Смена слайдов, чтение текстов на слайде, просмотр рисунков и фотографий осуществляется нажатием мышки – щелчком. (Приложение 1)
Тема: “Полна природа удивленья”(Окружающий мир 1 класс)
Цели:
- а) дать представление о живой и неживой природе;
- б) показать эмоциональное воздействие природы на человека;
- в) развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись;
- г) воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Учебник для 1 класса “Окружающий мир” авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.
- Мультимедиа установка, компьютер.
- Записи музыкальных произведений: А.Вивальди “Времена года” “Лето” “Гроза”, П.И. Чайковский “Баркарола”, звуки природы “Дождь в лесу”
Ход урока.
Организационный момент
Сообщение темы урока.
Урок начинается со чтения стихотворения учителем
Учитель: …Что есть прекрасного в обычном?
Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным,
Иначе вдруг увидишь ты…
Всмотрись проникновеннымвзглядом
В природу…
В ней с тобою рядом,
В простых, обычных проявленьях
Так много прелести своей!
Скажи: “Остановись, мгновенье!...”
Учитель: – Как выдумаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)
Открывается 1 слайд. Дети читают название темы урока
Полна природа удивленья.
2 слайд.
“Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”
Учитель: - Как вы понимаете эти слова?
(Дети дают свои объяснения)
Учитель: – Только природа может сделать человека добрее, богаче и красивее.
3 слайд
Учитель: – А что же такое природа?
(Дети рассматривают иллюстрации с изображением природы и дают свои объяснения.)
Дети. – Природа – это солнце, небо, облака, цветок, бабочка, речка и т.д.
Учитель: – К природе относится всё что нас окружает, кроме того, что сделано человеком.
Рассмотрите схему в учебнике на стр.58 (Окружающий мир 1класс. Авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.)
Учитель - Определите с помощью схемы, что на нашем рисунке относится к живой природе, а что к неживой.
Ответы детей.
Учитель - Как вы думаете, чем живая природа отличается от неживой?
Эмоциональное воздействие природы на человека.
4 слайд.
Дети рассматривают иллюстрацию “Закат”
Учитель: – Вообразите, что вы видите не фотографию, а реальный пейзаж, в который вы можете “войти”.
Какие чувства вы испытываете?
Выслушиваются ответы детей.
5 слайд.
Картина И. Шишкина “Рожь” (музыкальное оформление. Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года” “Баркорола”
Учитель. А сейчас мы совершим путешествие в мир красок. Перед нами картина И. Шишкина “Рожь”
Дети рассматривают картину и описывают её.
- Представьте, что вы идёте по пшеничному полю, над которым плывут белые лёгкие облака. Что вы чувствуете?
- Какое настроение вызывает эта картина у вас?
Дети описывают какое эмоциональное воздействие производит на них природа.
Учитель. Шишкин любил и понимал русскую природУчитель: Она вызывала у него восхищение. Его картины приковывают наше внимание и заставляют любоваться обычной красотой, которую мы в спешке иногда не замечаем. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения М. Пляцковского “Полна природа удивленья”
Читает подготовленный ученик.
Полна природа удивленья,
Полна покоя и добра.
Нет у природы утомленья,
Она всегда, всегда добора.
От яркой зелени до стужи,
От мартов и до январей –
Она чем краше, тем доступней,
И тем богаче, чем щедрей.
6 слайд. “Портрет художника И. Шишкина” И. Крамской.
Перед нами портрет художника И. Шишкина. Этот портрет написал И. Крамской.
Представьте себя на месте художника И. Шишкина. Как вы думаете, о чём он задумался?
7 слайд
Прочтите стихотворение русского поэта Ф.И. Тютчева.
…Природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.
(Ф.И. Тютчев)
Учитель. – О чём вам говорят эти строки? (ответы детей)
-Ф.И. Тютчев, наблюдая за природой, пытался понять её душу, услышать её голос. Природу поэт изображает живым разумным существом.
- Согласны ли вы со взглядом Ф.И. Тютчева? (ответы детей)
8 слайд. Явления природы.
Учитель. все изменения, которые происходят в природе, называют явлениями природы.
- Перечислите прекрасные явления, которые существуют в мире природы.
Дети .Гроза, снегопад, восход, закат, рассвет…
Учитель читает загадкУчитель:
Над тобою, надо мною.
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез.
- Что это?
9 слайд.
- Какое бывает у вас настроение, когда идёт летний дождь?
Учитель. – Давайте послушаем, какие стихи о летнем дожде прочитают нам дети.
(Читают заранее подготовленные дети.)
1й ученик
Тучки по небу плывут,
Дождик летний нам несут.
Тучки в тучу собрались,
Ливнем сильным пролились.
2й ученик
Прогремел июльский гром –
Стало всё свежо кругом.
Чистый лес, и сад, и луг –
Как красиво всё вокруг!
Учитель: – Какое настроение у летнего дождя?
10 слайд
- Послушайте ещё одно стихотворение
Читает ученик
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла.
(А. Плещеев)
Учитель: - Какую картину вы представили?
Учитель: - Какое настроение вызывает у вас осенний дождь?
11 слайд. И. Шишкин “Дождь в дубовом лесу” (музыкальное оформление. Звуки природы “Дождь в лесу”
Учитель - Что увидел и передал И.Шишкин в своей картине?
- Схвачено мимолётное состояние природы – летний дождик, туман, люди, спешащие по дороге.
12 слайд. Физкультминутка.
Приплыли тучи дождевые
Лей, дождь, лей.
Дождинки пляшут как живые
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной
Пьёт, пьёт, пьёт.
А дождик тёплый, дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт.
13 слайд
Учитель: - Какие ещё явления мы можем наблюдать во время дождя? Послушайте загадку и назовите их.
Стучит без рук, горит без огня .( Гром и молния)
- Что страшнее гром или молния?
14 слайд. К Маковский “Дети, бегущие от грозы” (Музыкальное оформление.Звучит музыка А. Вивальди из цикла “Времена года” “Лето” “Гроза”
Учитель. - При помощи чего художник передаёт настроение природы?
Дети. При помощи кисти, красок.
Учитель- В какие цвета окрашено грозовое небо? (Художник выбрал тёмно-синий, белый и жёлтый цвет. Сочетание этих цветов передаёт состояние тревоги.)
Учитель - А при помощи чего композитору удалось передать настроение природы? (С помощью звуков и музыкальных инструментов)
Учитель - Какие звуки природы слышны вокруг? (Раскаты грома, шум ветра)
Отшумел у ушёл прочь летний дождь. Из- за туч выбралось солнце – и тотчас на листьях тополей и клёнов, лип и берёз заискрились водяные капли, а через небосвод от края и до края перекинулась ….(радуга)
15 слайд. “Радуга.”
Учитель. – какие загадки о радуге вы знаете?
Ответы детей (Разноцветное коромысло через речку повисло)
Учитель.
- почему возникает радуга? (дети высказывают свои предположения)
- Радуга возникает только в той стороне, куда ушёл дождь. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька – как крохотная призма, а поскольку их много, то и радуга получается в пол неба.
16 слайд
Учитель.
– Какие явления природы вы ещё знаете?
- Дайте название каждому рисункУчитель:
Итог урока
Учитель. Что такое природа? Какие явления природы вы знаете? (ответы детей)
Учитель. Как можно увидеть красоту природы?
Дети. Надо быть внимательным и наблюдательным.
Учитель. При помощи чего можно передать свои чувства, своё ощущение, настроение?
Дети. При помощи красок , слов, музыки.
Учитель.
И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.
Литература
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. “Почемучка” энциклопедия для дошкольников. Издательство “Педагогика”, 1988г.
- Ёлкина Н.В., “1000загадок”, Ярославль, Академия развития, 2002 г.
- Кульневич С.В. “Анализ современного урока”, издательство “Учитель”, 2003г.
- Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.
- Сухаревская У.Ю., “Технология интегрированного урока”
- Музыкальные произведения: А. Вивадьди “Времена года” “Лето” “Гроза”, П.И. Чайковский “Времена года” “Лето” “Баркорола”, записи звуков природы “Дождь в лесу”.
- Иллюстрации картин: И.Шишкин “Рожь”, “Дождь в дубовом лесу”; И. Крамской “Портрет художника Шишкина”; К. Маковский “Дети, бегущие от грозы”
- Иллюстрации и фотографии взяты с разных сайтов Интернета.