Цели урока:
- формировать знания учащихся по устройству и составляющим частям компьютера, их основных параметрах и особенностях;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- воспитывать у учащихся добросовестное отношение к труду, бережное отношение к оборудованию кабинета.
Приложения:
Презентация “Устройство компьютера”. (приложение 1)
Презентация “Видеосистема компьютера”. (приложение 2)
Кроссворд “Устройство компьютера”. (приложение 3)
Карточки с дополнением ответа (два варианта). (приложение 4)
Структура урока:
Постановка целей урока.
Проверка домашнего задания Подготовка к изучению нового материала:
Вопросы:
1. В чем состоит различие между данными и программами?
2. Опишите с использованием функциональной схемы компьютера процесс программной обработки данных. (Слайд 2,3)
Вывод. Каждый из функциональных элементов (память, монитор или другое устройство) связан с шиной определённого типа — адресной, управляющей или шиной данных (магистралью).
Изучение нового материала:
1. Лекция в сопровождении презентации “Устройство компьютера”.
Рассмотрим устройство компьютера на примере самой распространенной компьютерной системы — персонального компьютера.
Персональным компьютером (ПК) называют сравнительно недорогой универсальный микрокомпьютер, рассчитанный на одного пользователя.
Компьютеры обычно проектируются на основе принципа открытой архитектуры. Принцип открытой архитектуры заключается в следующем:
Регламентируются и стандартизируются только описание принципа действия компьютера и его конфигурация (определенная совокупность аппаратных средств и соединений между ними). Таким образом, компьютер можно собирать из отдельных узлов и деталей, разработанных и изготовленных независимыми фирмами-изготовителями.
В основу построения подавляющего большинства компьютеров положены общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом.
Компьютер легко расширяется и модернизируется за счёт наличия внутренних расширительных гнёзд, в которые пользователь может вставлять разнообразные устройства, удовлетворяющие заданному стандарту, и тем самым устанавливать конфигурацию своей машины в соответствии со своими личными предпочтениями.
Основные компоненты ПК:
Процессор.
Устройства ввода информации.
Устройства вывода информации.
Оперативная память.
Долговременная память.
Процессор — это основной рабочий компонент компьютера, который выполняет арифметические и логические операции, заданные программой, управляет вычислительным процессом и координирует работу всех устройств компьютера. (Слайд 4,5)
Процессор обрабатывает данные в двоичном компьютерном коде в форме последовательностей электрических импульсов. Однако пользователь очень плохо понимает такую информацию. Следовательно, в состав компьютера должны входить устройства ввода и вывода информации. Устройства ввода “переводят” информацию с языка человека на язык компьютера.
Клавиатура. (Слайд 6)
Координатные устройства ввода. (Слайд 7)
Сканер.(Слайд 8)
Цфровые камеры. (Слайд 9)
Звуковая карта. Манипуляторы. (Слайд 10)
Устройства вывода “переводят” информацию с двоичного языка компьютера в формы, доступные для человеческого восприятия.
Монитор.(Слайд 11)
Принтер. (Слайд 12)
Модем. Плоттер.(Слайд 13).
Акустические колонки и наушники. (Слайд 14)
Для того чтобы компьютер мог выполнить обработку данных по программе, программа и данные должны быть загружены в оперативную память. Процессор последовательно считывает команды программы, а также необходимые данные из оперативной памяти, выполняет команды, а затем записывает полученные данные обратно в оперативную память. При выключении компьютера все данные и программы в оперативной памяти стираются. Слайд 15).
Для долговременного хранения информации используется долговременная (внешняя) память. Устройство, которое обеспечивает запись и считывание информации, называется накопителем, или дисководом, а хранится информация на носителях информации. Информация на носителях хранится в двоичном компьютерном коде, т.е. в форме последовательных нулей и единиц. (Слайд 16, 17, 18, 19)
2. Просмотр презентации “Видеоадаптер”, выполненную как образец для выполнения домашней работы.
Первичное осмысление и применение изученного:
- Ответить на контрольные вопросы. (Слайд 20)
- Дифференцированные задания по группам:
1 группа. Карточки (обязательный уровень)
2 группа. Кроссворд “Устройство компьютера” (повышенный уровень). Кроссворд выполнен средствами приложения Excel, оценка выставляется автоматически.
Постановка домашнего задания:
Теоретический материал §2.2 Вопросы стр.50.
Подготовить презентации, в которых рассмотреть более подробно принципы работы устройств компьютера. (работа по группам учащихся во внеурочное время) Темы:
Принципы работы различных видов принтеров. Их отличия.
Типы сканеров. Принципы работы. Основные характеристики.
Как устроена память.
Подведение итогов урока:
Проверить выполнение работы по карточкам, оценки по работе с кроссвордом.