Урок русского языка в 4-м классе (система Л.В. Занкова). Тема урока "Отрицательная частица НЕ. НЕ с глаголами".

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Расширить знание детей о служебных частях речи.
  • Познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами и правописанием глаголов-исключений, не употребляющихся без не.
  • Развивать орфографическую зоркость. Формировать умение анализировать, обобщать, классифицировать. Развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Прививать любовь к родному русскому языку, к поэзии А.С. Пушкина. Воспитывать чувство патриотизма.
  • Формировать умение общаться, слушать друг друга.

Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, конверты со словами и планом работы для работы в группах, аудиозапись “Осенняя песнь” П.И. Чайковского.

Ход урока

I Организационный момент (мотивационный этап).

Учитель читает стихотворение:

Я скажу Вам напрямик:
Русский – мой родной язык.
Знаю я наверняка:
Нет богаче языка,
И красивее его
Я не знаю ничего

- Понравилось стихотворение? О чем оно? Хотите знать, кто автор?

- Я думаю, автор заслуживает аплодисментов. Эти аплодисменты тебе, Женя!

- Я начала урок со стихотворения вашей одноклассницы Жени Осенковой, чтобы наше с ней поэтическое настроение передалось и вам, ребята, и нашим гостям. Женя посвятила это стихотворение году русского языка в России. Чтобы дальнейшее развитие нашей страны было еще более успешным, ей нужны грамотные люди. Сегодня на уроке мы продолжим работу над грамотностью письма и еще раз прикоснемся к тайнам русского языка.

- Какие задания вы хотели бы выполнять на уроке, чтобы урок получился интересным и полезным?

II Актуализация опорных знаний.

- На дворе ноябрь, предзимье. Как называется этот период осени?

- Поздняя осень вдохновляла многих поэтов, художников, композиторов на творчество. А у поэта, со стихами которого мы сегодня встретимся, осень была любимым и, поэтому самым плодотворным временем года.

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.

- Кто этот поэт? (А.С. Пушкин)

На доске стихотворение:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
Зрительный диктант.

- Вчитайтесь в каждую буковку. Прочтите слова поздний и обыкновенно три раза орфографически, орфоэпически и снова орфографически, закрыв ушки.

- Что можете сказать? Запишите, выделив слабые позиции гласных и согласных и знакомые вам орфограммы пастой зеленого цвета.

Текст закрывается. Учитель диктует текст детям. Один из учеников работает у доски.

III Работа над темой урока.

- Определите части речи, подпишите их. Есть какие-то сомнения, вопросы к классу?

- Какая часть речи в данном двустишии не похожа на все остальные сразу по нескольким признакам?

Дети: - Это – союз не. Это служебная часть речи.

Работа в парах.

- Вспомните, что вы знаете о служебных частях речи.

Дети: - Частицы, предлоги и союзы не являются членами предложения, не обозначают предметов, признаков, действий. Предлоги служат для связи слов в предложении, союзы служат для соединения однородных членов предложения и для связи простых предложений в составе сложного.

- Несмотря на свое служебное положение, все они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов. Это всегда нужно помнить!

- Об одной из служебных частей речи мы будем говорить сегодня на уроке более подробно. Догадайтесь, о какой?

- Я не смогла вас затруднить, не услышала плохих ответов, не увидела ошибок и не могу не городиться вами.

- Какую из служебных частей речи я использовала, чтобы высказать мнение о вашей работе.

- Частиц в русском языке много. Каждая из них относится к определенной группе, имеющей свое название. А вот как называется в русском языке частица не, я вам не скажу! У нее есть имя, но какое, - догадайтесь сами! Что она выражает, утверждение или отрицание?

На доске слова:

  • Не любил
  • Невзлюбить
  • Негодует
  • Не встретим

- Что можете сказать? Значение всех слов понятно?

- Распределите слова в две группы, чтобы в каждую группу попали слова, похожие по общему признаку.

- Какой вывод можете сделать по этому этапу урока?

Вывод: не с глаголами пишется раздельно.

- А когда пишется слитно?

- Какой алгоритм мы с вами разработаем для этой орфограммы?

- Как назовем эту орфограмму? Как будем действовать на этом этапе (этап анализа)?

 Работа в группах.

- Работа в группе будет проходить по плану, который вы найдете в конвертах.

В конвертах находятся слова:

ненавидеть нелетать
нести неубежать
нервничать недумать

и план работы:

План работы в группе

  • Прочтите слова. Есть ли здесь слова с ошибками?
  • Если есть, то подумайте, как можно исправить ошибку.  (Подсказка: вам помогут ножницы.)
  • Распределите слова в две группы.
  • Сделайте вывод.
  • Выберите выступающего.
  • Желаю успеха в работе!

Проверка у доски.

Творческая работа.

- Ребята, напишите сочинение – миниатюру “Поздняя осень”, используя глаголы с частицей не и с приставкой не.

Ребята работают под музыку П.И. Чайковского “Осенняя песнь”.

IV Итог урока.

- Что главное было сегодня на уроке? Какие открытия вы сделали?

- Если бы Пушкин присутствовал сегодня на нашем уроке, то я предполагаю, что он обратился бы к вам с теми же словами, с которыми он обратился когда-то к своим друзьям – одноклассникам:

Друзья мои! Прекрасен наш союз,
Он как душа неразделим и вечен.

- Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык.

- Не грустите! Не унывайте! Не отчаивайтесь, если что-то пока не получается. Вы меня не огорчили, не подвели!

- Всем спасибо за урок!