Цель:
- формирование художественного вкуса у детей;
- углубление и расширение литературоведческих знаний;
- организация активной речевой деятельности учащихся;
- формирование культуры речевого поведения;
- развитие творческого воображения и литературных способностей детей;
- воспитание культурного, высоконравственного человека.
Участники: учащиеся 1-2 классов.
Подготовительная работа с учащимися (творческая группа): разучивание стихов, инсценировка сказок.
Оборудование: аудиозапись с детскими песнями, видеозапись телепередачи “Твинисы”, , выставка книг со сказками, костюмы для инсценировки.
Ход занятия:
Дети входят в класс под музыку.
Ученик 1.
О, сказки! О бессмертные творенья,
Кудлатых предков наших сочиненья,
На полках не лежавшие вовек!
Кто вас творил?
Доподлинно известно:
Русоволосый, живший повсеместно,
С умом расхожим русский человек. (С.Викулов “Русские сказки” )
Ученик 2.
Говорят, вымирают сказки,
Те, что раньше
из рода в род,
Те, что впитывались с коляски
И живили, как хлеб и мед.
Век генетики, кибернетики...
Место вымыслу не дано.
Сказки бабушек нашим детям
Заменил телевизор давно...
Ученик 3.
Только что же мы замираем,
Будто там, высоко, за горой,
Не заря, горячась, догорает,
А Жар-птица роняет перо?
Отчего, забывая о деле,
Мы казним себя тяжело,
Словно лебеди той не успели
Довязать из крапивы крыло?
Почему привечаем, жалеючи,
Странных чудищ, внушающих страх?
И единственного царевича
Ждем в панельных своих теремах? (Л.Кудрявская “Сказки”)
Учитель Сказки.. Они сопровождали народ на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку. Сказки встречают нас, когда мы только приходим в этот мир, сказки сопровождают нас всю жизнь: учат добру, мудрости, вере в человека, учат удивляться и наслаждаться, любить окружающий мир и жить в нем. И одно в сказках остается нерушимым – добро всегда побеждает зло.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
Сегодня мы собрались поговорить о сказках, но вначале я хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки…
Викторина “Угадай сказку”:
- Герой, какой сказки любил повторять: “Ничего, дело-то житейское”?
- В какой сказке домашнее животное с удовольствием носит обувь?
- Героиню, какой сказки называли не по имени, а по предмету одежды?
- В какой сказке убрать овощ с огорода смогли только всей семьей?
- В какой сказке героиня-красавица была вынуждена носить одежду из кожи лягушки?
- Герой, какой сказки доказал: хвостом рыбы не наловишь?
- Герой, какой сказки жил со своими друзьями-коротышками в Солнечном городе?
- А в какой сказке принцессу унес ураган в лес к диким зверям? Что произошло с Золушкой после свадьбы? В какой сказке злая колдунья похищает принцессу с помощью волшебного цветка?
- Вы не знаете таких сказок? Неудивительно, ведь эти сказки мы сочинили сами на занятиях нашего кружка.
- В этих сказках мы расскажем о том кто такие Мишки Панди, почему котенок Пушок был одинок, как путешествуют лошади и другие животные…
Представление детьми своих сказок, сочиненных на занятиях кружка в течение года.
Сообщение темы и цели занятия.
- Мы пригласили вас на наше занятие, чтобы научить сочинять сказки. Но сначала нужно выяснить какие же бывают сказки.
Инсценирование сказок детьми
Волк и лиса. ( С.Я. Маршак)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
-Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела
,Голова пока цела.
Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок,
Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!
Старуха, дверь закрой! (С.Я.Маршак)
Под праздник, под воскресный день,
Пред тем как на ночь лечь,
Хозяйка жарить принялась,
Варить, тушить и печь.
Стояла осень на дворе,
И ветер дул сырой.
Старик старухе говорит:
- Старуха, дверь закрой!
- Мне только дверь и закрывать,
Другого дела нет.
По мне – пускай она стоит
Открытой сотню лет!..
Так без конца между собой
Вели супруги спор,
Пока старик не предложил
Старухе уговор:
- Давай, старуха, помолчим.
А кто откроет рот
И первый вымолвит словцо,
Тот двери и запрет!
“Сказка о мертвой царевне…” (А.С.Пушкин)
…Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело –
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех красивей и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты прекрасна, спору нет”…
Учитель. Кто герои этих сказок? О каких событиях в них рассказывается?
Ученики. Первая сказка о животных. Во второй действие происходит в повседневной жизни
с обычными людьми. Это сказка бытовая. А в третьей присутствуют волшебные предметы.
Это волшебная сказка.
На доске появляется запись “Сказки о животных, бытовые, волшебные”
Учитель. А теперь попробуем сами сочинить сказку. Пусть у первого ряда это будет сказка
о животных, у второго – бытовая, а у третьего ряда – волшебная (каждый участник получает карточку):
Сказка про
______________________ .Однажды ___________ и ___________ нашли _____________ .
Стали думать, как разделить. Мимо _______________ ____________________ .
- Я помогу вам, - говорит. - Ты возьми ___________, а ты _________________ .
__________ и __________ так и сделали. А потом
______________________________________________________
и благодарили ______________ за добрый совет.
Физкультминутка.
Учитель. Я буду рассказывать сказку, вы показывать движениями.
Маленький мальчик
В маленькой лодке
В маленьком море плывёт.
Маленький ветер
По маленьким волнам
Лодочку гонит вперёд.
К маленькой гавани
В маленький город
Мальчик приплыл, наконец.
Маленький парус
Спущен на мачте,
И маленькой сказке конец.
Учитель. Мы говорили, что все сказки можно разделить на три группы по содержанию. Но послушайте отрывки из двух сказок и сравните их.
Ученик. В некотором царстве, в некотором государстве жил старик. И было у него три сына. Двое старших – умные, а третий Иван-дурак ничего не делал, все на печи лежал.
Ученик.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак. (П.Ершов)
Ученики Первая сказка народная, а вторая авторская, её написал П.Ершов.
Первая сказка написана в прозе, а вторая в стихах.
Учитель. Сегодня мы попробуем научиться сочинять стихи. Но вначале ответьте, без чего не бывает стихов?
Ученики. Без рифмы.
Ученик А что такое рифма?
Посмотрите, как это объясняют Твинисы, герои популярной детской передачи.
(Дети просматривают видеозапись передачи “Твинисы. Апельсин Майло”)
Вывод: Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Учитель. На занятиях нашего кружка мы учились сочинять стихи. Вот послушайте некоторые из них.
Дети читают свои стихи, сочиненные на занятиях кружка в течение года.
Розы. Урок письма.
Алые розы, прекрасные розы.
Растут эти розы зимой на окне.
Растут эти розы и летом
На радость тебе, на радость и мне.
Есть разные розы,
Есть свежие розы,
Есть вялые розы,
Но все они чудо!
Розы…
Мы в прописи пишем красиво,
Не криво.
И если мы пишем красиво,
Нас хвалят за то, что не криво.
Море.
Светит солнышко над морем,
Горы тоже рядом с морем.
Чудо, чудо, чудеса…
Море – это красота!
(Олейникова Юлия)
Учитель. Но прежде, чем учиться стихосложению мы научим вас сочинять рифмованные строчки. Вот послушайте.
Ра –ра –ра, ра –ра –ра
На дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру
Собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
Покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра
Очень рада детвора. (Л.П.Успенская, М.Б.Успенский)
- А такие рифмованные строчки получились у нас…
Дети читают свои строчки, сочиненные на занятиях кружка в течение года.
Учитель. А теперь попробуйте свои силы:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Есть у нас ………………...
Хи-хи-хи, хи-хи-хи
…………………………………….
За-за-за, за-за-за
Здесь привязана ……
Зу-зу-зу, зу-зу-зу
……………………………………
На-на-на, на-на-на
…………………………………...
Ну-ну-ну, ну-ну-ну
…………………………………..
………………….................
………………………………...
………………………………...
…………………………………
Итог
На сегодняшнем занятии мы учились сочинять сказки. Какие это были сказки? Волшебные, о животных, бытовые. Мы узнали, что сказки бывают авторские и народные, написанные в прозе и стихах. Учились сами подбирать рифму. Все сказки получились разные, но главное чему они нас учат это то, что добро всегда побеждает зло, а терпение, трудолюбие, сострадание обязательно будут вознаграждены.
Прощальная игра (Д.Чиарди)
А вот прощальная игра…
Нам книгу закрывать пора:
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “НАОБОРОТ”.
Скажу я слово “ВЫСОКО”,
А ты ответишь: НИЗКО.
Скажу я слово “ДАЛЕКО”,
А ты ответишь: …………. .
Скажу я слово “ПОТОЛОК”,
А ты ответишь: ……………
Скажу я слово “ПОТЕРЯЛ”,
И скажешь ты: ……………!
Скажу тебе я слово “ТРУС”,
Ответишь ты: ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ты отвечай: …………….!