Цели:
- опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла; закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;
- развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;
- выявлять и устанавливать взаимосвязи; развивать представления о причинно – следственных связях явлений.
Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Б.Шоу).
Оборудование:- карточки: Р, S, Ag, Cu.
- Листок с надписью «химия» при помощи H2SO4(конц.).
- Таблички с надписями: «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли».
- Штатив с пронумерованными пробирками: №1 – щёлочь, №2 – фенолфталеин, №3 – кислота.
- Лист А – 8.
- Прибор для получения углекислого газа.
- Известковая вода.
- СиСl2 (р-р), NaOH (р-р),
На уроке - исследования выбираю групповую форму обучения.
В структуре урока – исследования выделяю несколько этапов:
- Актуализация опорных знаний.
Ребята распределяются по группам (группы создаются без учёта уровневых достижений). 1 группа «Оксиды», 2 группа «Кислоты», 3 группа «Основания», 4 группа «Соли» (на столах у каждой группы табличка с названием). В каждой группе ребята определяют одного консультанта. Работа учащихся, отвечающих у доски и в группах, оценивается по пятибалльной шкале (приглашаю учащихся старших классов в качестве экспертов) и количество баллов записывается в таблицу на доске.
Учитель: итак, мы с вами изучили основные классы неорганических соединений. Давайте повторим состав, свойства этих веществ и попробуем определить тему нашего урока. Для каждой группы я предлагаю «загадалку», которую желательно отгадать с первой фразы.
«Загадалка» для первой группы.
- Используют в производстве спичек.
- Просто вещество – неметалл, имеет жёлтый цвет.
- По латыни Sulfur.
Ответ: сера.
«Загадалка» для второй группы.
- Этот элемент имеет наивысшую электрическую проводимость.
- Простое вещество – металл белого цвета.
- По латыни Argentum.
Ответ: серебро.
- «Загадалка»
Ответ: медь.
«Загадалка» для четвёртой группы.
- Простое вещество - неметалл красного цвета.
- Имеет несколько аллотропных модификаций.
- В переводе с латыни «светоносный».
Ответ: фосфор.
На доске прикрепляем таблички со знаками угаданных химических элементов.
К доске выходят четыре ученика (по одному из каждой группы). Используя правила составления бинарных соединений, составляют оксиды этих элементов и называют их. В это время провожу «разминку», задаю 8 вопросов (по два вопроса каждой команде).
Вопросы разминки.
- Определённый вид атомов. (Химический элемент).
- Химическое явление. (Реакция).
- Название типа реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество. (Соединение).
- Все ли вещества состоят из молекул? (Нет).
- Растворимые в воде основания. (Щёлочи).
- Чему равен молярный объём газов при нормальных условиях? (22,4 л/моль).
- Название типа реакции, при которой из одного вещества получаются два или несколько новых веществ. (Разложение).
- Число Авогадро. (6.02 * 1023 частиц в одном моле вещества).
- Постановка учебных целей.
Провожу химический диктант (один ученик записывает формулы веществ на обратной стороне доски, остальные – в тетрадях).
CaO, CO2 , MgO, C, H2CO3, Ca, NaCl, Ca(OH)2, NaOH, CaCO3, H2SO4.
Проверяем правильность написания химических формул.
Задания группам: Распределить данные вещества по классам.
1 группа – учащиеся выписывают формулы оксидов, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении углекислого газа (работают со справочным материалом).
Показать опыт: распознавание углекислого газа при помощи известковой воды (учащиеся записывают уравнение данной реакции в тетрадях).
2 группа – учащиеся выписывают формулы кислот, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении серной кислоты.
Показать опыт: нагреваем на спиртовке лист А-4 (на нём заранее написано слово «химия» при помощи концентрированной серной кислоты), появляются буквы чёрного цвета. Дать объяснение этому явлению.
3 группа – учащиеся выписывают формулы оснований, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении гидроксида натрия.
Показать опыт: «превращение воды в вино».
4 группа – учащиеся выписывают формулы солей, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении солей: хлорида натрия и карбоната кальция. На столах учащихся образцы этих солей.
- Создание проблемной ситуации.
Задание для всего класса:
1. Из веществ, формулы которых были предложены на химическом диктанте, выберите те, которые можно объединить в две группы (варианты будут различные). Остановимся на том варианте, где учащиеся увидят формулы веществ, содержащих один и тот же элемент.
2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:
Учитель: в каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ca и C, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Вопрос: как в биологии называется носитель наследственной информации? Ген. Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи. Поэтому цепи или ряды называются генетическими.
- Определение темы и цели исследования.
Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» (запись на доске и в тетради).
Задание для групп:
Исходя из двух составленных цепей: кальция и углерода, используя обозначения Ме) и неМе , 1 и 3 группы составьте опорный конспект в виде блока для Ме, а 2 и 4 группы – для неМе. Составьте суждение, оформите на большом листе.
Получаем:
Суждение. Между основными классами неорганических соединений существует родственная (генетическая взаимосвязь).
Творческое задание №1.
(Работа в группах).
- Используя общие схемы генетических рядов, составьте две генетические цепи, представленные элементами, атом, которого содержит 12 протонов, а другой - 16 электронов. Напишите уравнения реакций для этих генетических рядов. (Проверяем).
- Провожу «Мозговой штурм». Какие типы химических реакций вы знаете? (записываем на доске).
- Выберите реакции получения веществ, относящихся к вашему классу, и определите тип данной реакции. Назовите полученные вещества.
- Выдвижение гипотезы.
Творческое задание №2.
(Фронтальная работа с классом).
- Проблемная ситуация.
4. Составляем уравнения реакций для данных цепей, определяем типы реакций, называем вещества, определяем классы неорганических соединений.
- Проверка гипотезы.
Проведение лабораторной работы: Осуществление цепочки химических превращений» .
Творческое задание №3..
(Работа в группах).
Определите каждое вещество в цепи, если известно, что А – газ, который поддерживает горение, В – металл красно – розового цвета, при взаимодействии с веществом А образует вещество чёрного цвета, которое при взаимодействии с лёгким газом образует вещество В.(Обсуждаем). Составьте уравнения реакций для данной цепи, определите тип реакций и назовите все вещества.
Творческое задание №4..
Практическая часть.
Задание.