Урок трудового обучения. "Украшение одежды вышивкой. Шов «крестик»"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • познакомить с ролью костюма в облике человека и историей русского национального костюма; научить выполнять шов “крестик”; развивать художественный вкус; приобщать к духовно-нравственным ценностям России; воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Оборудование:

  • образцы русской народной вышивки, плакаты “Русский национальный костюм”, иголки, нитки “мулине”, заготовки цветных сарафанов и кукол из картона (на стенде), скотч, бумага в клетку, ножницы.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка рабочего места.

-На партах у вас лежат материалы для урока:

  • Заготовка цветного сарафана (Рис4)
  • Заготовка куклы из картона (Рис3)
  • Полоски бумаги в клетку
  • Цветные нитки
  • Скотч
  • Иголки
  • Ножницы.

Сообщение темы. Мотивация.

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей русского национального костюма, научимся украшать одежду, используя шов “крестик”.

Сценка:

1 девочка: “Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
Можно мне хотя бы раз
Выйти в люди, не стыдясь?”

Учитель: А ей зеркальце в ответ:

2 девочка: Ты прекрасна, спору нет;

Но одета не по моде.
Это главное ведь вроде.
В моде вышивка сейчас –
Это знает весь ваш класс.
Ты, девица, не ленись,
За работу-ка берись.
Будешь ты и впрямь тогда
И нарядна, и мила.

Знакомство с русским национальным костюмом.

Вхождение в тему.

Сегодня на уроке мы будем вышивать сарафан для куклы.

Как вы думаете, а зачем нужно украшать одежду вышивкой?

Почему одежда “выходит из моды”? Что это значит?

(Меняется время, меняется и одежда.)

- Ребята, а кто шьет одежду?

А вы знаете, что в России до 14 века любую одежду называли порты, а мастеров, ее сшивших, - портными. В 16 веке появилось новое слово для обозначения любой одежды – платье, а портами стали называть только брюки. Портных именовали по-разному, в зависимости оттого, что они шили: сарафанники, кафтанники, шубники, шапочники. Шили платья вручную, сначала костяными иглами, а с 14 века металлическими, которые выковывали кузнецы. Иглы из металла считались редкостью и стоили очень дорого.

Рассказ-беседа о русском национальном костюме.

Одежда в России, кроме своей главной функции – согреть человека, играла еще одну, но очень важную роль. Вспомните, ребята, пословицу: “Встречают по одежке – провожают по уму”.

- Как вы понимаете смысл этих слов?

В самом деле, по тому, как одет человек, можно о нем сказать почти все. В основе русского национального костюма была рубаха. У мужчин она была первым слоем одежды, а женщины под рубаху надевали не очень длинную сорочку без рукавов. Рубашка же была длинной, до пят, с длинными рукавами, причем носили их и крестьянки, и дворянки. Различались рубашки не столько фасоном, сколько материей, из которой ее шили. Богатые носили платья из роскошных, привезенных из дальних стран тканей: тонкое сукно, бархат, шелк, парча. Простолюдинки шили одежду из материй, которые делали ремесленники в слободах или у себя дома. Это такие ткани: холст, льняное полотно, шерстяное сукно. Богатые девушки украшали свою одежду жемчугом, бисером, вышивкой. Простые же девушки стремились тоже по мере сил и возможностей украсить свой костюм. Делали они это вышивкой. Не так дорого, зато всю душу вкладывали они в эту работу, ведь от того, насколько ты искусна и трудолюбива, часто зависела судьба, удачное замужество. Узоры и цветовые сочетания русской народной вышивки играли роль оберегов. Обереги оберегали, охраняли от злых сил и болезней. Особенно часто в орнаменте повторялись фигуры птиц, солнца и т. д. Любимый цвет – красный. Он считался солнечным знаком – символом небесного огня. Белый цвет символизировал весеннюю нетронутую землю. Придет весна, жаркое солнце согреет землю, и возродится новая жизнь. Третьим слоем одежды у простых девушек был сарафан – это одежда без рукавов, снизу до верху застегивающаяся на пуговицы. У богатых же третьим слоем одежды был “летник”. Его шили из богато расписанного шелка, но он был с очень, очень длинными рукавами. Причем порой рукава доставали пола. Понятна ли вам теперь пословица “Работать спустя рукава”?

Как вы ее понимаете?

Анализ образца работы.

Ребята, посмотрите на образцы вышивок.

- Что общего в этих вышивках?

(Все они выполнены швом “крестик”.)

Почему он так называется?

Посмотрите на изнаночную сторону работы.

- Как сделана вышивка на сарафане у куклы?

(Использовалась бумага в клетку.)

Для вышивки “крестиком” часто используется канва – ткань с очень редким переплетением нитей. У нас эту роль будет выполнять бумага в клетку.

Знакомство со швом “крестик”.

Шов “крестик” - один из самых распространенных швов для отделки одежды, украшения занавесок, подушек, салфеток.

Он состоит из стежка вперед и стежка назад:

  • выводим иголку с изнаночной стороны на лицевую в левом нижнем уголке;
  • делаем наклонный стежок в правый верхний угол, продевая иголку с лицевой стороны на изнаночную;
  • на изнаночной стороне делаем стежок в правый нижний угол и выводим иголку на лицевую сторону;
  • делаем наклонный стежок в левый верхний угол, продевая иголку с лицевой стороны на изнаночную.

Получился “крестик”.

Для того чтобы сделать несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, выполняют сначала стежки в одну сторону, а потом покрывают их вторым рядом стежков.

  1. Повторение правил безопасной работы с иглой.
  2. Хранить иголку только в игольнице.
  3. Не оставлять иголку на рабочем месте без нитки.
  4. Не брать иглу в рот и не играть с ней.
  5. Не втыкать иглу в одежду.
  6. Не отвлекаться во время работы с иглой.

Практическая часть.

План работы:

  1. Отрежьте полоску бумаги шириной 3 – 5 клеток, длиной, равной низу сарафана. Эта полоска служит канвы.
  2. Прикрепите полоску на изнаночную сторону сарафана скотчем или клеем-карандашом.
  3. Возьмите иголку и сделайте проколы в местах пересечения вертикальных и горизонтальных линий в два ряда.
  4. Вденьте нитку в иголку и завяжите узелок.
  5. Закрепите нитку на изнаночной стороне изделия с помощью скотча.
  6. Сделайте ряд наклонных вправо стежков. / / / / / / / /
  7. Сделайте ряд наклонных влево стежков. / / / X X X X
  8. Закрепите конец нити на изнаночной стороне с помощью скотча.

Физкультминутка.

Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть.
Раз, два, три, четыре, пять –
Быстро глазки закрывать.
Шесть, семь – их открыть.
И на руки посмотреть.
Головою не верти,
Только глазками води:
Вверх, вниз, вправо, влево.
Отдохнули?! Это верно.

Самостоятельная работа учащегося.

Учащиеся самостоятельно подбирают нитки для вышивки сарафана и работают 6 – 7 минут по намеченному плану.

(Учитель осуществляет помощь учащимся, у которых возникают затруднения.)

Выставка работ.

Вышитые сарафаны дети одевают куклам (куклы вырезаются из белого картона заранее) и прикрепляют к стенду с помощью булавок. Так куклы выстраиваются в круг, попарно, небольшими группами.

- Как вы думаете, какие русские народные песни могли исполнять девушки в хороводе?

- Какие потешки, прибаутки, шутки можно было услышать во время гуляния?

Оценка работ.

Итог урока:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему вы научились?
  • Какой шов использовали для отделки сарафана?
  • Где можно использовать шов “крестиком”?