В настоящее время с “Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.” на старшей ступени общего образования создается система профильного обучения, ориентированная на специализированную подготовку обучающихся. Профильное обучение направлено на обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса, позволяющие более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.
Предлагаемый школьный курс “БритАниЯ:от А до Я” относится к числу курсов, которые входят в состав гуманитарного профиля обучения на старшей ступени обучения. Данный курс позволяет повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка в общей образовательной сфере. Программа предусматривает не только знакомство с социокультурным партнером англоговорящих стран, но и сравнение их с культурным наследием и реалиями нашей страны. Курс нацелен на воспитание у учащихся уважения к истории, культуре, традициями обычаям других народов, готовности к достижению взаимоотношения, нахождению взаимных интересов в межкультурном общении.
Цель курса – формирование социокультурной компетенции: расширение объема знаний о социокультурной специфики Соединенного Королевства, совершенствование умения строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения.
Задачи курса:
- развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в основных видах речевой деятельности: говорении, чтении, аудировании, письме;
- приобщение школьников к истории, культуре, традициям и реалиям Великобритании; расширение представлений о социокультурном портрете Соединенного Королевства в сопоставлении с родной культурой;
- актуализация межпредметных знаний и умений в условиях изучения данного курса;
- развитие умений ориентироваться в повседневном языковом окружении и извлекать информацию из различных источников;
- воспитание культуры интеллектуального труда, толерантного отношения к иной культуре.
Ожидаемые результаты: по окончании курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
читать и адекватно переводить литературу по страноведению; делать сообщения и вести беседу на культурно-бытовые и общественно-политические темы, уметь выражать свои мысли на заданную тему с использованием усвоенной лексики и грамматики; понимать со слуха тексты средней трудности и уметь перевести и обобщить основное содержание услышанного; писать письма и эссе на заданную тему.
Курс также способствует формированию активной жизненной позиции; развитию таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве; приобретению опыта проектно-исследовательской работы.
Программа курса включает различные комбинации речевых модулей для объединения задач развития смежных речевых навыков и умений.
Общие целевые установки возможных речевых модулей
Вид РД | Общие цели обучения |
Аудирование | Восприятие информации на слух для ее последующего воспроизведения. |
Говорение | Передача информации различными способами. |
Чтение | Извлечение информации заданной полноты и точности из текстов разной степени сложности. |
Письмо | Оформление информации различными способами. |
Варианты целевых установок речевых модулей для программы курса
Вид РД | Варианты целевых установок |
Чтение, аудирование | Выбор необходимой информации. |
Чтение, письмо | Компрессия текста. |
Чтение, аудирование, говорение | Извлечение и передача информации в подробностях. |
Говорение, аудирование | Способы реализации речевых функций в монологах и диалогах. |
Говорение | Обмен информации. |
Говорение, аудирование | Стратегии конкретного речевого поведения. |
Речевой модуль № 1
Основные типы речевых задач при обучении аудированию и говорению | Примеры реализации | |
Монолог | Диалог/полилог | |
Передача информации | Сообщение, рассказ, обзор, сводка новостей | Круглый стол, репортаж |
Запрос информации | Описание, разъяснение | Интервью, опрос |
Оценка, мнение | Рецензия, характеристика, выступление, доклад, лекция | Диспут, конференция. |
Речевой модуль № 2
Основные типы речевых задач при обучении письму | Адресация | Примеры реализации |
Передача информации | публичная | Рассказ, репортаж, эссе, статья |
личная | Письмо, записка | |
научная | Научная статья, доклад | |
деловая | Извещение, письмо-сообщение | |
Предоставление инфор-мации в подробностях | публичная | Комментарий, аналитическая статья |
научная | Комментарий, толкование | |
деловая | Отчет, сопроводительное письмо | |
Предоставление информации в сжатой (обобщенной) форме | публичная | Реклама, заметка, объявление |
научная | План, тезисы, резюме, конспект, аннотация, обзор | |
личная | Записка, план | |
деловая | Уведомление,извещение |
Узкоцелевой модуль № 1 – обучение азам научного сообщения
Основная задача обучения | Формы устных сообщений |
Использование различных способов реализации речевых функций (вводные структуры, клише, реплики реагирования) | Научное сообщение, выступление, отчет, рецензия, доклад, круглый стол, диспут, дискуссия, конференция. |
Узкоцелевой модуль № 2 – обучение элементам научного письма
Основная задача обучения | Формы представления письменного текста |
Использование различных композиционных приемов и языковых средств логической организации и связи текста | План, тезисы, конспект, аннотация, резюме, реферат, статья, доклад, научный обзор. |
Узкоцелевой модуль № 3 – обучение различным видам чтения/аудирования
Основная задача обучения | Источник информации |
Полное/выборочное извлечение информации из различных источников устной и письменной речи | Учебные тексты, монографии, доклады, сообщения, лекции, выступления, комментарии. |
В процессе изучения данного курса предусматривается использование разных типов уроков (экскурсии, игры, круглые столы, викторины, конкурсы и пр.), ТСО, наглядности, ресурсов сети Интернет, большого количества дополнительной литературы, что делает процесс обучения интересным и способствует повышению уровня учебной мотивации у учащихся.
Методы и приемы обучения
Методы обучения | Приемы обучения |
Презентация: знакомство с новой лексикой, с новой темой | - объяснение; - слушание, повторение, запись; - чтение материала самостоятельно, его изучение. |
Практика, тренировка | - словарная работа; - чтение материала; - проверка понимания с помощью различных упражнений (множественный выбор, закончить предложения, подтвердить предложения, перевести, соотнести...); - парная и групповая работа. |
Продуктивная работа учащихся | - проектная работа; - реферат; - обсуждение изучаемой темы; - ролевые и сюжетные ситуации; - презентация; - написание эссе, статьи. |
Формы контроля
Устные ответы по теме -каждый урок; квиз – в конце темы.
Творческие работы – при выполнении проектов, написании рефератов, презентаций в конце темы/курса.
Ожидаемые результаты обучения: изучение этого курса должно обеспечить развитие следующих умений и навыков у учащихся:
- собирать, обобщать и систематизировать страноведческую информацию и представлять ее в виде рефератов, проектов, таблиц, схем, вопросов и ответов в викторине;
- составлять план, тезисы прочитанного или прослушанного текста;
- выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания;
- излагать результаты индивидуальной и коллективной познавательно-поисковой деятельности;
- интерпретировать схематическую (таблицы, схемы) и образную (иллюстрации) страноведческую информацию;
- обобщать информацию, полученную при чтении, аудировании и обсуждать ее;
- работать со справочной и учебной литературой, включая ресурсы Интернета, использовать их при выполнении культуроведческих проектов и для лично-познавательных целей;
- сравнить и проводить аналогии в явлениях культуры Великобритании и России.
Организация работы: на изучение данного курса отводится 34 часа в 10 или 11 классе. Программа предполагает проведение лекций, практических занятий,деловые игры, круглые столы, викторины, проектную деятельность учащихся.
Основные положения обучения:
- в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда;
- курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом;
- дифференцированный подход, предполагающий учет уровня подготовки учащихся, реализуется через использование материала разного уровня трудности, использование опор различной степени развернутости, разные способы контроля.
Инновационность программы: программа включает новые для обучаемых социокультурные знаний, не содержащиеся в базовых программах.
Применяемые технологии обучения
Технология критического мышления. Данная технология ориентирована на реальную практику, т.к. задействует чтение и письмо – базовые процессы образовательной деятельности. Она дает возможность одновременного эффективного решения задач обучения и развития, гармоничного сочетания работы с текстом и общения. Учащимся предлагается схема маркировки текста (“V” - то, что известно; “-” - то, что противоречит представлениям читающих; “+” - то, что является для читателя интересным и неожиданным; “?” - если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно), система кластеров (графические систематизаторы, показывающие различные виды связей между объектами и явлениями).
При изучении и систематизации большого по объему материала используется стратегия “Зигзаг”. Класс делится на экспертные группы, каждой группе выдаются тексты различного содержания. Учащиеся работают с текстом (выделяют главное, составляют опорный конспект, применяют систему маркировки), составляют презентационную схему рассказа по теме. По окончании работы с текстом учащиеся переходят в рабочие группы, в них оказываются эксперты по каждой из предложенных тем. Эксперт знакомит других членов группы со своей темой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Прием “Сводная таблица” позволяет выявить “линии сравнения”, характеристики (критерии, по которым учащихся сравнивают различные явления, объекты и т.д.). Категории для сравнения сформулированы в форме понятий и/или ключевых слов.
Метод проектов предполагает достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы. Этапы работы над проектом: представление ситуации, выдвижение гипотез (“мозговой штурм”), обсуждение гипотез, работа над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу, защита проектов, выявление новых проблем. Типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, игровые, практико-ориентированные.
Информационно-коммуникационные технологии предполагают формирование умений и навыков работы на компьютере (текстовый редактор “Word”, разработка презентаций “Power Point”, составление схем, графиков, диаграмм в Excel). Также предполагается совершенствовать навыки поиска информации в Интернете, т.е. использовать ресурсы сети как дополнительный источник аутентичного материала.
Разноуровневое обучение дает шанс каждому ученику максимально использовать свои способности и возможности. В данном курсе предполагается дифференциация по общим и частным способностям.
Основная идея технологии обучения в сотрудничестве – создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – суть данного подхода. Один из эффективных вариантов обучения в сотрудничестве обучение в команде, где уделяется особое внимание успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы.
Здоровьесберегающие технологии предполагают учет физиологических и психологических особенностей школьников, предусматривают разнообразные виды работы, новизну и нетрадиционность материала.
Литература для учителя
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки)
- Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Базовый уровень. Профильный уровень.
- Антропова А. Педагогические технологии в медиаобразовании при обучении английскому языку. ИЯШ № 7, 2006
- Ариян М. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранному языку. ИЯШ №6, 1999
- Бим И. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. ИЯШ № 3, 2006
- Вайсбурд М. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности. ИЯШ № 2, 1997
- Володина М. Нетрадиционные формы учета знаний учащихся. ИЯШ № 3, 2002
- Кузьменкова Ю. Составление программ и подбор учебного материала к элективным курсам по английскому языку для профильной школы. “English” № 17-24, 2006
- Куклина С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах. Овладение иноязычным общением. ИЯШ № 6, 2000
- Матвиенко Л. Особенности обучения языку в профильной школе. ИЯШ № 8, 2005
- Полат Е. Обучение в сотрудничестве. ИЯШ № 1, 2000
- Полат Е. Разноуровневое обучение. ИЯШ № 6, 2000
- Полат Е. Интернет на уроках английского языка. ИЯШ № 2, 2001
- Полат Е. Метод проектов на уроках английского языка. ИЯШ № 2, 2000
- Полат Е. Портфель ученика. ИЯШ № 1, 2002
- Сафонова В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: Истоки, 1996
- Соловьева Е. Тематический альманах: учебное пособие нового типа. ИЯШ № 7, 2005
- Соловьева Е. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников. ИЯШ № 2, 2007
- Соловьева Е. Разработка авторских программ и курсов. ИЯШ № 5, 2004
- Соловьева И. Общие рекомендации по организации и проведению проекта по теме “Государственное и политическое устройство Великобритании”. ИЯШ № 4, 2006
- Сысоев П. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования. ИЯШ № 1, 2003
- Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000
- Томахин Г. Лингвострановедение: что это такое? ИЯШ № 6, 1990
- Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка. ИЯШ № 6, 2005
Литература для учащихся
- Голицынский Ю. Великобритания. - Санкт-Петербург: Каро, 2004
- Speak Out. Журналы
- Методическая мозаика. Приложение к журналу “Иностранные языки в школе”
- English. Приложение к газете “Первое сентября”
- 600 устных тем по английскому языку. - Москва: Дрофа, 1999
- Афанасьева О. Английский язык. Единый госэкзамен. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2004
- Томахин А. Страноведческий словарь
- Афанасьева О. English. Учебники для 6 класса школ с углубленным изучение английского языка
- Старков А. English. Учебник для 9 класса средней школы.