Классный час в 9-м классе "Подвиг длиною в жизнь".

Разделы: Внеклассная работа


Раздел: классное руководство.

Классный час повествует о подвиге Януша Корчака в годы Второй мировой войны, когда Европа пережила ужас Холокоста. Так именуется трагедия европейского еврейства проявившаяся в стремлении фашистов уничтожить всех евреев без различий пола и возраста.

Главное в преподавании этой темы - не шокировать страшными подробностями, говорить не о смерти, а о жизни. Данный классный час как раз и посвящается разговору о жизни, о жизненном подвиге великого педагога, о его потребности оставаться человеком в условиях, исключающих саму возможность жить.

Впервые с темой Холокоста я познакомилась лет восемь назад по материалам приложения к газете “Первое сентября” - “История”. Затем последовало очень полезное для учителя истории сотрудничество с московским НПЦ “Холокост”. Тема эта настолько страшна по своей сути, что учитель, приступивший впервые к её преподаванию, теряется. Как можно говорить с детьми об этом?! Основополагающий принцип НПЦ “Холокост” - не шокировать страшными описаниями, подробностями, говорить не о смерти, а о жизни. Данный классный час как раз и посвящается разговору о жизни, о жизненном подвиге великого педагога, о его потребности оставаться человеком в условия, исключающих саму возможность жить.

Цель: познакомить с подвижнической деятельностью известного педагога Я. Корчака в условиях Холокоста на территории Европы во времена Второй мировой войны.

Задачи: создать представление о политике нацистов в отношении еврейского населения в годы 2-й мировой войны; побудить учащихся к размышлениям о причинах, которые привели к трагедии целого народа и мотивах поступка Яна Корчака, продиктованных общечеловеческими ценностями; вызвать сопереживание.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор и видеомагнитофон. Видеоматериалы: х/ф “Я. Корчак”, компьютерная презентация с фотографиями и словами из дневника Корчака.

Классный час начинается с первого слайда презентации, на котором появляется его название и слова Конфуция “Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту”. Учителю важно не только знакомить с информацией, но и постоянно вести диалог с учащимися, побуждая к активному осмыслению, рассуждению и сопереживанию. ( приложение1)

Детство – прекрасная пора, не правда ли. Вокруг вас заботливые родители, бабушки, дедушки. Вы окружены вниманием и заботой. Каждый день несёт много нового и интересного. Жизнь наполнена мечтами и ожиданиями. А какими ассоциациями наполняются ваши воспоминания о детстве? (Учитель заслушивает ответы учащихся).

Таким оно было и у детишек предвоенной поры. В один миг всё было порушено. Жизнь повернулась чёрной стороной. (приложение1)

Слайд №2. ( На слайде детская фотография Анны Франк, маленькой Анни Горовиц).

- Как Вы думаете, что это за фотографии? - Для чего предназначался документ?

- Представьте, какими эти дети были в то время? Что любили? Как играли?

До Второй мировой войны эти девочки жили в странах Европы. Анни Горовиц во Франции, а Анна Франк в Германии (Далее старшеклассницы рассказывают о детях).

1 - я ученица: После оккупации Франции немцами в 1940г. все евреи обязаны были пройти регистрацию. Это был первый шаг на пути к Холокосту.

Французская еврейка Анни Горовиц (1-е фото) родилась в 1933г. в Страсбурге. Тем не менее, она – по выданному удостоверению личности – зарегистрирована как “иностранка под наблюдением”. Сначала её отправили в лагерь в окрестностях Тура, затем перевели в другой лагерь – Дранси, в пригороде Парижа. 11 сентября 1942г. её депортировали в Освенцим с 31 эшелоном из Франции. Вместе с ней отправили её мать Фриду и семилетнюю сестру Полет. Всего в поезде находились около тысячи мужчин, женщин и детей. По прибытии в Освенцим более 600 из них, включая всех детей, сразу же отправили в газовые камеры.

Анни и Полет – двое из свыше 1,5 миллионов еврейских детей, ставших жертвами Холокоста. В среднем лишь одному из десяти удалось спастись. В Польше же и Прибалтике шансы еврейских детей на выживание были ещё ниже.

2-я ученица: Анна Франк (2-е фото) родилась в 1929г. во Франкфурте- на-Майне. В 13 лет она начала вести дневник, ставший одним из самых известных документальных свидетельств о Холокосте. Сегодня это едва ли не самая читаемая книга в мире. Дневник переведён на 50 языков мира.

Вскоре после прихода к власти Гитлера в 1933г. Анна вместе со своей семьёй бежала в Нидерланды. Родители думали, что теперь нацистам до них не добраться. Но в мае 1940г. немецкая армия оккупировала Нидерланды. Отто Франк, как и многие евреи в Нидерландах, приготовил для семьи тайное укрытие. В июле 1942г. Франкам пришлось им воспользоваться. Вот что писала Анна Франк в своём дневнике 2 мая 1943г.: “…Мы живём в каждодневном напряжении. В напряжении от ожидания и надежды, но также и от страха, когда слышим звуки в доме или на улице, когда ужасно стреляют или когда в газете печатают новые “объявления”, потому что каждый день может произойти и такое, что некоторые из наших помощников вынуждены будут сами здесь скрываться. “Скрываться” стало самым обычным словом”. [2] Несмотря на помощь соседей-неевреев, семье не удалось уйти от рук нацистов. Их арестовали по доносу 4 августа 1944г. Семья была депортирована в Освенцим.

Эдит Франк скончалась незадолго до освобождения Освенцима в январе 1945г. Анну с сестрой Марго отправили в Германию в лагерь Берген-Бельзен. В апреле 1945г. лагерь освободили, но сёстры умерли от тифа за несколько недель до прихода английских войск. Отто Франк пережил Освенцим. Когда он вернулся в Амстердам, друзья семьи передали ему дневник Анны. Позднее он был издан и миллионы людей узнали о девочке, которая день за днём описывала своё пребывание в убежище, но так и не смогла спастись от фашистов.

Учитель: Вся вина этих детей заключалась в том, что они были евреями. А придя к власти в 1933г. в Германии А. Гитлер начал тотальное наступление на еврейское население, считая их главным виновником всех бед немецкого народа. Начались еврейские погромы, детей исключали из школ. В 1939 появились первые гетто в Польше. Для полного уничтожения еврейского населения Европы на территории Польши было создано 6 лагерей смерти (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме), главным из них стал лагерь Аушвиц-Биркенау, близ Освенцима, где погибло 1,5 млн. человек, в том числе свыше 1млн. 100 тыс евреев из 27 стран.

С самого начала евреям был придан статус полностью бесправной группы населения. Если представители другой национальности ещё могли рассчитывать на выживание, то у евреев этого шанса не было. Они были обречены на смерть изначально, все без исключения.

Слайд №3. - Перед вами фотографии из гетто. Какой стала жизнь для детей? Как они выглядят и почему? Что вы думаете? (приложение1)

С первых дней оккупации евреи ограничивались в свободе передвижения, а впоследствии обязаны проживать только в гетто. Всё их имущество конфисковывалось. Евреи не получали никакого вознаграждения за труд. Им запрещалось ходить по тротуарам, выращивать цветы, рожать детей, посещать кинотеатры, школы, слушать радиоприёмники…

- Как вы думаете, могла ли быть иной судьба этих детей? В каком случае?

“Мир слишком опасен, чтобы в нём жить, - и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает” – говорил А. Эйнштейн. Часто жизнь и судьба человека зависят от того, кто его окружает.

Учитель: Вторая мировая и Великая Отечественная… Когда мы говорим о войне, то вспоминаем о значимых сражениях, о героизме наших славных защитников. Но мы не должны забывать и об огромных жертвах среди мирного населения на оккупированных территориях. Мы должны сохранить память о всех погибших. (приложение1)

Слайд № 4. (На нём появляются строчки стихотворения Р. Левина).

Легко о прошлом мы рядим и судим,
Оплакав убиенных сыновей,
Нам докопаться бы до сути
Невиданной трагедии своей.

Роман Левин

Слайд №5. (Фотография Яна Корчака, короткая справка о нём). (приложение1)

Януш Корчак - Генрик Гольдшмит родился в Варшаве в 1878 году в интеллигентной еврейской семье; отец его был известным адвокатом. Литературный псевдоним Януш Корчак он принял юношей… и под этим именем стал одним из самых любимых и почитаемых мыслителей педагогики и детских писателей. Его имя стало символом высоты духа, мудрости педагога и героической любви к детям.

Он рос в ассимилированной еврейской семье. Казалось, Хенрик был поляком, так он любил польский язык, польскую культуру. Но со временем в годы тяжёлых испытаний он приходит к сознательному выбору своей еврейской судьбы.

1-й ученик: Читая дневник Я.Корчака, понимаешь, что и в детстве его интересовали проблемы, решение которых не посильно порой и взрослым.

Из дневника: “Бабушка давала мне изюм и говорила:

- Философ!

Кажется, уже тогда я поведал бабуне в интимной беседе мой смелый план переустройства мира. Ни больше, ни меньше, только выбросить все деньги. Как и куда выбросить и, что потом делать, я толком не знал.

Не надо осуждать слишком сурово. Мне было тогда пять лет, а проблема ошеломляюще трудная: что делать, чтобы не стало детей грязных, оборванных и голодных, с которыми мне не разрешается играть во дворе, где под каштаном, был похоронен в вате в жестяной коробке от леденцов первый покойник, близкий и дорогой мне. На сей раз только кенарь. Его смерть выдвинула таинственную проблему вероисповедания. Я хотел поставить на его могиле крест. Дворничиха сказала, что нельзя, поскольку это птица – нечто более низкое, чем человек. Даже плакать грех. Подумаешь дворничиха. Но хуже, что сын домового сторожа заявил, что кенарь тоже был евреем. И я…”. [4]

Отец его был известным в Варшаве адвокатом. Интеллигентная, обеспеченная семья, красивая квартира, прислуга... Но когда Хенрику исполнилось одиннадцать лет, семью постигло несчастье: отец, добрый и талантливый человек, безнадежно заболел, был помещен в больницу и оттуда уже не вернулся. Семья обеднела, исчезли и богатая квартира и прислуга, пришлось переселиться в бедный район. Хенрик занялся репетиторством: ему надо было содержать мать и сестру, он продолжал учиться а, окончив школу, поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Борьба с болезнями и страданиями стала его целью. Будучи студентом, Хенрик работал в бесплатной читальне для бедных, помогал матери содержать семью.

Юношей он начинает пробовать силы в поэзии, прозе и берёт псевдоним “Януш Корчак”. По завершении обучения Корчак работал в детской больнице, был мобилизован на Японскую войну, после фронта практикует в клиниках Берлина, Парижа, Лондона. В Варшаве он становится знаменитым врачом-диагностом, имеет большую практику. Получая гонорары от богатых пациентов, даром лечит детей бедняков.

И уже в эти годы он пытается осуществить свои мысли о воспитании детей. В 1908г Корчак вступает в благотворительную еврейскую организацию “Помощь сиротам” и руководит приютом для сирот. “Дом сирот” на улице Крохмальной, 92, открывшись в 1911г, просуществовал 30 лет.

Так уже в молодые годы Корчак отказался от возможности создать свою семью, чтобы посвятить себя своим воспитанникам. В большом доме он разместился в маленькой комнатке под крышей. Здесь он и пишет сказки для детей и книги о воспитании для взрослых.

Слайд №6: “Добра в тысячу раз больше, чем зла. Добро сильно и несокрушимо. Неправда, что легче испортить, чем исправить.”( из дневника Я.Корчака) (приложение1)

Учитель: После 1933 во взглядах Корчака на его еврейское происхождение проявляются некоторые изменения. Известный писатель и общественный деятель, у которого столько друзей среди поляков, который кроме еврейских сирот вырастил и несколько поколений польских воспитанников, начинает размышлять об антисемитизме в родной Польше. Посетив Эрец-Исраэль, куда он мечтал перебраться на склоне лет, и встретившись с беженцами из Германии, Корчак осознал - его детям в Польше грозит страшная опасность! Как же бросить еврейских сирот, которым он – и отец, и защитник? А 1 сентября 1939г фашисты напали на Польшу. Началась война.

2-й ученик: (из воспоминаний И. Неверли, 1939):

“Когда объявили мобилизацию, Корчак вынул из нафталина свой майорский мундир и попросился в армию… Начальники в соответствующих инстанциях… обещали, но мало что могли сделать в невообразимом хаосе. …что предпринять для защиты родины?

На Варшаву падают первые бомбы. Сквозь их грохот… люди услышали знакомый … голос: у микрофона польского радио снова стоял старый доктор.… Это не были уже сказочные радиобеседы из области "шутливой педагогики для взрослых и детей". Старый доктор говорил об обороне Варшавы…, о том, как должны вести себя дети в различных ситуациях опасности…

Варшава пала.… В "Доме сирот"… разбитые окна позатыкали, заклеили, чем пришлось, однако осенний ветер гулял по залу. Дети сидели за столами в пальто, а Доктор был в высоких офицерских сапогах, в мундире. Я высказал удивление по поводу того, что все еще вижу на нем эту униформу, вроде ведь он никогда не питал к ней особого пристрастия, напротив…

- То было прежде. Теперь другое дело.

- Пан доктор, но это же бессмысленно. Вы провоцируете гитлеровцев, мозоля им глаза мундиром, которого уже никто не носит.

- То-то и оно, что никто не носит, это мундир солдата, которого предали, - отрезал Корчак. [4]
(Фрагмент из ф. “Януш Корчак” - Я.Корчак в мундире, фашисты входят в Варшаву.)

Он снял его только год спустя, вняв настойчивым просьбам друзей, доказавших, что он подвергает опасности не только себя, но и детей. Во всяком случае, стоит вспомнить о том, что он был в годы оккупации последним офицером, носившим мундир Войска Польского.

В этом мундире Корчак в сороковом году пошел хлопотать о возвращении детям подводы с картофелем, реквизированной немецкими властями во время перевода Дома сирот на территорию еврейского гетто. Его арестовали. Из тюрьмы доктора вырвали (под залог) его бывшие воспитанники и деятели гетто.

Слайд №7: “Кто бежит от истории, того история догонит…
Мы несем общую ответственность не за Дом сирот, а за традицию помощи детям. Мы подлецы, если откажемся, мы ничтожества, если отвернемся, мы грязны, если испоганим ее - традицию лет. Сохранить благородство в несчастии!…”
(приложение1)

1-й ученик: Сотни людей пытались спасти Корчака. Сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы с Неверли, который имел пропуск на два лица, вспоминал он. Доктор не задумываясь отказался. Не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности! А тут двести детей. Как оставить их одних в запломбированном вагоне. И можно ли все это пережить?"…
Днем Корчак ходил по гетто, правдами и неправдами добывая пищу для детей. Он возвращался поздно вечером, иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми руками, пробирался по улице между мертвыми и умирающими.
По ночам он приводил в порядок свои бумаги, свои бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми… и писал дневник.

Слайд №8. ( Слова из дневника Корчака ) и соответствующий фрагмент фильма “Януш Корчак” (Корчак поливает цветы и думает о фашисте, которого видит в окно). ( приложение1)

“Поливаю цветы. Моя лысина в окне - такая хорошая цель. У него карабин. Почему он стоит и смотрит спокойно? Нет приказа. А может быть до военной службы он был сельским учителем или нотариусом, дворником? Что бы он сделал, если бы я кивнул ему головой? Дружески помахал рукой? Может быть, он не знает даже, как все на самом деле? Он мог приехать только вчера, издалека…”. [4] Это последняя строчка Януша Корчака. Он искал человека даже в эсэсовце.

Учитель: В отношении еврейского населения Польши, как и всей Европы, решение гитлеровцев было однозначным – все подлежали ликвидации. Угроза нависла над Домом сирот как и над всем Варшавским гетто.

Слайд № 9. (На нём карта Варшавы с указанием ж/д путей). (приложение1)

- Перед вами карта Варшавы. В чём особенность расположения ж/д путей?

Учитель: Всё рассчитано на то, чтобы удобнее и быстрее можно было перевезти людей по назначению – для концентрации в одном месте и…. для уничтожения.

Слайд № 10. (приложение1)Перед вами умшлагплац - особый перевалочный пункт в гетто. Обычно это любое открытое место, где решалось, кого отправить на смерть, а кто ещё годен для работы. Здесь иногда людям приходилось просиживать целые дни, пока не придут свободные товарные вагоны. . В Варшаве для облегчения депортации провели от Умшлагплац ж/д ветку к основной ж/д. Начиная с 23 июля 1942 день за днём 6-7 тысяч человек отправляли в Треблинку. В августе 1942г. в Треблинку были депортированы 200 детей – сирот, воспитанников детского дома. Вместе с ними был известный врач и педагог Януш Корчак. У Корчака была возможность скрыться, друзья настойчиво предлагали помощь и документы, но он поступил иначе.

2-й ученик: ( Демонстрация фрагмента ф. “Януш Корчак” - шествие детей к вагонам). По воспоминаниям 5 августа 1942года дети вместе с Корчаком и воспитателями выстроились на улице и начали свой последний путь. Старый доктор шёл впереди, держа за руки детей. Это были евреи, которые шли на смерть с честью, они не кричали и не плакали, а только теснились возле своего воспитателя.

Шествие стройной колонны детей удивило нацистов. Что это такое? Коменданту Умшлагплаца сказали, что это Корчак с детьми. Кто это, комендант вспомнил, когда дети были уже в вагонах. Офицер спросил у доктора, не он ли написал “Банкротство маленького Джека”. Услышав утвердительный ответ, предложил доктору остаться… а детям придётся поехать… “Ну нет, дети – это главное!” – твёрдо произнёс доктор и захлопнул дверь изнутри…

Из Варшавы поезд повез детей в Треблинку. Один только мальчик выбрался на волю: С помощью Корчака ему удалось выскользнуть в маленькое окошко товарного вагона. Но и этот мальчик потом, в Варшаве погиб. Говорят, что на стенах одного из бараков в Треблинке остались детские рисунки - больше ничего не сохранилось..
(Далее демонстрация последних фрагментов фильма, где как бы оживает мечта о спасении – вагон не дошёл до места назначения, а добрый доктор и дети смогли спастись).

Учитель: И в 1945 году в Варшаве говорили: "Они живы - Старый Доктор, дети. Их не взял огонь - отступился…. Дети живы.… И Пан Доктор жив. Ходят по селам. Где добрый человек живет - в дверь постучатся.… А если злой живет - не стучатся…” [4].

- Почему Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была?

Учитель: Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье. Он не смог бы спасти уже обречённых детей, но приблизил бы победу и тем самым сберёг бы жизнь других людей. Однако Корчак избирает свой путь: он идёт на самопожертвование, чтобы в трудный час быть моральной поддержкой для сирот, примером нравственной стойкости.

Слайд №11. (приложение1) На нём слова Сократа: “В каждом человеке солнце, только дайте ему светить”.

Учитель: Так говорил Сократ. Для тех еврейских детей Януш Корчак был больше, чем солнце, потому, что “светить” или просто жить у него практически не было никакой возможности. Но он жил, сохраняя человечность и вселяя надежду в души своих воспитанников.

Стоит вернуться к словам Конфуция, прозвучавшим в начале урока – “Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту” и предложить учащимся объяснить её смысл в данном контексте. После обсуждения демонстрируется последний слайд.

Слайд №12. (приложение1) Медленно появляются фотографии детей, ученица читает стихотворение Иды Островской “Чуть заметные от пули дырочки…”

Чуть заметные от пули дырочки –
Одежонки – целый грузовик!..
Сколько же вас –
Сенечки да Фирочки?
Сколько пуль
прервали детский крик?!
Дни и ночи о погибших спрашивай,
Растревожь людей живых покой, -
Сколько же расстрелянных и иль заживо
Перемешанных с сырой землёй?
Не сыскать песчинки, не пропитанной
Кровью жертв безвинных, не сыскать…
Бойне, до сих пор нигде не виданной,
Злодеяньям – ждать расплаты. Ждать![3]

Используемая литература:

1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР - М., Фонд “Холокост”, 2001, 80с.,
2. Брухфельд С., Левин П. “Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945. – М., “Текст”, 2000 ,
3. Помнить, чтобы жить. Составитель Альтман И.А. М., “МИК”, 2006.
4. “Януш Корчак”(http://holocaust.ioso.ru/history/22.htm).