Цель урока:
- знакомство с новым звуком [ч,] и новыми буквами.
Задачи урока:
- создать условия, чтобы все учащиеся узнавали буквы Ч,ч в слове и научились читать слова с этой буквой;
- создать условия для развития фонематического слуха учащихся;
- создать условия для формирования навыка чтения слов и предложений с изученными буквами (правильность, плавность, выразительность, осознанность чтения);
- создать условия для развития речи, внимания, памяти, способности анализировать, обобщать;
- работать над формированием орфографической зоркости учащихся;
- создать условия для воспитания чувства дружбы и товарищества;
- продолжать работу по формированию у учащихся основы учебной деятельности.
Оборудование: учебник “Русская Азбука” В.Г. Горецкого и др., схемы для звукового анализа, наборное полотно, книга Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”, конверт с буквами, иллюстрация к сказке Успенского, предметные картинки (печка, речка, лучи, облачка, зайчик, лисичка, уточка, чемодан, поезд, чай, конфеты, торт, печенье, варенье), карточка с печатными и письменными буквами Ч,ч .
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
И книжки, и тетрадки,
И мысли – всё в порядке.
II. Повторение пройденного материала.
- Ребята, сегодня мне пришло письмо. Нас приглашают в гости герои замечательной сказки Эдуарда Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот” (показ книги). Как же мы будем добираться туда? Вам поможет ответить на этот вопрос слово, которое спрятано в этом конверте. Но буква рассыпались. Расставим их так, чтобы получилось слово.(1 ученик работает у доски).
- Какое слово получилось? (Вагон) (Картинка выставляется на доску).
- Составим схему этого слова (1 ученик работает у доски, остальные на парте).
- Сколько слогов в этом слове? (2)
- Почему? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
- Назовите 1 слог. (Ва)
Какое слияние? (Твёрдое)
- Назовите 2 слог (гон). Какое слияние? (Твёрдое). Назовите последний звук [н]. Какой он? (Согласный, твёрдый, непарный, звонкий).
. | . | . |
- Какой слог ударный? (Второй).
- Вы догадались, что мы отправляемся в путешествие в вагоне поезда. А тем временем в Простоквашино с нетерпением ждут гостей.
III. Постановка цели и задач урока.
- Кот Матроскин, лёжа на печи, размышляет. Послушайте о чём. Какой звук чаще всего встречается в словах? (Во время рассказа на доске появляются картинки, в которых встречается новый звук).
Кот молча, лежит на печке и смотрит в окно. Течёт и тихо журчит речка. Солнце шлёт на землю свои горячие лучи. По небу плывут облачка. Одно облачко как зайчик, другое - как лисичка, а третье похоже на уточку.
- Кто же такие облачка делает? – задумчиво спрашивает Матроскин. А вот кто: солнечные лучики и речка.
Учитель: Какой звук вы услышали чаще других?
Ученики сразу называют звук [ч,],
Тема урока: “Буква Ч”, которую ещё не изучали;
Цель урока: познакомиться с буквой Ч.
Задачи урока:
- научиться узнавать букву Ч;
- познакомиться с новым звуком;
- научиться читать слоги и слова с буквой Ч;
Учитель создаёт условия для того, чтобы цель урока и задачи дети сформулировали сами.
IV. Первичное введение нового материала.
- Произнесите ещё раз слова, рисунки к которым вы видите. Послушайте, как звучит звук [ч,]. (Печка, речка, лучи, облачко, зайчик, лисичка, уточка).
- Какой звук [ч,] гласный или согласный? Почему?
- Звонкий или глухой?
- Твёрдый или мягкий? (Всегда мягкий, непарный).
- Каким цветом будем обозначать на схеме? (Зелёным).
- Кто повторит весь рассказ, используя слова со звуком [ч,].
- Отгадайте загадку и вы узнаете, что мы возьмём с собой в путешествие.
Когда лежу на месте,
Не раскрывая рта,
Во мне скажу по чести,
Такая пустота!
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.
Мне видно от рожденья
Такой характер дан,
Что я люблю движенье,
На то я … (чемодан). (Показ картинки).
- Где стоит звук [ч,] в этом слове?
- Послушайте слова и скажите, где вы слышите звук [ч,]. (Чулан, пачка, чудо, солнце, кочан, мяч).
- Наш поезд тронется тогда, когда мы 3 раза произнесём скороговорку.
Я колёсами стучу, быстро вас домчать хочу. (3 раза).
(Поезд сдвигается)
- Какой звук часто повторяется в скороговорке?
На письме звук [ч,] обозначается буквой Ч.
- Кто может показать эту букву в алфавите?
- На что похожа печатная буква Ч?
- Да, вы правильно решили
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. (Показ картинки).
- Для чего нужны 2 буквы?
- Укажите место этой буквы на ленте букв.
Чтение слияний, слов.
- Прочитайте слияния:
- ча – с радостью,
- чо – с удивлением,
- чу – пропеть,
- че – с грустью,
- чи – с вопросом.
- Как на схеме обозначим эти слияния?
- Почему? (Звук [ч,] всегда мягкий).
- Не все гласные используют для письма слогов с буквой ч. Нет букв ы, э, ю, я. Запомните, как пишутся слоги ча- чу. Это продолжим изучать на уроке письма.
- Вот мы и на станции Простоквашино. Нас ждут друзья. (На доске картинки героев сказки).
- Чем они собираются нас угощать? (На доске предметные картинки: чай, конфеты, торт, печенье, варенье).
- Среди угощений выберите те, в названии которых есть звук [ч,].(Чаем с печеньем).
- Матроскин и Шарик предлагают не только вкусное угощение, но и игру в слова.
чай чистые
чашки честный
человек чудесный
часы точные
- Прочитайте слова. К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика.
- Что получилось? Прочитайте. (Чудесный чай, чистые чашки, точные часы, честный человек).
- Что интересного заметили? Слова начинаются со звука [ч,].
- Составьте с любым из этих слов предложение. (В Москве самые точные часы. В гостях у Матроскина мы пили чудесный чай.)
V. Физкультминутка
- После застолья мы, гости, решили оставить о себе добрую память. Мы предложили посадить в палисаднике около дома несколько деревьев. Я буду перечислять названия деревьев. Если в них есть звук [ч,], вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук [ч,] отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.
Вишня, слива, черёмуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, берёза.
VI. Первичное закрепление
Работа с текстом.
- Вы знаете, что Дядя Фёдор, хоть и мал ещё, но очень серьёзный и самостоятельный. Он многое умеет делать. Какое занятие одно из самых любимых? Это вы узнаете, если расставите книги на полочке. Сначала высокие, потом низкие. (1 ученик работает у доски).
- Прочитайте слово, которое у вас получилось. (Чтение).
- Давайте и мы почитаем слова с доски. (Мяч, мячик, скачу, скачет, девочка, Танечка).
- Прочитайте слова, где буква ч стоит в конце слова.
- Прочитайте слова, где буква ч стоит в середине слова.
- Когда мы употребляем слово мяч, а когда мячик? Таня и Танечка?
- Откройте “Азбуку” на стр. 132. Какие игры с мячом вы знаете?
- Прочитайте текст. (Чтение “про себя”, хором в медленном темпе, хором целыми словами.)
- Во что играли девочки? (Девочки играли в мяч.)
- Что сказано о мяче? (Мяч помчался.)
- Как по-другому можно сказать? (Покатился, поскакал.)
- Как звали девочек? (Девочек звали Катя, Оля, Таня.)
- Как написаны их имена? (Имена написаны с большой буквы.)
- Найдите и прочитайте предложение, которое соответствует этой схеме.
На доске схема: I___ ___ ___ ___.
- Найдите и прочитайте предложение с восклицательным знаком в конце. (Встали девочки в круг.)
- О ком все эти предложения? (Эти предложения о девочках.)
- Можно ли то, что вы прочитали назвать текстом?
- Какое название дали бы этому тексту? (Игра в мячик. Весёлый мячик.)
- Весело было девочкам? Почему? ( Девочки играли в мячик дружно.)
- Пока мы читали, Матроскин и Шарик успели поссориться. Чтобы их помирить, почтальон Печкин принёс журнал с очень интересным рассказом Ушинского.
На доске текст. Говорит брат сестре: “Не тронь моего волчка”. Отвечает сестра брату: “А ты не тронь моих кукол”. Дети расселись по разным углам; но скоро им стало скучно.
- Прочитайте по “цепочке”.
- Что говорит брат?
- Что отвечает сестра?
- Как нужно прочитать слова брата и сестры? (Громко, сердито).
VII. Физкультминутка
- Встаньте, повернитесь лицом друг к другу. Изобразите на лице такую же гримасу, как на рисунке 1 (2, 3).
…
- Садитесь. Выберите лицо человека, который мог бы прочитать эти слова.
- Почему? (Злой, рассерженный).
- Произнесём эти слова так, чтобы мы почувствовали, что брат и сестра сердятся друг на друга.
Инсценировка.
- Прочитайте последнее слово. (Скучно)
- Отчего детям стало скучно? (Расселись по разным углам).
Игра “Собери пословицу”. Почему так говорят?
На доске:
Вместе | тесно, | а | врозь | скучно. |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Послушали Матроскин и Шарик этот рассказ, ваши советы и решили, что больше никогда не будут ссориться.
- Наше путешествие подошло к концу. (Предложить детям высказаться по уроку, используя слова, записанные на доске.)
- научился…
- узнал …
- понравилось …
- затруднялся …
- поделюсь …
- расскажу …
- Если вам понравилось в гостях у Матроскина и Шарика, то вы можете продолжить знакомство с этими персонажами на страницах книги Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот” (показ книги)
- Спасибо всем за урок.