Главной ценностью педагогической культуры является ребёнок – его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его индивидуальности, достоинства и прав человека.
Уважаемые коллеги!
Сегодня стало очевидным, что перед любой школой, которая всерьёз думает о своём будущем, встаёт вопрос о путях её развития, ведь разрыв между требованиями общества и состоянием образования вызывает шквал критики.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие
влекут за собой и изменение системы оценивания, которая предусматривает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.
Общеобразовательная школа № 3 находится в образовательном пространстве России и Ростовской области. Поэтому все актуальные направления, над которыми работает учительство, находит свое отражение в деятельности педколлектива.
Одним из условий обновления содержания начального образования явились внедрение и апробация новых учебно-методических комплектов, которые являются развивающими. В нашей школе имеют место быть:
- “Планета знаний” - 4 класса
- “Гармония”- 2 класса
- “Перспективная школа” - 5 классов
- “Школа России” -5 классов
При этом становится важным вопрос использования современных технологий: методов, форм, приёмов работы, адекватных целям и задачам начального образования. С учётом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка, является актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого учащегося, нацеленная на личностный рост и развитие.
Известно, что любое движение вперед начинается с оценки уровня
достижений, выявления положительного опыта, на базе которых возможно дальнейшее совершенствование и модернизация педагогической системы.
Но модернизации образования противоречит сложившаяся традиционная система контроля, где
- высокая частота оценивания рассматривается как необходимый критерий качества работы учителя автоматически влияющий на качество учения школьников;
- использование 5-балльной системы оценок (принятая в 1944 г.)
- учитель оценивает детей сам.
И в настоящее время предпринимаются попытки разработать такие способы оценивания учебных достижений, которые бы удовлетворяли всем требованиям современной образовательной политики в Российской Федерации, а именно:
- применение различных видов оценочных шкал;
- широкое использование тестовых работ;
- обеспечение формирования и развития самооценки учащихся своих достижений.
Новая система оценивания должна
- нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой;
- снять тревожность,
- снизить невротизацию детей;
- повысить учебную мотивацию,
- позволить отслеживать динамику школьной успешности.
В соответствии с этим в практику начального образования вводится система безотметочного обучения.
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания. Однако до сих пор нет чёткого представления о путях перехода начальной школы на другие принципы оценивания.
Для успешного решения обозначенного противоречия в нашей школе приказом директора был обозначен состав группы, работающей в экспериментальном режиме по безотметочному обучению младших школьников. Группа изучила основные положения писем Министерства Образования РФ, познакомилась с опытом работы коллег Ростовской и Пермской областей.
Согласно Закону РФ “Об образовании” ст. 15,п.3 образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. С сентября 2005 г. 5 классов (2 а, б, г, 3 а, б) в своей работе используют 10 балльную систему
оценивания и во всех классах введена зачетная система оценивания по предметам изо, музыка, физ-ра.
Гипотеза нашего эксперимента заключается в предположении, что использование 10- балльной шкалы на практике позволит:
- более эффективно использовать все многообразие возможных оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности;
- преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов “1” и “2”, т.к. в данной шкале они является положительными и их надо определенным образом “заработать”;
Возникающие трудности при выдаче документов об образовании легко преодолимы. (см таблицу)
Важным компонентом является анализ хода и результатов учебной деятельности учащихся, но не только учителем, как это принято в традиционной системе обучения, а совместно с учениками, развивая у них умения видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления.
В условиях внедрения нового способа оценивания возникает проблема выбора форм учета учебных достижений младших школьников.
В науке понятие “форма” рассматривается с разных позиций. Так,
И у В.И.Даля и в толковом словаре С.И.Ожегова понятие “форма” определяется как внешнее выражение, установленный порядок, наполняемый некоторым содержанием.
Глубинный смысл этому понятию придают философская и педагогическая науки.
“Философская энциклопедия” дает нам такое понятие формы: “Форма есть внутренняя организация содержания...” Вторит этому определению “Российская педагогическая энциклопедия”, в которой отмечается, что “... форма это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением”.
В педагогической литературе мы не нашли понятия “форма учета учебных достижений”. А поскольку потребность в создании иных форм учета существует, то мы решили попытаться реконструировать уже существующие формы учета учебных достижений школьников в условиях модернизации образования. Под формами учета мы понимаем совокупность документов, констатирующих результативность обучения школьника.
В связи с этим, в своей практике я разработала и использую дневник ученика, который называется: “Дневник моего роста”. Этот дневник заменяет другие документы ребёнка, в которых фиксируются результаты его обучения. Для нас этот дневник является специальным образовательным пространством, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
Обратимся к нашему “Дневнику”.
Дневник позволяет следить за продвижением ученика по линиям развития личности, регистрируя освоение важнейших новых знаний и умений (дидактических единиц) по каждой линии развития. Эта регистрация осуществляться :
- в листах “Мои достижения”;
- “Оценочных листах”;
- листах уровня обученности по предмету.
1. Листы самооценки “Мои достижения” разработаны в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и включают в себя не только требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, но и общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Учащиеся сами заполняют эти листы в конце 1 класса, и далее по четвертям во 2, 3, 4 классах.
Такие листы существуют по всем предметам, чтобы сэкономить время, я готова рассказать о любом интересующем вас предмете. Пожалуйста, какой предмет выбираем?
В курсе “Русский язык” линиями развития являются:
- Овладение грамотой (навыками и умениями чтения и письма), включая умения, обозначаемые как “функциональная грамотность”.
- Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.
- Овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
- Овладение орфографией и пунктуацией, а также другими “технологическими” компонентами письма.
- Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.
- Систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о родном языке.
- Раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка.
- Формирование у учащихся языкового чутья.
В курсе “Окружающий мир” линиями развития являются:
- Знакомство с целостной элементарной картиной мира.
- Формирование личного эмоционально-оценочного отношения к миру.
В курсе “Математика” линиями развития являются:
- Арифметический материал.
- Геометрические фигуры и величины.
- Основные виды содержательно-логических заданий на развитие познавательных процессов.
В курсе “Литературное чтение” линиями развития являются:
- Навык и культура чтения.
- Работа с текстом и книгой.
- Развитие воображения, речевой творческой деятельности.
- Литературоведческая пропедевтика.
2. “Оценочные листы” по предметам (на 1, 2, 3, 4) классы включают в себя основные требования к знаниям, умениям и навыкам по данной программе. Сначала учащиеся самостоятельно заполняют данные листы, потом родители фиксируют результаты своих наблюдений за ребёнком, и лишь затем учитель вносит данные о каждом ученике.
“Оценочные листы”, листы самооценки “Мои достижения” фиксируют достижения ученика за большой период времени (четверь, год.) А как же отследить продвижение ученика за более короткий промежуток? Для этого мы используем
3. Листы уровня обученности по предмету, которые отслеживают продвижение ученика в ходе тематического и итогового контроля, т.к. тематический контроль проверяет не учебную деятельность, а учебные результаты (степень обученности). Итоговый контроль проверяет умение применить полученные знания.
4.Текущий контроль осуществляется с помощью словесной оценки. Он поощряет ученика в его подготовке к тематическому и итоговому контролю. Очень важно хвалить и награждать учеников. Какие же награды применимы в рамках урока? Это конечно словесная похвала за оригинальную находку, аккуратную работу и пр. Кроме того, в процессе оценивания, учитель указывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить (“Молодец! Но…”). Это может быть важной функцией на всех этапах, но особенно на этапах актуализации знаний.
Я считаю, что основной целью такой формы оценивания является
- смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник, не знает и не умеет, к тому, что знает и умеет;
- в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.
Но самооценка неизбежно связана с самоконтролем, т.е. сознательным контролем, осуществляемым человеком над своим поведением, мыслями и чувствами, умеющим регулировать и планировать свою деятельность, являясь функционально грамотной личностью.
Это определение совпадает с заказом родителей. Как показало исследование, родители хотят, чтобы их дети, выпускники современной школы
- хорошо представляли себе, чего хотят и чем могут заниматься;
- ставили перед собой высокие, но реальные цели;
- были готовы к достижению этих целей, т.е. развили в себе необходимые способности , умения, воспитали личностные качества.
Основной смысл в рамках этой цели - показать всё, на что способен ученик.
Поэтому, основными задачами введения “Дневника моего роста” являются:
- создание ситуации успеха для каждого ученика,
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка,
- развитие познавательных интересов уч-ся
- формирование положительных качеств личности
- приобретение навыков саморефлексии,
- формирование жизненных идеалов,
Мы не исключаем, что существуют и другие формы учета. Однако внедрение описанных форм учёта учебных достижений мл. школьников на практике показало высокую степень их эффективности в новых условиях.
Этому свидетельствует экспертиза результатов опытно-экспериментальной работы, которая осуществляется путем анкетирования учащихся, их родителей, где анализируются изменения:
- мотивации учения,
- дисциплинированности и организованности,
- комфортности и тревожности, обучаемых в учебном заведении,
- степени готовности к занятиям в школе.
Исследование учащихся моего 3 класса “А”, показало, что результативная сторона учебно-познавательного процесса возрастает на фоне общего повышения
- аинтересованности и
- мотивации
С 2004 - 07 уч.года на 15% возрос уровень учебной мотивации.
В результате сформировалась адекватная самооценка учащимися своей подготовленности. Если в 2004г 91 % первоклассников имели завышенную самооценку, то к концу 3 класса у 67% учащихся самооценка стала адекватной.
Это позволило в полной мере включить механизмы самоконтроля и самоорганизации учебной деятельности. Мы видим, что за три года обучения на 40% возрос (вырос) высокий уровень самоконтроля .
В результате за три года обучения возросла степень обученности учащихся по всем дисциплинам: по литературному чтению - на 40%, по русскому языку – на 18%, по математике – на 10%, по окружающему миру – на 5%.
За 3 года обучения (2004-2007) ученики моего класса при полной успеваемости 75% занимаются на “5” и “4”. Стабильность результатов моих учеников меня радует.
Для того, чтобы родители имели представление о динамике развития ученика, я использую всё тот же “Дневник моего роста”, который позволяет им узнать о месте ребёнка в учебном процессе и варианты действий, направленных на формирование оптимальных условий для его дальнейшего развития и обучения.
На мой взгляд, это самая важная оценка, т.к. школа выполняет социальный заказ семьи ребёнка. В связи с этим изменилось и отношение учащихся и родителей к эксперименту. Если в 1 классе 75% родителей были против безотметочного обучения, а остальные воздержались, то к концу 3 класса всего лишь 15% против и 60% за.
Очевидно, что оценка приобрела содержательный, объективный и дифференцированный характер. Она стала в меньшей степени причинять вред психическому здоровью ребёнка и создала прочную основу для овладения различного рода компетенциями.
Я считаю, что наличие такой формы самооценки и самодиагностики позволяет сделать оценивание учебных достижений младших школьников оптимистичным. Что касается начальной школы то, на мой взгляд, такая форма оценивания детей должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а “инструментом”, с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.