Модернизация системы российского образования затрагивает сегодня аспекты деятельности самых различных учебных заведений, в том числе, учреждений дополнительного образования детей. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что дополнительному образованию принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, подростков и молодежи. Являясь составляющей единого образовательного процесса, дополнительное образование способно расширять возможности творческого развития детей, полно и эффективно реализовывать, выявлять интересы, развивать мотивацию ребенка к самообразованию, становлению личности юного гражданина. Система дополнительного образования имеет широкие возможности в создании поликультурной образовательной среды, которая позволит сформировать у молодого поколения готовность и умение жить в мире и в многонациональной среде, будет способствовать формированию патриота и гражданина не только своей страны, но и мирового сообщества.
В настоящее время, когда смешение языков и культур достигло невиданного размаха, остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от непохожести других культур. Именно этим вызвано всеобщее внимание к вопросам межкультурной, международной коммуникации. Пристальное внимание к проблемам межкультурного общения, с одной стороны, связано с созидательными мотивами интереса к другим культурам, стремлением обогатить свою культуру опытом и оригинальностью других культур, с другой стороны, с тревожными тенденциями “конфликта культур” [1,С.19-20], связанными с политическими и экономическими потрясениями мирового масштаба, которые приводят к небывалой миграции народов, их переселению, расселению, столкновению, смешению. Родная культура, по словам С.Г. Терминасовой, воспринимается как щит, охраняющий национальное своеобразие народа, и глухой забор, отгораживающий от других народов и культур. Усилиями разумной и миролюбивой части человечества открываются все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является попытка взаимопонимания, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации. Естественно, что педагогическое сообщество не может стоять в стороне от этих процессов и принимает в них активное участие.
В Центре детского творчества города Абакана Республики Хакасия воспитанники получают знания по самым различным направлениям: декоративно-прикладному, техническому, художественно-эстетическому, социально-практическому и другим направлениям. Объединение знаний по предметам способствует созданию особой воспитательной и образовательной среды, которая дает возможность наряду с обучением познакомить их с культурой, историей, традициями и обычаями других стран и народов при активном использовании нетрадиционных форм организации учебной и воспитательной работы.
Центр детского творчества с 2006 года активно включился в процесс разработки и апробации интеркультурной модели “Многоязычие и поликультурность” в рамках регионального эксперимента. В Республике Хакасия эксперимент проходит под руководством кандидата педагогических наук Романенко Ларисы Александровны (проректор по учебно-методической работе Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования).
Цель эксперимента - обновление структуры и содержания языкового образования через интеграцию предметного знания и познания целостной картины мира. Уже сегодня экспериментальная деятельность позволила обогатить образовательное пространство учреждений. В итоге возникли не только новые проекты, но и новые объединения дополнительного образования: интеркультурный детский клуб “Новая формация”, проект “Этнолэнд-2006”, этнографическая экспедиция “Палитра культур” и др.
Общеобразовательные учреждения-участники эксперимента ориентируются на воспитание высоких нравственных стандартов, гражданской ответственности и самостоятельности подрастающего поколения, что в целом, содействует духовному обновлению общества [2,С.5-6]. Результаты первого этапа эксперимента были представлены в 2006 году на Международной научно- практической конференции - Форуме “Интеграционные процессы в образовании”, где, в том числе, свой опыт представляли педагоги учреждений дополнительного образования детей.
Центр детского творчества в рамках эксперимента реализует проект “Интеграция различных видов деятельности дополнительного образования как фактор поликультурного образования и воспитания школьников” (руководители проекта - директор, Почетный работник общего образования РФ, Моруденко Лариса Григорьевна и заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Еремеева Наталья Валерьевна). Цель - использование интеграции различных видов деятельности дополнительного образования детей: страноведения, иностранного языка, театра, музыки, туризма, историко-культурных знаний для воспитания творческой личности, готовой к жизни в многонациональном обществе. В настоящее время идет разработка и реализация образовательных программ по курсам: “География туризма”, “Аrt-ландия” (театр, музыка, английский и французский языки), “Этническая психология”, “Экономика в лицах”.
Одним из участников эксперимента является Клуб международной дружбы Центра детского творчества. Его деятельность осуществляется на основе авторской программы “Здравствуй, друг!” детского интердвижения. Программа предполагает участие детей, подростков и молодежи в самых различных видах деятельности дополнительного образования детей и формах внеклассной и внешкольной работы с целью воспитания гражданственности и патриотизма, толерантности и культуры мира, развитию диалога культур, межкультурной коммуникации, формированию базы страноведческих и языковых знаний.
Клуб в своей деятельности большое внимание уделяет развитию мотивации у детей, подростков и молодежи города и республики к изучению немецкого языка и культуры немецкого народа. Это связано с тем, что Республика Хакасия является регионом компактного проживания не только хакасов, русских, поляков, но и российских немцев. Данная группа населения является третьей по численности (9%). Но в то же время, наблюдается противоречие, которое может привести к росту этнической напряженности в Республике и уже ведет к выезду части семей российских немцев на постоянное место жительства в Германию.
В общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях идет снижение количества часов на преподавание немецкого языка. Реальной возможности посещать этническую родину (без выезда на постоянное место жительства) практически нет. Контакты с носителями родного (немецкого языка) ограничены.
Возможность частично разрешить вышеназванные проблемы предоставляет Клуб международной дружбы при тесном сотрудничестве с культурно-национальной общественной организацией-Центром немецкого языка и культуры “Видергебурт” города Абакана (директор-Конева Евгения Викторовна) и Союзом учителей немецкого языка Республики Хакасия и юга Красноярского края (президент- доктор филологических наук, доцент, Амзаракова Ирина Петровна). Многие из совместных мероприятий и дел стали составной и неотъемлемой частью национально-культурной жизни города Абакана и Республики Хакасия.
В рамках экспериментального проекта проводятся фольклорно-страноведческие праздники по традициям и обычаям народов, живущих в Хакасии. Самые яркие-праздники Рождества и Пасхи. По сложившейся традиции, их участниками становятся не только обучающиеся в Центре детского творчества, но и воспитанники детских садов, школьники, студенты города и республики. Свои знания и умения каждый может реализовать через выступления в концертной программе (танцы, песни, стихи, театрализованные представления и др.), через представление своих творческих работ на конкурсах: сочинений, эссе, стихов, переводов иноязычных текстов, рисунков, плакатов, газет, изделий декоративно-прикладного искусства и др. Проведение таких праздников ориентировано на развитие творчества в различных видах деятельности, на создание реальных условий для усвоения традиционной культуры своего народа и народов-соседей в привлекательной для детей, подростков и молодежи форме.
Более 10 лет назад по инициативе кафедры немецкого языка Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова и Клуба международной дружбы в Хакасии стали проводиться тематические лингво-страноведческие конкурсы и викторины под девизом: “Хакасия-Германия: пути дружбы”. Например, посвященные 100-летию со дня рождения Б.Брехта, 250-летию со дня рождения И.В.Гете, Всемирному 10-летию коренных народов мира, “С немецким-вокруг света”, “Лингва”, конкурс Интернет-проектов “Мои друзья в далекой стороне” и др. Организаторам этих мероприятий важно разбудить у ребят интерес к самостоятельному поиску информации о культурной жизни дружественных народов Хакасии и Германии, о тех контактах, которые их связывают. Участие в конкурсе расширяет и углубляет знания детей по истории, культуре, природным особенностям, дает возможность разработать и предложить свои проекты, например, по установлению контактов с зарубежными ровесниками через Интернет, по разработке экскурсионных маршрутов по достопримечательностям, историческим местам, экологическим тропам Хакасии и т.д. Конкурсы способствуют углублению знаний школьников и студентов о культурном наследии народов, расширяют страноведческий кругозор, а главное, усиливают мотивацию к познанию, творчеству, изучению родного и иностранных языков.
Вот уже 15 лет Клуб международной дружбы осуществляет международный проект народной и детской дипломатии “Хакасия-Германия: мост дружбы”. С германской стороны его координаторами являются Юрген Рупп (учитель школы г. Фрайамта Земли Баден-Вюртемберг) и Вольфганг Вюлькер (профессор Университета г. Фрайбурга Земли Баден-Вюртемберг).
До определенного времени наша страна была отрезана от мира, от других культур. Мы либо вообще не знали о некоторых культурах, либо имели о них искаженное представление. В настоящее время совпали необходимость и возможность изучения других культур. Необходимость эта обусловлена новыми для жителей России возможностями международного и межкультурного общения [1, С.17]. Конечно же, вместе с нашими германскими коллегами мы не смогли не воспользоваться этим шансом и с огромным энтузиазмом стали “строить” свой “мост дружбы и мира”, вести диалог культур, осуществлять межкультурную коммуникацию на уровне гражданской инициативы.
В проекте участвуют жители Республики Хакасия и юга Красноярского края с российской стороны и жители региона Шварцвальд Земли Баден-Вюртемберг с германской стороны. Проект полностью является гражданской инициативой. Уже состоялось шесть взаимных визитов. Юбилейный прием гостей из Германии пройдет летом 2008 года. Он предполагает не только общение в семьях, совместное участие в культурной программе, но и проведение международной летней недели. В ней примут участие дети, подростки и молодежь, интересующиеся изучением немецкого языка и культуры немецкого народа, в том числе, дети российских немцев. Проект дает возможность его участникам (а участником проекта может стать любой желающий: дети, подростки, молодежь, взрослые люди независимо от национальности, вероисповедания, возраста, профессии и т.д.) неформально общаться с гражданами Германии, принимая их у себя в семьях, а затем посещать германские семьи с ответным визитом, знакомиться с культурой страны, укладом жизни в семьях, общаться друг с другом на немецком и русском языках, совершенствуя как языковые, так и страноведческие знания. Таким образом, через живое общение, через этот своеобразный диалог между представителями культур двух народов, мы способствуем интернациональному гражданскому образованию, воспитанию культуры мира и толерантности. Мы открываем все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации [1, С.19].
Подводя итог, можно сказать, что деятельность Клуба международной дружбы в рамках экспериментального проекта “Интеграция различных видов деятельности дополнительного образования как фактор поликультурного образования и воспитания школьников” ориентирована на развитие межкультурной коммуникации, на формирование языковой и поликультурной личности школьника и вносит вклад в создание новой образовательной среды как важного фактора современного гражданского общества.
Литература
1. Тер-Минасова С.Г. Язык и
межкультурная коммуникация. Москва,2000.- 259 с.
2. Романенко Л.А., Вилисова Л.М. Интеркультурная
модель “Многоязычие и поликультурность”//
Методические рекомендации по организации
учебно-воспитательного процесса в ОУ,
реализующего модель “Многоязычие и
поликультурность”.2006.С.4-6