Основные аспекты преемственности дошкольного и начального образования в условиях образовательного комплекса "детский сад — начальная школа" для детей с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


    Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Долгое время готовность к школе рассматривалась лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования. В настоящее время необходим принципиально новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

    Как отмечал В.А. Сухомлинский: "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.

    Т.о. преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения, а главное сохраняет “радость детства” по утверждению Н. Н. Подъякова. С другой – школа преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

    Такое образовательное учреждение как муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение №44 “детский сад – начальная школа” для детей с ограниченными возможностями зрения решает данную проблему конструктивно. Именно здесь обеспечиваются оптимальные условия для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста в период созревания зрительной системы ребенка, успешно реализуется преемственность в воспитании и обучении, созданы благоприятные условия для перехода ребенка на новую возрастную ступень, обеспечивается его эмоциональное и физическое благополучие, успешная адаптация к школьной жизни. При этом становится возможным удовлетворение ведущих жизненно важных потребностей ребенка: социальных, биологических, выявление и развитие его потенциальных способностей личностного роста.

    За 8-мь лет функционирования учреждения в статусе образовательного комплекса “детский сад – начальная школа” для детей с нарушением зрения, накоплен определенный опыт по решению обозначенной проблемы. В частности, разработана модель преемственности <Приложение 1> дошкольного и начального образования в МС(К)ОУ№44.

    В дошкольном и школьном отделениях МС(К)ОУ №44 реализуются общие цели и задачи при определении приоритетов каждой возрастной ступени. Промежуточные цели дошкольного и начального школьного образования подчинены единой - всестороннему развитию ребенка с нарушением зрения, стабилизации всего хода психофизического развития для успешной адаптации и интеграции ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.

    Стратегическими линиями работы в рамках дошкольного отделения выступает развитие любознательности ребенка, творческого воображения, коммуникативности. В начальной школе продолжение работы по этим линиям заключается в развитии познавательного интереса, умения решать проблемные ситуации в ходе поэтапного планирования своей учебной деятельности, ролевой идентификации в различных учебных ситуациях.

    Представленная модель реализуется через следующие направления деятельности <Приложение 2>: нормативно – правовое, организационно – управленческое, информационно – методическое, кадровое и материально – техническое.

    Свою деятельность мы начали с изучения нормативных документов, создания и систематизации нормативно-правовой базы. В учреждении разработано Положение “О координационно-методическом совете по проблеме преемственности”. Более пяти лет назад он создан и успешно функционирует. Главной задачей КМС является реализация государственной целевой программы “Преемственности дошкольного и начального образования в ПМР”.

    Проведен анализ преемственности образовательных программ. Преемственность в содержании учебного материала обеспечивают "сквозные" комплексные "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)" под редакцией Л.И.Плаксиной, что способствует разрешению проблемы различия в требованиях, предъявляемых к знаниям и умениям дошкольников и младших школьников на каждом этапе обучения.

    Наряду с коррекционными программами в дошкольном отделении реализуется комплексная программа “Детство”, в школьном - “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы”, что позволяет обеспечить реализацию стандарта общеобразовательной подготовки детей с нарушением зрения в условиях непрерывности дошкольно - школьного воспитания и обучения.

    В учреждении создан и постоянно пополняется банк данных о детях с нарушением зрения в возрасте 5-7 лет.

    Важным аспектом преемственности является взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения. Основным связующим звеном при переходе ребенка в начальную школу выступает игровая деятельность, способствующая "размыванию" границ между старшим дошкольником и первоклассником. Приоритет игры создает наиболее благоприятные условия для индивидуальных проявлений и воспитания личностных качеств ребенка с нарушением зрения. Однако максимальная реализация способностей ребенка, полное удовлетворение потребностей в активных действиях, в самоутверждении возможны лишь при разнообразии форм и видов детской деятельности, организуемых в условиях специального (коррекционного) учреждения. Задача учителя и воспитателя: создать условия для включения ребенка с нарушением сенсорной сферы в активную творческую жизнь, найти методы, адекватные психофизиологическим особенностям каждого возрастного периода.

    Большое внимание в учреждении уделяется культуре, характеру взаимодействия детей и взрослых. Требования к стилю общения педагога (воспитателя, учителя) с ребенком (дошкольником, младшим школьником) едины: отношение к ребенку как к полноценному члену общества, вне зависимости от его патологии, отношение к ребенку как к равному, искренняя заинтересованность в его проблемах, доверительность в общении.

    В МС(К)ОУ осуществляется психологическая преемственность, которая предполагает учет возрастных особенностей детей, ведущего вида деятельности, сензитивных периодов, а так же проводит снятие психологических трудностей адаптационного "переходного" периода. С этой целью нами разработана программа деятельности начальной школы в адаптационный период <Приложение 3>. Реализует данное направление преемственности психологическая служба учреждения. Психологи, работающие с воспитанниками дошкольного и школьного отделений, постоянно контролируют процесс развития каждого ребенка, своевременно снимают появившиеся проблемы, оказывают необходимую психологическую помощь. Все данные о детях заносятся в карты индивидуального развития.

    Немаловажное значение в решении проблемы преемственности имеет организация предметно - развивающей среды в учреждении. При ее построении мы ориентировались на принципы, предложенные В.А. Петровским и дополненные Р.М. Чумичевой:

  • активности, стимулирующей исследовательскую и творческую деятельность ребенка;
  • стабильности динамичности развивающей среды, позволяющей ребенку не пребывать в среде, а активно взаимодействовать с ней, преодолевать, "перестраивать", менять ее в зависимости от интересов и потребностей;
  • эмоциогенности среды, дающей ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия;
  • творческо-гуманной направленности, создающий условия для проявления
  • разнохарактерных отношений (дружеских, деловых, партнерских, сотрудничества, сотворчества);

  • свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить свое отношение к среде и дающий ему возможность по мере необходимости преобразовывать среду по своему усмотрению;
  • интегративности, определяющей взаимодействие различных видов деятельности (в т.ч. коррекционной), дополняющих и обогащающих друг друга;
  • гуманитарный, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим природным, социальным и предметным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка;
  • дистанции, позиции общения при взаимодействии ребенка с детьми и взрослыми, позволяющий ему чувствовать себя полноценным, активным, интересным партнером.

    Определяя единые принципы ее построения для дошкольного отделения и начальной школы, мы ориентировались на то, что предметное пространство должно благоприятствовать развитию дошкольника и младшего школьника с нарушением зрения. Поэтому так много внимания уделялось созданию офтальмогигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах (использование благоприятной для зрения цветовой гаммы, достаточная освещенность, яркость фона, соответствие мебели росту детей, использование оригинальных учебных и наглядных пособий, соответствие игрового и наглядного материала тифлопедагогическим требованиям по размеру, окраске, контрастности, реалистичности, объемности). Главным при этом является ценность развития ребенка, обусловленного его возрастными и индивидуальными особенностями, а так же спецификой социальной среды, в которой он находится.

Реализация данных принципов в МС(К)ОУ представлена следующей структурой педагогического процесса:

1 .специально организованное обучение в форме образовательных и коррекционных занятий;

2. совместная деятельность педагогов с детьми по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, социальных навыков, творческого потенциала, культуры мышления и эстетического восприятия;

3. самостоятельная деятельность детей в соответствии с их интересами.

    Перенос данных принципов в деятельность начальной школы дает возможность построить содержание коррекционного и образовательного процесса, внутри которого обеспечивается преемственность развития ребенка на основе сохранения сущностных характеристик модели его предыдущего поведения.

    Деятельность дошкольника в развивающей среде с опорой на такие поведенческие характеристики, как самостоятельность, креативность, стремление к самореализации, открытость, переносится в образовательное пространство начальной школы на качественно ином уровне. Преемственность в деятельности детского сада и начальной школы обеспечивается за счет сохранения логики деятельности ребенка при переходе из предметного пространства в образовательное.

    Но, конечно, проблема была бы не решаема без преемственности в управлении, что подразумевает наличие общего руководства, единых требований, предъявляемых к процессам обучения и воспитания, единство педагогических установок. Этим требованиям отвечает система управления МС(К)ОУ №44 <Приложение 4>.

    Значительная роль в управлении деятельностью учреждения принадлежит методической службе <Приложение 5>, структурные подразделения которой реализуют преемственность дошкольной и начальной ступени образования. Особая роль при этом отводится координационно-методическому совету.

    Традиционно одним из разделов плана работы учреждения на учебный год является “Преемственность в работе дошкольного и школьного отделений МС(К)ОУ №44” <Приложение 6>, который включает в себя работу со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, воспитанниками и родителями.

    Об эффективности представленной системы работы можно судить по результатам мониторинга уровня готовности детей к обучению в школе <Приложение 7>. Отмечается положительная динамика увеличения количества детей с высоким уровнем (с 16% до 44,3%) и уменьшения (с 24% до 3,7%) с низким уровнем готовности к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников дошкольного отделения <Приложение 8> МС(К)ОУ№44 - учащихся начальной школы показывает стабильность результатов.

    Из всего вышесказанного следует, что сложившаяся в учреждении система работы по преемственности дошкольного и начального образования позволяет осуществлять естественный переход ребенка с ограниченными возможностями зрения с одной образовательной ступени на другую и в конечном итоге повысить эффективность и качество образования в системе его непрерывности.