Цели урока:
- Расширить знание детей о служебных частях речи.
- Познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами и правописанием глаголов-исключений, не употребляющихся без не.
- Развивать орфографическую зоркость. Формировать умение анализировать, обобщать, классифицировать. Развивать устную и письменную речь учащихся.
- Прививать любовь к родному русскому языку, к поэзии А.С. Пушкина. Воспитывать чувство патриотизма.
- Формировать умение общаться, слушать друг друга.
Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, конверты со словами и планом работы для работы в группах, аудиозапись “Осенняя песнь” П.И. Чайковского.
Ход урока
I Организационный момент (мотивационный этап).
Учитель читает стихотворение:
Я скажу Вам напрямик:
Русский – мой родной язык.
Знаю я наверняка:
Нет богаче языка,
И красивее его
Я не знаю ничего
- Понравилось стихотворение? О чем оно? Хотите знать, кто автор?
- Я думаю, автор заслуживает аплодисментов. Эти аплодисменты тебе, Женя!
- Я начала урок со стихотворения вашей одноклассницы Жени Осенковой, чтобы наше с ней поэтическое настроение передалось и вам, ребята, и нашим гостям. Женя посвятила это стихотворение году русского языка в России. Чтобы дальнейшее развитие нашей страны было еще более успешным, ей нужны грамотные люди. Сегодня на уроке мы продолжим работу над грамотностью письма и еще раз прикоснемся к тайнам русского языка.
- Какие задания вы хотели бы выполнять на уроке, чтобы урок получился интересным и полезным?
II Актуализация опорных знаний.
- На дворе ноябрь, предзимье. Как называется этот период осени?
- Поздняя осень вдохновляла многих поэтов, художников, композиторов на творчество. А у поэта, со стихами которого мы сегодня встретимся, осень была любимым и, поэтому самым плодотворным временем года.
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.
- Кто этот поэт? (А.С. Пушкин)
На доске стихотворение:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
Зрительный диктант.
- Вчитайтесь в каждую буковку. Прочтите слова поздний и обыкновенно три раза орфографически, орфоэпически и снова орфографически, закрыв ушки.
- Что можете сказать? Запишите, выделив слабые позиции гласных и согласных и знакомые вам орфограммы пастой зеленого цвета.
Текст закрывается. Учитель диктует текст детям. Один из учеников работает у доски.
III Работа над темой урока.
- Определите части речи, подпишите их. Есть какие-то сомнения, вопросы к классу?
- Какая часть речи в данном двустишии не похожа на все остальные сразу по нескольким признакам?
Дети: - Это – союз не. Это служебная часть речи.
Работа в парах.
- Вспомните, что вы знаете о служебных частях речи.
Дети: - Частицы, предлоги и союзы не являются членами предложения, не обозначают предметов, признаков, действий. Предлоги служат для связи слов в предложении, союзы служат для соединения однородных членов предложения и для связи простых предложений в составе сложного.
- Несмотря на свое служебное положение, все они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов. Это всегда нужно помнить!
- Об одной из служебных частей речи мы будем говорить сегодня на уроке более подробно. Догадайтесь, о какой?
- Я не смогла вас затруднить, не услышала плохих ответов, не увидела ошибок и не могу не городиться вами.
- Какую из служебных частей речи я использовала, чтобы высказать мнение о вашей работе.
- Частиц в русском языке много. Каждая из них относится к определенной группе, имеющей свое название. А вот как называется в русском языке частица не, я вам не скажу! У нее есть имя, но какое, - догадайтесь сами! Что она выражает, утверждение или отрицание?
На доске слова:
- Не любил
- Невзлюбить
- Негодует
- Не встретим
- Что можете сказать? Значение всех слов понятно?
- Распределите слова в две группы, чтобы в каждую группу попали слова, похожие по общему признаку.
- Какой вывод можете сделать по этому этапу урока?
Вывод: не с глаголами пишется раздельно.
- А когда пишется слитно?
- Какой алгоритм мы с вами разработаем для этой орфограммы?
- Как назовем эту орфограмму? Как будем действовать на этом этапе (этап анализа)?
Работа в группах.
- Работа в группе будет проходить по плану, который вы найдете в конвертах.
В конвертах находятся слова:
ненавидеть | нелетать |
нести | неубежать |
нервничать | недумать |
и план работы:
План работы в группе
Прочтите слова. Есть ли здесь слова с
ошибками?
Проверка у доски.
Творческая работа.
- Ребята, напишите сочинение – миниатюру “Поздняя осень”, используя глаголы с частицей не и с приставкой не.
Ребята работают под музыку П.И. Чайковского “Осенняя песнь”.
IV Итог урока.
- Что главное было сегодня на уроке? Какие открытия вы сделали?
- Если бы Пушкин присутствовал сегодня на нашем уроке, то я предполагаю, что он обратился бы к вам с теми же словами, с которыми он обратился когда-то к своим друзьям – одноклассникам:
Друзья мои! Прекрасен наш союз,
Он как душа неразделим и вечен.
- Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык.
- Не грустите! Не унывайте! Не отчаивайтесь, если что-то пока не получается. Вы меня не огорчили, не подвели!
- Всем спасибо за урок!