Цели урока:
- формировать знания учащихся по устройству и составляющим частям компьютера, их основных параметрах и особенностях;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- воспитывать у учащихся добросовестное отношение к труду, бережное отношение к оборудованию кабинета.
Приложения:
Презентация “Устройство компьютера”. (приложение 1)
Презентация “Видеосистема компьютера”. (приложение 2)
Кроссворд “Устройство компьютера”. (приложение 3)
Карточки с дополнением ответа (два варианта). (приложение 4)
Структура урока:
Постановка целей урока.
Проверка домашнего задания Подготовка к изучению нового материала:
Вопросы:
1. В чем состоит различие между данными и программами?
2. Опишите с использованием функциональной схемы компьютера процесс программной обработки данных. (Слайд 2,3)
Вывод. Каждый из функциональных элементов (память, монитор или другое устройство) связан с шиной определённого типа — адресной, управляющей или шиной данных (магистралью).
Изучение нового материала:
1. Лекция в сопровождении презентации “Устройство компьютера”.
Рассмотрим устройство компьютера на примере самой распространенной компьютерной системы — персонального компьютера.
Персональным компьютером (ПК) называют сравнительно недорогой универсальный микрокомпьютер, рассчитанный на одного пользователя.
Компьютеры обычно проектируются на основе принципа открытой архитектуры. Принцип открытой архитектуры заключается в следующем:
Регламентируются и стандартизируются только описание принципа действия компьютера и его конфигурация (определенная совокупность аппаратных средств и соединений между ними). Таким образом, компьютер можно собирать из отдельных узлов и деталей, разработанных и изготовленных независимыми фирмами-изготовителями.
В основу построения подавляющего большинства компьютеров положены общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом.
Компьютер легко расширяется и модернизируется за счёт наличия внутренних расширительных гнёзд, в которые пользователь может вставлять разнообразные устройства, удовлетворяющие заданному стандарту, и тем самым устанавливать конфигурацию своей машины в соответствии со своими личными предпочтениями.
Основные компоненты ПК:
Процессор.
Устройства ввода информации.
Устройства вывода информации.
Оперативная память.
Долговременная память.
Процессор — это
основной рабочий компонент компьютера, который
выполняет арифметические и логические операции,
заданные программой, управляет вычислительным
процессом и координирует работу всех устройств
компьютера. (Слайд 4,5)
Процессор
обрабатывает данные в двоичном компьютерном
коде в форме последовательностей электрических
импульсов. Однако пользователь очень плохо
понимает такую информацию. Следовательно, в
состав компьютера должны входить устройства
ввода и вывода информации. Устройства ввода
“переводят” информацию с языка человека на язык
компьютера.
Клавиатура. (Слайд 6)
Координатные
устройства ввода. (Слайд 7)
Сканер.(Слайд 8)
Цфровые камеры.
(Слайд 9)
Звуковая карта.
Манипуляторы. (Слайд 10)
Устройства вывода
“переводят” информацию с двоичного языка
компьютера в формы, доступные для человеческого
восприятия.
Монитор.(Слайд 11)
Принтер. (Слайд 12)
Модем. Плоттер.(Слайд
13).
Акустические колонки
и наушники. (Слайд 14)
Для того чтобы
компьютер мог выполнить обработку данных по
программе, программа и данные должны быть
загружены в оперативную память. Процессор
последовательно считывает команды программы, а
также необходимые данные из оперативной памяти,
выполняет команды, а затем записывает полученные
данные обратно в оперативную память. При
выключении компьютера все данные и программы в
оперативной памяти стираются. Слайд 15).
Для
долговременного хранения информации
используется долговременная (внешняя) память.
Устройство, которое обеспечивает запись и
считывание информации, называется накопителем,
или дисководом, а хранится информация на
носителях информации. Информация на носителях
хранится в двоичном компьютерном коде, т.е. в
форме последовательных нулей и единиц. (Слайд 16,
17, 18, 19)
2. Просмотр презентации “Видеоадаптер”, выполненную как образец для выполнения домашней работы.
Первичное осмысление и применение изученного:
- Ответить на контрольные вопросы. (Слайд 20)
- Дифференцированные задания по группам:
1 группа. Карточки (обязательный уровень)
2 группа. Кроссворд “Устройство компьютера” (повышенный уровень). Кроссворд выполнен средствами приложения Excel, оценка выставляется автоматически.
Постановка домашнего задания:
Теоретический материал §2.2 Вопросы стр.50.
Подготовить презентации, в которых рассмотреть более подробно принципы работы устройств компьютера. (работа по группам учащихся во внеурочное время) Темы:
Принципы работы различных видов принтеров. Их отличия.
Типы сканеров. Принципы работы. Основные характеристики.
Как устроена память.
Подведение итогов урока:
Проверить выполнение работы по карточкам, оценки по работе с кроссвордом.