Цели и задачи:
- познакомить с ролью костюма в облике человека и историей русского национального костюма; научить выполнять шов “крестик”; развивать художественный вкус; приобщать к духовно-нравственным ценностям России; воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование:
- образцы русской народной вышивки, плакаты “Русский национальный костюм”, иголки, нитки “мулине”, заготовки цветных сарафанов и кукол из картона (на стенде), скотч, бумага в клетку, ножницы.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка рабочего места.
-На партах у вас лежат материалы для урока:
- Заготовка цветного сарафана (Рис4)
- Заготовка куклы из картона (Рис3)
- Полоски бумаги в клетку
- Цветные нитки
- Скотч
- Иголки
- Ножницы.
Сообщение темы. Мотивация.
Сегодня на уроке мы познакомимся с историей русского национального костюма, научимся украшать одежду, используя шов “крестик”.
Сценка:
1 девочка: “Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
Можно мне хотя бы раз
Выйти в люди, не стыдясь?”
Учитель: А ей зеркальце в ответ:
2 девочка: Ты прекрасна, спору нет;
Но одета не по моде.
Это главное ведь вроде.
В моде вышивка сейчас –
Это знает весь ваш класс.
Ты, девица, не ленись,
За работу-ка берись.
Будешь ты и впрямь тогда
И нарядна, и мила.
Знакомство с русским национальным костюмом.
Вхождение в тему.
Сегодня на уроке мы будем вышивать сарафан для куклы.
Как вы думаете, а зачем нужно украшать одежду вышивкой?
Почему одежда “выходит из моды”? Что это значит?
(Меняется время, меняется и одежда.)
- Ребята, а кто шьет одежду?
А вы знаете, что в России до 14 века любую одежду называли порты, а мастеров, ее сшивших, - портными. В 16 веке появилось новое слово для обозначения любой одежды – платье, а портами стали называть только брюки. Портных именовали по-разному, в зависимости оттого, что они шили: сарафанники, кафтанники, шубники, шапочники. Шили платья вручную, сначала костяными иглами, а с 14 века металлическими, которые выковывали кузнецы. Иглы из металла считались редкостью и стоили очень дорого.
Рассказ-беседа о русском национальном костюме.
Одежда в России, кроме своей главной функции – согреть человека, играла еще одну, но очень важную роль. Вспомните, ребята, пословицу: “Встречают по одежке – провожают по уму”.
- Как вы понимаете смысл этих слов?
В самом деле, по тому, как одет человек, можно о нем сказать почти все. В основе русского национального костюма была рубаха. У мужчин она была первым слоем одежды, а женщины под рубаху надевали не очень длинную сорочку без рукавов. Рубашка же была длинной, до пят, с длинными рукавами, причем носили их и крестьянки, и дворянки. Различались рубашки не столько фасоном, сколько материей, из которой ее шили. Богатые носили платья из роскошных, привезенных из дальних стран тканей: тонкое сукно, бархат, шелк, парча. Простолюдинки шили одежду из материй, которые делали ремесленники в слободах или у себя дома. Это такие ткани: холст, льняное полотно, шерстяное сукно. Богатые девушки украшали свою одежду жемчугом, бисером, вышивкой. Простые же девушки стремились тоже по мере сил и возможностей украсить свой костюм. Делали они это вышивкой. Не так дорого, зато всю душу вкладывали они в эту работу, ведь от того, насколько ты искусна и трудолюбива, часто зависела судьба, удачное замужество. Узоры и цветовые сочетания русской народной вышивки играли роль оберегов. Обереги оберегали, охраняли от злых сил и болезней. Особенно часто в орнаменте повторялись фигуры птиц, солнца и т. д. Любимый цвет – красный. Он считался солнечным знаком – символом небесного огня. Белый цвет символизировал весеннюю нетронутую землю. Придет весна, жаркое солнце согреет землю, и возродится новая жизнь. Третьим слоем одежды у простых девушек был сарафан – это одежда без рукавов, снизу до верху застегивающаяся на пуговицы. У богатых же третьим слоем одежды был “летник”. Его шили из богато расписанного шелка, но он был с очень, очень длинными рукавами. Причем порой рукава доставали пола. Понятна ли вам теперь пословица “Работать спустя рукава”?
Как вы ее понимаете?
Анализ образца работы.
Ребята, посмотрите на образцы вышивок.
- Что общего в этих вышивках?
(Все они выполнены швом “крестик”.)
Почему он так называется?
Посмотрите на изнаночную сторону работы.
- Как сделана вышивка на сарафане у куклы?
(Использовалась бумага в клетку.)
Для вышивки “крестиком” часто используется канва – ткань с очень редким переплетением нитей. У нас эту роль будет выполнять бумага в клетку.
Знакомство со швом “крестик”.
Шов “крестик” - один из самых распространенных швов для отделки одежды, украшения занавесок, подушек, салфеток.
Он состоит из стежка вперед и стежка назад:
- выводим иголку с изнаночной стороны на лицевую в левом нижнем уголке;
- делаем наклонный стежок в правый верхний угол, продевая иголку с лицевой стороны на изнаночную;
- на изнаночной стороне делаем стежок в правый нижний угол и выводим иголку на лицевую сторону;
- делаем наклонный стежок в левый верхний угол, продевая иголку с лицевой стороны на изнаночную.
Получился “крестик”.
Для того чтобы сделать несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, выполняют сначала стежки в одну сторону, а потом покрывают их вторым рядом стежков.
- Повторение правил безопасной работы с иглой.
- Хранить иголку только в игольнице.
- Не оставлять иголку на рабочем месте без нитки.
- Не брать иглу в рот и не играть с ней.
- Не втыкать иглу в одежду.
- Не отвлекаться во время работы с иглой.
Практическая часть.
План работы:
- Отрежьте полоску бумаги шириной 3 – 5 клеток, длиной, равной низу сарафана. Эта полоска служит канвы.
- Прикрепите полоску на изнаночную сторону сарафана скотчем или клеем-карандашом.
- Возьмите иголку и сделайте проколы в местах пересечения вертикальных и горизонтальных линий в два ряда.
- Вденьте нитку в иголку и завяжите узелок.
- Закрепите нитку на изнаночной стороне изделия с помощью скотча.
- Сделайте ряд наклонных вправо стежков. / / / / / / / /
- Сделайте ряд наклонных влево стежков. / / / X X X X
- Закрепите конец нити на изнаночной стороне с помощью скотча.
Физкультминутка.
Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть.
Раз, два, три, четыре, пять –
Быстро глазки закрывать.
Шесть, семь – их открыть.
И на руки посмотреть.
Головою не верти,
Только глазками води:
Вверх, вниз, вправо, влево.
Отдохнули?! Это верно.
Самостоятельная работа учащегося.
Учащиеся самостоятельно подбирают нитки для вышивки сарафана и работают 6 – 7 минут по намеченному плану.
(Учитель осуществляет помощь учащимся, у которых возникают затруднения.)
Вышитые сарафаны дети одевают куклам (куклы вырезаются из белого картона заранее) и прикрепляют к стенду с помощью булавок. Так куклы выстраиваются в круг, попарно, небольшими группами.
- Как вы думаете, какие русские народные песни могли исполнять девушки в хороводе?
- Какие потешки, прибаутки, шутки можно было услышать во время гуляния?
Оценка работ.
Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Чему вы научились?
- Какой шов использовали для отделки сарафана?
- Где можно использовать шов “крестиком”?