В современных условиях развития общества институт образования осуществляет поиск новых подходов к совершенствованию подготовки учителей. Однако, сколько бы не создавалось теоретических курсов по изучению методических дисциплин начальной школы ничто не заменит непосредственного соприкосновения будущих учителей с реальной педагогической действительностью.
К.Д. Ушинский отмечал, “… в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, поэтому воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы он хитро ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания.” /Ушинский К.Д. Сор.соч. – М.; Л., 1948. – Т. 2. – С.63 -64/
Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. Готовность к педагогической деятельности складывается из наличия определенного уровня теоретических знаний и сформированности у будущего учителя практических умений. Мостиком, соединяющим теорию и практику в процессе обучения, является накопление опыта, которое первоначально происходит при участии студента в качестве активного наблюдателя на показательных уроках учителей и методистов.
Показательные уроки проводятся при изучении конкретной методической дисциплины, а также перед проведением педагогической практики “Пробные уроки”.
Посещение, знакомство с опытом работы учителей и анализ показательных уроков позволяют студентам – практикантам реально осмыслить и понять теоретические положения об организации учебно – воспитательного процесса. Серия показательных уроков способствует формированию методического мастерства, основанного на становлении умения осмысления и анализа возникающих педагогических ситуаций, выбора и построения адекватной модели урока, конструирования содержания и способов воздействия, адаптации существующих способов и системы на свою педагогическую индивидуальность.
В процессе педагогической деятельности создается своеобразная копилка показательных уроков, конспект одного из них предлагается в качестве методического материала для учителей начальных школ и студентов педагогических учебных заведений.
Тема: “Символ моей Родины - Лотос”
Лепка из пластилина – расписной пластилин
Класс: 2 класс
Время: 45 мин
Цель: познакомить учащихся с особой техникой лепки – расписной пластилин;
- Образовательная задача: закрепить знания детей о свойствах пластилина; учить детей работать самостоятельно, выполнять работу аккуратно; обобщить знания учащихся о символах малой родины, расширить представления учащихся о лотосе;
- Развивающая задача: сформировать навыки работы в технике расписного пластилина; развивать навыки работы с пластилином, мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление; наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать кругозор;
- Воспитывающая задача: воспитывать ответственность и аккуратность, эстетический вкус, интерес к предмету;
Объект труда: аппликационная композиция из пластилина “Лотос”
Материалы: пластилин, картон.
Инструменты: подкладные доски, стеки, резачки, тряпочка для рук;
Оборудование: демонстрационный материал – “Лотос”; иллюстрационные пособия “Символика Калмыкии”; Таблицы: Правила техники безопасности; Технологическая цепочка; Схема: Последовательности создания расписного пластилина; приложение.
Технические сведения: приемы работы с пластилином – расписной пластилин;
Тип урока: практическое занятие – развитие навыков работы с пластилином;
Ход урока
Орг. момент (1 мин)
Приветствие;
Проверка готовности к уроку
Вводная часть
Беседа “Моя родина – Калмыкия!”
Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, где мы с вами живем?
Ученик: В России.
Учитель: А как называется место, где мы живем, а точнее?
Ученик: Калмыкия.
Учитель: А как иначе можно назвать место, где мы с вами родились, выросли, ходим в школу?
Ученик: Родина.
Учитель: Действительно, Россия наша с вами родина, а Калмыкия – малая родина! Прочитаем предложение, записанное на доске. Почему так говорят?
Ученик: Потому что это самое родное место. И еще здесь наша семья, друзья и все знакомо.
Учитель: Правильно, ребята! Посмотрите, и скажите, какое слово зашифровано в прочитанном нами предложении?
Разгадывание зашифрованного слова
Ученик: ЛОТОС.
Учитель: Действительно, это слово ЛОТОС - это растение является символом нашей малой родины. Оно изображено и на флаге и на гербе нашей республике. О чем же эти символы государственной власти могут нам рассказать и что обозначает изображение лотоса на них. Может кто – нибудь из вас знает? /Приложение флаг и герб республики/
Ученик: На флаге лотос – он красивый и чистый.
Учитель: Пять лепестков лотоса изображенных в центре на флаге обозначают пять континентов, что говорит нам о том, что Калмыкия является частью мирового пространства, а четыре лепестка, расположенных ниже обозначают четыре стороны света. А о чем нам рассказывает герб республики и где изображены лепестки лотоса на нем?
Ученик: Внизу изображения герба, лепестков там много!
Учитель: Правильно, лепестки лотоса как бы являют собой основание герба – чистоту мыслей калмыков! А еще на гербе изображен “хадак” - это полотно, которое преподносят приехавшим в гости в Калмыкию вместе с пиалой джомбы символизирует мир, гостеприимство и доброту калмыков. “Улан зала” - красная кисточка в центре герба является отличительным знаком калмыков, а орнаментальная полоса “зег” символизирует светлый путь калмыцкого народа. Вверху герба четыре кольца скрепленных между собой означают единство четырех калмыцких племен, некогда объединившихся и решивших жить в мире и согласии.
Лотос классический символ буддизма, основной религии калмыков, олицетворяющий чистоту учения Будды; цветок, вырастающий из глубины озера, из грязевого ила, но белоснежного цвета. Соответственно лотос на флаге и гербе – символ чистоты и святости степной республики.
Сообщение – Лотос- символ Калмыкии!
Учитель: Лотос растет в проточных водах, в озерах и реках с медленным течением, там, где тепло и много солнца. Желтый лотос растет в Южной и Центральной Америке, на Ямайке и Гавайских островах. Розовый лотос издавна известен в Юго-Восточной Азии, Японии, в Индии, на Филиппинских островах и в Северо-Восточной Австралии. В России он растет в дельте Волги и на дальнем Востоке. А у нас в Калмыкии лотос растет в Юстинском районе.
Учитель: Лотос красивое цветущее водное или околоводное растение из семейства кувшинковых. /Приложение Розовый лотос/
Людей издавна изумляла, радовала и притягивала красота цветков лотоса. Над поверхностью воды среди ярко-зеленых плавающих листьев распускается крупный (до ЗО см диаметром) цветок. Желтый венчик окружен несколькими рядами нежных ярко- розовых или желтых лепестков. У основания их цвет более насыщенный, чем на кончиках.
Цветок лотоса всегда обращен к Солнцу, поэтому древние египтяне, индусы, китайцы обожествляли его, считали священным и загадочным растением. Лотос — цветок богов, так считали древние индусы и египтяне. И не только из-за его красоты и обращенности к Солнцу. Лотос имеет сходство с подсолнухом, он поворачивается за солнышком.
Лотос всегда кормил и лечил людей. Крестьяне в Китае, Индии и Японии и в наше время из семян и корневищ лотоса изготовляют муку, крахмал, сахар и масло. Корневища лотоса готовят в качестве гарнира, как картофель. Засахаренные ломтики его корневищ, напоминающие мармелад, продают в кондитерских Китая. В корневищах лотоса много крахмала, а также сахара, жиров, витамина С. /Приложение Съедобные корневища лотоса/
Лотос как лекарственное растение упоминается в китайских справочниках, составленных за 3 тысячи лет до нашей эры. Им лечили заболевания нервной и сердечно-сосудистой систем.
У лотоса мощное корневище, общей длиной иногда до 340 км. Листья у лотоса двух видов — плавающие и стоячие. Листья сверху покрыты восковым налетом, и вода скатывается с него, как капельки ртути. Семена лотоса — темные орешки с очень прочной одеревеневшей кожурой и дыхательным отверстием для зародыша. Известен случай, когда орехи лотоса пролежали не менее тысячи лет в торфяниках Северного Китая, а потом, когда их вытащили, проросли и дали цветущие растения.
Учитель: Лотосы бывают двух видов – орехоносный, он имеет цветок розового цвета и желтый лотос, у которого цветок светло - желтый.
Инструктаж перед проведением практической работы
Анализ поделки.
Учитель: Мы с вами будем делать красивые лотосы и создадим “поле” лотосов. Посмотрите и скажите, какой основной материал использован при изготовлении аппликации. /Приложение Работа в технике расписной пластилин к уроку “Символ моей Родины - Лотос”/
Ученик: Пластилин, только он цветной.
Учитель: Правильно, это особая техника называется она – расписной пластилин. Назовите основные элементы композиции аппликации.
Ученик: У лотоса есть лепестки, стебелек, он прямой и еще листочек.
Учитель: Что мы будем использовать в качестве основы нашей аппликации?
Ученик: Картон.
Учитель: Правильно ребята. У вас на партах есть все необходимое – один кусочек белого пластилина, он нужен для серцевинки, два кусочка светло розового пластилина для ближних лепестков и два кусочка ярко розового пластина, который будем использовать для крайних лепесточков лотоса. Что еще есть у вас на партах из материала?
Ученик: Зеленые кусочки.
Учитель: Как вы думаете для чего они нам понадобятся?
Ученик: Для изготовления стебелька и листочка.
Учитель: Правильно.
Объяснение последовательности работы;
Кусочки пластилина раскатать и придать им форму прямоугольника.
Учитель: С чего же мы начнем? Посмотрите на рисунок № 1.
Ученик: Мы должны размять пластилин и раскатать его, придав прямоугольную форму.
Учитель: Правильно. Однако, обратите внимание, на то, что белый прямоугольник должен быть в серединке он должен быть толще, а к краям необходимо уменьшить толщину. Остальные прямоугольники нужно изготовить иначе. Посмотрите.
Сложить их последовательно, соответственно цвету;
Учитель: Следующим этапом является изготовление вот такого “пирога”. Важно правильно сложить прямоугольники по цвету.
Легонько сжать и равномерно уменьшить края получившегося “пирога”
Учитель: Ребята, легонько сдавите получившуюся заготовку, равномерно уплощая края. Посмотрите на рисунок № 2.
Осторожно срезать резачком пластинку расписного пластилина – лепесток.
Учитель: Возьмите заготовку “пирог” в левую руку и, держа резачок правой, охватите проволочкой край. Осторожно потяните резачок, вправо отрезая лепесток. Изготовьте остальные лепестки аналогично. Посмотрите на рисунок № 3.
Собрать лепестки и составить композицию на картоне.
Учитель: Составьте цветок лотоса из лепестков.
Правила работы с пластилином;
- Выбери для работы нужный цвет пластилина.
- Отрежь стекой нужное количество пластилина.
- Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
- По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
Пальчиковая гимнастика
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Вот наш розовый цветок
Развернувшись на восток,
Тихо засыпает, головой качает
(Плавное раскрывание пальцев рук из исходного положения – кулачки: помахивание ими перед собой и медленное опускание их на парту)
Практическая работа
Подготовка пластилина;
Учитель: Каждый кусочек пластилина необходимо разогреть и придать ему форму прямоугольника. Старайтесь, чтобы прямоугольники имели ровную поверхность, в центральной часто были потолще, а краям толщина уменьшалась.
Создание заготовки “Пирог”;
Учитель: Сложите получившиеся пластинки соответственно цвету: белый, розовый, красный, оранжевый. Аккуратно прижимайте каждую следующую пластинку, так, чтобы не образовывалось просветов. Следите, чтобы края получившегося пирога, были тоньше, чем центральная часть.
Изготовление лепестков лотоса;
Учитель: Аккуратно резачком проведите по краю “пирога” и отложите лишнее и ровно отрежьте еще раз – получится первый лепесток лотоса. Следите за тем, чтобы толщина лепестка была одинаковой по всей длине. Изготовьте остальные лепестки аналогично.
Изготовление стебелька и листьев лотоса.
Учитель: отделите немного пластилина зеленого цвета и сделайте “колбаску”. Раскатайте ее на подкладной доске не сильно тонко. Возьмите кусочек зеленого пластилина и разомните его. Сделайте овал и стекой отрежьте небольшой кусочек похожий на полумесяц – это листик лотоса. Посмотрите на рисунок № 4
Аппликационно – композиционная работа – размещение цветка лотоса;
Учитель: Разместите элементы композиции и слегка придавите на картон, который служит фоном.
Подведение итогов урока;
Оценивание;
Анализ выполненных работ;
Выставка работ;
Уборка рабочего места.
Итог урока.