Научно-методическая разработка урока по химии в 8-м классе (развивающее обучение) по теме "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Разделы: Химия


Цели:

  1. опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла; закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;
  2. развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;
  3. выявлять и устанавливать взаимосвязи; развивать представления о причинно – следственных связях явлений.

Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Б.Шоу).

Оборудование:
  • карточки: Р, S, Ag, Cu.
  • Листок с надписью «химия» при помощи H2SO4(конц.).
  • Таблички с надписями: «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли».
  • Штатив с пронумерованными пробирками: №1 – щёлочь, №2 – фенолфталеин, №3 – кислота.
  • Лист А – 8.
  • Прибор для получения углекислого газа.
  • Известковая вода.
  • СиСl2 (р-р), NaOH (р-р),

На уроке - исследования выбираю групповую форму обучения.

В структуре урока – исследования выделяю несколько этапов:

  • Актуализация опорных знаний.

Ребята распределяются по группам (группы создаются без учёта уровневых достижений). 1 группа «Оксиды», 2 группа «Кислоты», 3 группа «Основания», 4 группа «Соли» (на столах у каждой группы табличка с названием). В каждой группе ребята определяют одного консультанта. Работа учащихся, отвечающих у доски и в группах, оценивается по пятибалльной шкале (приглашаю учащихся старших классов в качестве экспертов) и количество баллов записывается в таблицу на доске.

Учитель: итак, мы с вами изучили основные классы неорганических соединений. Давайте повторим состав, свойства этих веществ и попробуем определить тему нашего урока. Для каждой группы я предлагаю «загадалку», которую желательно отгадать с первой фразы.

«Загадалка» для первой группы.

  1. Используют в производстве спичек.
  2. Просто вещество – неметалл, имеет жёлтый цвет.
  3. По латыни Sulfur.

Ответ: сера.

«Загадалка» для второй группы.

  1. Этот элемент имеет наивысшую электрическую проводимость.
  2. Простое вещество – металл белого цвета.
  3. По латыни Argentum.

Ответ: серебро.

  1. «Загадалка» для третьей группы.
  2. Входит в состав медного купороса.
  3. Простое вещество – металл красно – розового цвета.
  4. По латыни Cuprum.

Ответ: медь.

«Загадалка» для четвёртой группы.

  1. Простое вещество - неметалл красного цвета.
  2. Имеет несколько аллотропных модификаций.
  3. В переводе с латыни «светоносный».

Ответ: фосфор.

На доске прикрепляем таблички со знаками угаданных химических элементов.

К доске выходят четыре ученика (по одному из каждой группы). Используя правила составления бинарных соединений, составляют оксиды этих элементов и называют их. В это время провожу «разминку», задаю 8 вопросов (по два вопроса каждой команде).

Вопросы разминки.

  1. Определённый вид атомов. (Химический элемент).
  2. Химическое явление. (Реакция).
  3. Название типа реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество. (Соединение).
  4. Все ли вещества состоят из молекул? (Нет).
  5. Растворимые в воде основания. (Щёлочи).
  6. Чему равен молярный объём газов при нормальных условиях? (22,4 л/моль).
  7. Название типа реакции, при которой из одного вещества получаются два или несколько новых веществ. (Разложение).
  8. Число Авогадро. (6.02 * 1023 частиц в одном моле вещества).
  • Постановка учебных целей.

Провожу химический диктант (один ученик записывает формулы веществ на обратной стороне доски, остальные – в тетрадях).

CaO, CO2 , MgO, C, H2CO3, Ca, NaCl, Ca(OH)2, NaOH, CaCO3, H2SO4.

Проверяем правильность написания химических формул.

Задания группам: Распределить данные вещества по классам.

1 группа – учащиеся выписывают формулы оксидов, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении углекислого газа (работают со справочным материалом).

Показать опыт: распознавание углекислого газа при помощи известковой воды (учащиеся записывают уравнение данной реакции в тетрадях).

2 группа – учащиеся выписывают формулы кислот, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении серной кислоты.

Показать опыт: нагреваем на спиртовке лист А-4 (на нём заранее написано слово «химия» при помощи концентрированной серной кислоты), появляются буквы чёрного цвета. Дать объяснение этому явлению.

3 группа – учащиеся выписывают формулы оснований, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении гидроксида натрия.

Показать опыт: «превращение воды в вино».

4 группа – учащиеся выписывают формулы солей, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении солей: хлорида натрия и карбоната кальция. На столах учащихся образцы этих солей.

  • Создание проблемной ситуации.

Задание для всего класса:

1. Из веществ, формулы которых были предложены на химическом диктанте, выберите те, которые можно объединить в две группы (варианты будут различные). Остановимся на том варианте, где учащиеся увидят формулы веществ, содержащих один и тот же элемент.

2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:

Учитель: в каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ca и C, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).

Вопрос: как в биологии называется носитель наследственной информации? Ген. Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи. Поэтому цепи или ряды называются генетическими.

  • Определение темы и цели исследования.

Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» (запись на доске и в тетради).

Задание для групп:

Исходя из двух составленных цепей: кальция и углерода, используя обозначения Ме) и неМе , 1 и 3 группы составьте опорный конспект в виде блока для Ме, а 2 и 4 группы – для неМе. Составьте суждение, оформите на большом листе.

Получаем:

Суждение. Между основными классами неорганических соединений существует родственная (генетическая взаимосвязь).

Творческое задание №1.

(Работа в группах).

  1. Используя общие схемы генетических рядов, составьте две генетические цепи, представленные элементами, атом, которого содержит 12 протонов, а другой - 16 электронов. Напишите уравнения реакций для этих генетических рядов. (Проверяем).
  2. Провожу «Мозговой штурм». Какие типы химических реакций вы знаете? (записываем на доске).
  3. Выберите реакции получения веществ, относящихся к вашему классу, и определите тип данной реакции. Назовите полученные вещества.
  • Выдвижение гипотезы.

Творческое задание №2.

(Фронтальная работа с классом).

  1. Проблемная ситуация. Можно ли составить «обратный» генетический ряд. Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд? (варианты могут быть разные).
  2. Выбираем соль (акцентируем внимание на том, чтобы растворимая соль была представлена металлом, гидроксид которого не растворяется в воде) или нерастворимое основание.
  3. Например:

4. Составляем уравнения реакций для данных цепей, определяем типы реакций, называем вещества, определяем классы неорганических соединений.

  • Проверка гипотезы.

Проведение лабораторной работы: Осуществление цепочки химических превращений» .

  • Решение задач в новой ситуации.

Творческое задание №3..

(Работа в группах).

Определите каждое вещество в цепи, если известно, что А – газ, который поддерживает горение, В – металл красно – розового цвета, при взаимодействии с веществом А образует вещество чёрного цвета, которое при взаимодействии с лёгким газом образует вещество В.(Обсуждаем). Составьте уравнения реакций для данной цепи, определите тип реакций и назовите все вещества.

Творческое задание №4..

Практическая часть.

Задание.

  • Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.