Алгебра – 8 класс под редакцией С.А.Теляковского; Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк и другие. Москва “Просвещение”, 2000г.)
- По данным корням квадратного уравнения составить уравнения.
Учитель демонстрирует образец оформления:
x1= - 6; x2= - 3; x2 + px + q = 0,
- p = x1 + x2 = - 6 + (-3 )= - 9 p = 9
q = x1 * x2 = - 6 * (-3) = 18 q = 18
x2 + 9x + 18 = 0
Учащиеся - в тетрадях, к доске вызываются желающие.
5. Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся.
6. Запись домашнего задания, его комментирование.
П. 23, № 575.