Педагогическая поддержка в социализации школьников

Разделы: Классное руководство


“В каждом человеке Солнце,

только дайте ему светить”.

Сократ, древнегреческий философ.

Пояснительная записка.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на переломных этапах истории, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

Сегодня налицо противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и новыми условиями жизни общества.

Меняются целевые установки жизнедеятельности. Соответственно происходят изменения в образовательных и воспитательных системах.

Для всех педагогов очевидной является истина: сегодня возрастает роль воспитательной работы, которая оказывает большое воздействие на взрослеющего человека, помогает разобраться в сложном и многообразном мире, выработать свою жизненную позицию.

Выбор концепции воспитания.

В настоящее время существует несколько концепций воспитания, на которые может ориентироваться учитель для определения подходов к воспитанию своих учеников. Для меня это концепция личностно ориентированной системы деятельности классного руководителя. Новые ориентиры и ценности образования обусловили необходимость обращения к пониманию воспитания как деятельности, основанной на свободном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке.

Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Педагогическая поддержка основана на культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка. Гуманистическая культура воспитания может быть определена как человеческие взаимоотношения равноправия, равноценности, уважения и доверия.

Создание условий школьнику для развития и осознания им субъектного опыта, индивидуально-личностных способностей, свойств, педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваются как главные цели воспитания.

Цель личностно ориентированного образования - найти, поддержать, развить механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни.

Личностно ориентированное содержание требует для своей реализации адекватных педагогических технологий. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения, сотворчества учителя и учащихся. Эти требования обладают свойством универсальности. Любая педагогическая технология может стать личностно ориентированной, если будет отвечать указанным требованиям.

Актуальность создания программы воспитательной работы класса обусловлена потребностью школы в разработке теоретических и практических основ подготовки к сотрудничеству учителя, учащихся и их родителей для достижения целей обучения, воспитания и развития, совместному планированию и организации деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров, высокого уровня мотивации участников целостного воспитательного процесса.

Цели:

  • Способствовать развитию педагогического сотрудничества учителя и ученика, важного элемента демократизации и гуманизации жизни школы
  • Создать условия школьнику для формирования нравственно-ценностных ориентиров и развития личности духовной, стремящейся к поиску смысла жизни
  • Воспитание творческой личности, обладающей способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности
  • Воспитание физически и нравственно здорового человека, образованного, свободного и ответственного гражданина демократического общества.
  • Формирование коллектива учащихся на основе товарищества, доброжелательности, взаимоуважения и понимания.

Задачи:

  • Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, межличностных отношений в классе
  • Создание ситуации успеха
  • Индивидуальная и коллективная работа по вовлечению учащихся в деятельность
  • Создание среды, формирующей терпимость к чужому мнению
  • Воспитывать уважение прав других людей, человеческого достоинства
  • Развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества.

Работая в школе 20 лет, определяю для себя важность не только учить детей истории, обществознанию и праву, но и оказывать помощь в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Считаю, что воспитание в школе должно быть направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. (Приложение 1).

Отношения со своим классом я строила на основе сотрудничества классного руководителя - учащихся – родителей. Думаю, что не ошиблась в выборе такого подхода. За годы нашей совместной деятельности все участники воспитательного процесса приобрели большой опыт общения, диалога и сотрудничества, главным элементом которого является педагогическая поддержка.

На разных этапах нашей совместной деятельности менялись задачи, стоящие перед классным коллективом.

Например, в самом начале нашей работы в центре внимания была задача по изучению психологических особенностей личности, созданию коллектива, так как дети поступали в класс на конкурсной основе, развитию творческой активности каждого ученика, укреплению связи: семья – школа.

Затем определилась задача по созданию позитивных межличностных отношений, сплочению класса в единый, дружный коллектив, воспитанию сознательного отношения к учению, повышению уровня воспитанности и культуры поведения учащихся.

На одном из последних этапов в центре внимания встал вопрос по объективному самоопределению, а также формированию активной жизненной позиции взрослеющего человека.

Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Гуманистический характер образования предполагает создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие каждого ученика.

Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика, использование всех позитивных возможностей для его многогранного развития. Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка.

В школе создана комплексно–целевая программа “Дом”, составными частями которой являются:

  • Школа здоровья.

Цель: создание условий для достижения оптимального уровня здоровья и здорового образа жизни учащихся.

  • Школа радости.

Цель: создание условий для развития творческих способностей, социального воспитания и саморазвития через интеграцию форм воспитательной, творческой деятельности.

  • Отчий дом.

Цель: создание условий школьнику для формирования нравственно-ценностных ориентиров через изучение истории своего края.

Разработана программа работы по всем трем направлениям. Моя деятельность по воспитанию и развитию классного коллектива строится в соответствии с данной программой.

Школа здоровья. Освоение знаний в массовой школе дается дорогой ценой - ценой здоровья подрастающего поколения. Особое место занимает сохранение физического, психического, нравственного здоровья. Пропаганде здорового образа жизни способствуют участие в традиционных Зимних Олимпийских играх, спартакиадах. Дни здоровья, походы выходного дня в лес, посещение спортивных секций, соревнования “Мама, папа и я – спортивная семья”, серия классных часов о здоровом образе жизни. Применение знаний и стойких убеждений на практике – волонтерская деятельность.

Школа радости создает условия для развития творческих способностей.

Важнейшим условием повышения творческой активности учащихся, формирования организаторских способностей является их участие в коллективной деятельности.

Каждому школьнику должна быть предоставлена реальная возможность участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов жизни коллектива, а именно: в планировании творческих дел, обсуждении и оценке хода и результатов деятельности, в повседневной работе по организации задуманных дел, в обмене опытом практической и организаторской деятельности внутри коллектива.

Совместное планирование и подготовка дела позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.

Целесообразно выделить такие стадии общей деятельности коллектива:

1.Предварительная работа – определение задачи.

2.Коллективное планирование – перечень дел, план, распределение поручений.

3.Коллективная подготовка творческого дела – самая длительная, сложная стадия, прививающая умение действовать самостоятельно.

4.Презентация проекта – проведение самого дела.

5.Коллективное подведение итогов – что получилось удачно, что не получилось, какие выводы необходимо сделать.

Коллективные творческие дела в классе проводились всегда на высоком уровне. Среди них можно отметить рыцарский турнир, театрализованные вечера, ставшие традиционными “Арбузники”, инсценирование сказок, создание стенгазет, выставки творческих работ. На протяжении 3 лет нами ежегодно выпускался классный журнал “Из жизни гимназистов”, в котором находили отражение самые яркие события.

Участие класса в общешкольных делах традиционно было отмечено призовыми местами: творческий конкурс “В гостях у богини Клио”, парад исторических войск, “Хозяюшка”, конкурс “Снежная королева”, игры по станциям “По лесной тропинке”, “Путешествие в Древний Египет” и     т. д.

Доказательством того, что класс являлся коллективом творческих личностей, служит систематическое привлечение ребят для подготовки и проведения школьных мероприятий, таких как 1 сентября – День Знаний, День рождения школы, “Масленица”, акция “Выборы” и др.

Внеклассная деятельность вышла за рамки школы и хочется отметить, что мои ученики и на уровне города показали свой уровень достойно. Городские конкурсы: “Безопасное колесо” - 1 место, “России верные сыны” - 2 место, акция “Я выбираю жизнь” - 1 место, успешное выступление на конкурсе “Подросток и закон” и “Чемпионы права”. Школьная команда КВН, в которую входили мои воспитанники, заняла 1 место и стала чемпионом школьной лиги КВН города Кирова.

Программа “Отчий дом” ставит цель создание условий школьнику для формирования нравственных ориентиров через краеведение.

Изучение истории своего края всегда было присуще цивилизованным странам. Краеведческий материал обладает огромными воспитательными возможностями, позволяет воспитать гражданина на основе жизни его родителей, его семьи, его города.

Изучение истории края призвано обеспечить формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории, развитие интереса и уважения к истории и культуре края, стремление сохранять и приумножать культурное наследие.

Реализация целей осуществляется через внеклассную работу.

Необходимым условием развития человека как личности является деятельность. Овладевая различными видами деятельности, человек получает возможность развиваться как личность, становится на путь преобразования общества и себя самого. В качестве примера приведу организацию музейной работы.

По итогам посещения музеев школьники применяют свои знания: готовят творческие работы – эссе, викторины, занимательные задания для учеников младших классов. Старшеклассники проводят экскурсии для младших школьников в музее “Диорама”, классные часы “Вятские народные промыслы”, “Мастера – самоучки” и др. Ребята выходят на уровень исследования и выступают с исследовательскими работами на Циолковских чтениях, городской конференции “Отчий дом”.

Кибишева Адиль приняла участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ по истории “Ребенок и история: облики детства” с работой по истории своей семьи “О том, как корни питают листья”. История ее семьи настолько богата традициями, что нашла признание на уровне России. “Гордиться славой своих предков, - писал А.С.Пушкин, - не только можно, но и должно”.

Я стараюсь познакомить своих учеников с известными людьми нашего города – деятелями культуры. Вызвали удивительный отклик в сердцах ребят встречи с актрисой Театра на Спасской Еленой Васильевой, художниками Александром Демышевым, Владимиром Востриковым, мастерицей дымковской игрушки Г.И.Барановой, летчиком-космонавтом В.П.Савиных.

Еще одно направление моей деятельности – это туристская работа. Учащиеся регулярно совершают поездки в другие города, по историческим местам нашего края и России, знакомясь с историей развития культуры русского и других народов. Культурологический подход к воспитанию обеспечивает интеграцию личности в систему мировой культуры.

На протяжении 3 лет в период летних каникул мы организуем в школе краеведческий лагерь. В его работу включаем деловые игры, викторины, встречи с интересными людьми, экскурсии. Но самой главной составляющей являются экспедиции по родному краю.

По итогам экспедиции по Московскому тракту выпущен видеофильм “История Московского тракта”, удостоенный Диплома 1 степени на 5 городской краеведческой конференции “Отчий дом”.

Итог экспедиции в с. Анкушино Юрьянского района Кировской области – социальный проект “Дорога к храму”. Фото и материал нашли отражение в учебном пособии Г.А.Клестовой “На земле Вятской”.

Системный, деятельностный и личностно ориентированный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в городских и областных мероприятиях.

Ожидаемые результаты.

Одна из самых актуальных проблем воспитания заключается в становлении личности как частицы общества, активно участвующей в экономических, политических, социальных и культурных преобразованиях, реализующей себя свободном выборе программы действий, в готовности принять принципиальные решения и ответственно действовать.

В результате воспитательной работы ученик имеет возможность обладать такими качествами личности как: физическое здоровье, гражданские, нравственные, моральные, коммуникативные качества, умение самоопределиться, реализовать свои возможности, умение видеть новое и с учетом этого перестраивать свою деятельность.

Основными показателями оценки реализации программы будут являться показатели социальной адаптации выпускников.

В 2005 году я подготовила к выпуску из школы 11 “Г” класс с углубленным изучением русского языка. Из 26 моих учеников 1 “золотой” и 2 “серебряных” медалиста. 25 выпускников поступили в ВУЗы, 1 – в СУЗ. Все успешно проходят процесс обучения в высшей школе. Результаты поступления и обучения в ВУЗах говорят о высоком уровне их подготовленности, ответственности, умении максимально использовать свои потенциалы и реализовывать себя в социально значимой деятельности. Очень хочется верить, что главные победы у них еще впереди.

Надеюсь, что доброе начало, заложенное в школе, останется в детях в их дальнейшей жизни.