Цели и задачи:
- закрепить знания детей о приставках и предлогах;
- познакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и местоположением в слове);
- учить обозначать предлоги с помощью графической схемы, дифференцировать предлоги и приставки;
- развивать слуховое внимание,
- обогащение словаря учащихся.
Оборудование: дерево осины на доске с листочками (на них написано задание); схемы предлога и приставки; мяч, карточки – предлоги.
Ход занятия.
I. Обогащение словаря
1.Знакомство с новым словом.
а) Загадка. Какое дерево без ветра шумит?
Никто не пугает, а оно все дрожит. (осина)
б) Лиственное дерево с зелено- белой гладкой корой. (На доске дерево – осина, на ней листочки с заданием).
2. Запись однокоренных слов.
Осина, осинка, осинник, осиновый, подосиновик. (Выделяем ударный и безударный слог; разбираем по составу и называем части речи).
3. Звуко – буквенный анализ.
Осина – (ас*ина) 5б., 5зв.,3сл.,3гл.,2согл.
4.Составление предложений устно с родственными словами.
5. Комментированное письмо. Запись на доске и в тетрадях.
Под осинками, на кочке, гриб в малиновом платочке, подосиновиком звать. (Выделение орфограмм, схема предлога).
6. Скороговорка.
На осине росинки засверкали утром перламутром.
II. Предлоги.
а) - Найдите предлог по схеме. Как пишутся предлоги со словом.
б) – Назови предлог и слово, с которым он “дружит”, запись у доски и в тетрадь.
У дуба сломалась ветка. У пальто отлетела пуговица. Боря сидит у молодой березки.
У тонкой рябины покраснели листья. У нашего кота пушистый хвост.
в) Графический диктант.
Птица жила у нас в комнате в клетке. Ласточки с юга вернулись на север. Пчелы летают с яблони на яблоню. У входа в дом стоял сторож с фонарем. В лесу под деревьями еще лежит снег.
Вывод: предлог со словом пишется раздельно, т.к. можно поставить вопрос.
г) Устно. Физминутка.
- Покажи книгу карандашом.
- Покажи карандашом книгу.
- Положите карандаш на книгу, под книгу, в книгу, возле книги.
д) Рассмотрим схемы наиболее употребительных предлогов. (Схемы на доске).
е) Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Назови противоположный предмет.
- Над окном – под окном, над диваном – под диваном;
- К двери – от двери, к дому – от дома;
- Перед уроком – после урока, перед боем - после боя;
- До города – от города, до поворота – от поворота;
- Перед машиной – за машиной, перед воротами – за воротами.
ж) Устно. Какой предлог пропущен? Показ карточек – предлогов.
Дети идут …школу. Они строятся парами …дверью класса. Река вышла …берегов.
III. Приставки и предлоги.
1.Наблюдение.
а) - Обрати внимание на слитное и раздельное написание.
А потом ты покатился и назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул вот и все.
Вывод: глагол пишется слитно, предлог – отдельно. Схема глагола.
б) Физминутка. “Ладошки”. (Учащиеся показывают ладошками слитное и раздельное написание слов.)
- доехал ручья поплыл снегу
- дошел до остановки пополз по воде
- добежал двери побродил полю
- Покажите схемы написания глагола и предлога. Повторите правило.
2. Выписать словосочетания по схеме: “ глагол + предлог +существительное”.
Ураган пронесся над селом. Мяч пролетел над головой вратаря. Яркая радуга повисла над рекой.
Зацвела на опушке черемуха.
3. Найдите ошибки, объясните, запишите в тетрадь.
Дунул ветерок, побежала потихой воде рябь. Хорошо весной по бродить по лесу.
4. Послушайте стихотворение. Найдите каламбуры, указав предлоги и приставки.
Зависело б от мыла – Решили лисы кролика запечь,
Веснушки я б отмыла. А кролик из духовки прыг за печь.
5. Самостоятельная работа по карточкам. Кому улыбнется осинка и скажет: “Молодец!”.
(Срывают листочки с осинки, на обратной стороне листочков написано задание.)
6. Взаимопроверка.
7. Итог. Обратная связь. Нарисуйте на полях тетради небольшой кружок и поставьте в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения. “Рисунок 3”
- “Точка” - на занятии все было понятно.
- “Знак вопроса” - осталось ощущение, что что – то непонятно.
- “Восклицательный знак” - все было понятно, есть уверенность, что знания по теме твердые.
- “Многоточие” - тема кажется непонятной.